Проведенные в период царствования Александра 2 преобразования имели важные последствия для России тех времен. Не только потомки, но и современники императора отмечали как положительное значение реформ Александра 2 для развития государственности, так и отрицательное.
Неизбежность реформ
Сразу после вступления на престол в феврале 1855 года – на следующий день после кончины отца императора Николая 2 – Александр 2 дал понять своим подданным, что прекрасно понимает, в какую пору ему придется править и в каком состоянии досталась ему страна. Об этом он заявил в своей первой речи в качестве императора перед членами Государственного совета. Общественно-политическая обстановка в России была на тот период далека от стабильной и прогрессивно развивающейся. Необходимо было в короткие сроки решить ряд довольно сложных как внутренних, так и внешних политических вопросов, чтобы вывести страну из кризиса.Провальная Крымская война привела к расстройству финансовой системы и полной международной изоляции России. Росло недовольство среди знати и крестьянства правлением высших чиновников и ставленников императора в провинциях. Народ понимал, что необходимы перемены и готов был пойти за любым лидером, если бы он пообещал их дать. Распространение террористического движения было принято в обществе как протест против отжившей свое монархии. Образовательная реформа Александра 2, начало которой было положено в первые годы его правления, на некоторое время успокоила разгоряченные умы прогрессивно настроенной молодежи, но ненадолго. В конце концов император пал жертвой заговора народовольцев, несмотря на все свои благие намерения.
Волнения студенчества до реформы
В последние годы царствования Николая 2 в студенческом сообществе, уставшем от жесткого режима обучения и быта, уже намечались первые признаки будущего массового непокорства. Но смена правителя, последующее некоторое послабление в жизни студентов, новое руководство в университетах обеих столиц частично погасили ропот недовольных. Причины реформ Александра 2, в том числе и образовательной, заключались не только в том или ином стихийно вспыхнувшем событии – существовал немалый ряд обстоятельств.
Небольшие студенческие беспорядки, которыми была отмечена Москва 1858 года, были вызваны бестактностью и невежеством полиции, прочно зацикленной на стабильном и вялотекущем настоящем, тогда как прогрессивная молодежь стремительно рвалась в динамичное будущее. К политике стычки с полицией в те годы не имели никакого отношения и императором были оправданы – всю вину за них Александр возложил на стражей порядка, но к началу 60-х оппозиционное настроение российского общества захватило и университеты. Ответом на строптивость студенческой среды и стала реформа образования Александра 2. Кратко ее можно охарактеризовать так: старый устав, действующий с 1835 года, заменили на новый, николаевских ставленников сместили, в ректорские кресла университетов сели назначенцы Александра.Образование для всех
В начале 1861 года произошли некоторые принципиальные для страны события, которые во многом определили курс правления нового императора: бездненская катастрофа, новые бунты студенчества на гибель крестьян, провокации полицейских, неоднозначность, с которой воспринимаются обществом даже самые малозначимые происшествия в стране. Инициатором большинства преобразований, начало которым было положено в первые годы 60-х, являлся сам Александр 2. Реформы образования должны были существенно изменить правила обучения в университетах, реальных училищах, дать возможность крестьянским детям учиться грамоте. Просветительские преобразования были радостно приняты и женской половиной населения страны – стало очевидным, что вскоре и для них будут открыты обучающие заведения. До правления Александра 2 девочки из знатных семей получали необходимое их статусу образование на дому, в купеческих, мещанских и крестьянских домах о таких пустяках, как умение детей читать и писать, заботились лишь редкие родители.Разработка проекта будущего Устава
К осени 1861 года должны были заработать утвержденные Александром несколькими месяцами ранее университетские правила. С будущим Уставом они не имели ничего общего и были разработаны для временного внедрения, пока в министерстве просвещения трудились над проектами ожидаемых широкомасштабных преобразований.
Реформа народного образования Александра 2 проводилась взвешенно и продуманно. Российские профессоры изучали порядки и формы обучения в лучших европейских университетах, куда были откомандированы специально для этих целей. Все их наработки не один месяц обсуждались чиновниками, выдающимися учеными и видными политическими деятелями. Проект был разослан в образовательные учреждения не только России, но и некоторых западных стран. Широкое обсуждение проводилось и в прессе, что благосклонно принял сам Александр 2. Реформы образования, плюсы и минусы которых вызывали бурные дискуссии, все же были приняты и внедрены по всей стране. Их подписание состоялось 18 июня 1863 года.
