В России к середине 19 столетия аграрно-крестьянский вопрос стал острейшей общественно-политической проблемой. Из всех государств Европы крепостное право оставалось только в ней, что создавало препятствия для социального, политического, экономического развития. Сохранение крепостничества было связано с особенностями самодержавия. С момента образования страны и абсолютизма в ней, правительство опиралось исключительно на дворян, и потому обязано было все его интересы учитывать.
Большинство общественных и государственных деятелей были согласны с тем, что крепостное право на Руси позорит государство, относя его в категорию государств отсталых. Тема крестьянского освобождения постоянно обсуждалась общественностью в конце 18 - середине 19 веков. Отмена крепостного права занимала умы славянофилов, западников, декабристов. Вопрос крестьянского освобождения поднимался некоторыми депутатами Уложенной комиссии – Чупровым, Масловым, Полежаевым. Отмена крепостного права волновала и просветителей, и прочих радикально настроенных общественных деятелей.
К середине 19 века упрочились обусловившие уничтожение крепостнической системы факторы. Следует отметить, что эта система изжила себя, главным образом, с экономической точки зрения. Основанное на работе крепостных, хозяйство помещиков приходило в упадок. Правительство таким состоянием было обеспокоено, так как на поддержку помещиков тратились огромные средства.
Отмена крепостного права была необходима стране. В условиях крестьянской зависимости была затруднена индустриальная модернизация державы. Крепостничество являлось препятствием к накоплению капиталов, которые были вложены в производство. Кроме того, весьма затруднялось формирование рынка свободной трудовой силы, повышению покупательской способности у населения.
Отмена крепостного права означала предоставление крестьянам личной свободы и общегражданских прав. Манифест был принят в 1861 году, 19 февраля. Согласно новой реформе, крестьянин мог заключать сделки, владеть недвижимым и движимым имуществом, выступать в качестве юридического лица. С того момента, люди освобождались от опеки помещика, могли вступать в брак без его разрешения. Крестьяне допускались к службе и обучению, в другие сословия (мещан и купцов).
Крепостное право отменили, однако, личная свобода крестьянина была ограничена. Главным образом, это коснулось сохранения общины. Буржуазное развитие в деревне было затруднено общинной собственностью на землю, круговой порукой, пределами наделов. Крестьяне на тот момент были единственным социальным слоем, который уплачивал подушную подать, нес рекрутскую повинность и мог быть подвергнут избиению в наказание.
Положения манифеста об освобождении крестьян регламентировали наделение их участками земли. Однако в процессе решения этого вопроса наделы для освобожденных были урезаны значительно. Кроме того, за получаемый надел крестьянин должен был заплатить выкуп. Разумеется, денег у него не было. Для единовременного получения помещиками выкупа, государством была предоставлена крестьянам ссуда на 49 лет, составлявшая 80% от стоимости наделов. Однако в 1906 году крестьяне добились отмены этих выкупных платежей. При этом необходимо отметить, что к тому времени ими было отдано порядка 2-х млн. рублей, что практически вчетверо превышает реальную рыночную стоимость земли в 1861 году. Вместе с этим, крестьянские выплаты помещику стали долговременными и породили, так называемое, временно-обязанное состояние, которое было отменено только в 1881 году.
По мнению современников, крестьянская реформа являлась событием великим. Манифест освободил более 30 миллионов человек, создал условия для экономического развития страны в то время. Однако при этом отмена крепостничества стала сложным компромиссом между обществом и государством.