Особенности университетского Устава и последствия его внедрения
За стремлением приблизить столь радикальные преобразования к потребностям и императора, и поданных одновременно, некоторые положения Устава лишь подразумевали демократизацию студенческого общества. Созданная корпорация профессоров наделяла их автономным самоуправлением советом и факультетами, тем самым лишая студентов возможности легального создания собственных товариществ, которыми отличались западные университеты. Образовательная реформа Александра 2 разрабатывалась якобы по европейскому образу и подобию, но практически ничем на них не походила.
Несомненно, плюсами служило более свободное посещение лекций, допуск к ним вольнослушателей, надзор общественности за правлением университетами. Широко пропагандировались не только образовательная, но и воспитательная составляющая преподавания. Но отсутствие студенческого самоуправления, наплыв вольнослушателей, которые могли свободно укоренять в массах не всегда полезные вольнодумские принципы, довольно часто становились поводами для новых волнений. Причины реформ Александра 2, в основе которых лежало неэффективное правление, на деле не были исправлены, и это касалось не только университетского Устава.
Реформа среднего образования
Расширение сети народных училищ в России приходится также на 60-е годы XIX века. Кроме преобразований, которые коснулись университетской среды, реформа просвещения Александра 2 затрагивала все имеющиеся на тот момент учебные заведения, куда вовлечены были дети из всех слоев населения. Среднее образование отныне можно было получить не только в классических гимназиях, но и в реальных училищах, в которых более усиленно преподавали математику и естественные науки. Некоторые современники считали эти училища дискриминирующими систему образования, созданными лишь для выходцев из низших и средних сословий, так как в них не велось обучение языкам, чем отличались классические гимназии. Впоследствии выпускникам реальных училищ фактически был закрыт доступ в университеты из-за недостатка знаний языков.
Считал ли это важным Александр 2? Реформы образования, проведенные в его правление, давали возможность получать среднее образование значительно большему количеству детей, чем было до него, и это являлось главным на тот момент.
Образование женщин до реформ Александра
Как это ни странно, но лишь в конце XIX века в России впервые заговорили об учреждении казенных школ для девушек. Институты, где имели возможность получать образование дочери дворян, впервые появились еще при Екатерине 2, но их было немного, широкой популярностью они не пользовались из-за устоявшихся в ту пору принципов полового неравенства, при которых женщинам отводилась лишь роль матери семейства и только.Подобное положение вещей изменил демократичный Александр 2 – реформы образования, которые он считал не менее значимыми, чем отмена крепостного права, распространялись и на девушек. Тем более что женский вопрос, который в те годы все шире распространялся в обществе, горячо поддерживали не только эмансипированные дамы – ощущать свою публичную значимость хотели многие представительницы прекрасной половины. В 1859 году практически во всех российских городах были открыты женские училища. Им покровительствовала сама императрица Мария Александровна.
От отмены крепостного права до обучения крестьянских детей
Император Александр 2 вошел в историю под именем «Освободитель». Отмена крепостного права, которая была при нем осуществлена, несколько затмила остальные преобразования его правления, а их было немало. Та же реформа народного образования Александра 2 – чем не повод дать ему имя «Просветитель»?В среде интеллигенции, помимо женского вопроса, обсуждались последствия исхода крестьян от помещиков и их дальнейшая участь. Идеи о потребностях организации начального образования для крестьянских детей споров практически не вызывали – необходимость их обучения просвещенные умы государства признавали безоговорочно. Многие в качестве примера приводили гения российской науки Михаила Ломоносова, судьба
которого была столь удивительна и уникальна. Глубокое уважение к нему испытывал и Александр 2. Реформы образования должны были открыть многим крестьянским детям дорогу в мир знаний. Большим сторонником просвещения в народе был И.С.Тургенев, предложивший свой проект создания комитета грамотности, который и был одобрен императором.Историческое значение преобразований, введенных в правление Александра
Кроме того, что Александр 2 отменил крепостное право, принял и подписал новые образовательные Уставы, провел полную просветительскую реформу, среди его заслуг есть и другие важные преобразования, коснувшиеся всего российского общества. На 1862-1863 годы приходится принятие изменений управления финансовыми ресурсами государства, на 1865-й – закона о печати. Реформы – самоуправления, судебная, военная – обществом были приняты по-разному, но их необходимость признавалась всеми. Пусть не все было осуществлено так, как задумывалось, но сам факт преобразований и положительное значение реформ Александра 2 для дальнейшего развития государства трудно не признать. Пусть некоторым из них дают разные оценки и поныне, но как на внутренней, так и на внешнеполитической арене Россия в эпоху Александра 2 стала сильнее.