Слово "интервал" употребляется в нескольких значениях. В музыке интервалы - это созвучия, состоящие из двух звуков. Расстояние между ними может быть разным. Существуют простые и составные интервалы, увеличенные и уменьшенные (характерные, тритоны), консонирующие и диссонирующие, а также мелодические и гармонические. Об этом и пойдет речь дальше.
Значение слова
Многие исследователи отмечают, что интервалы – это некие промежутки, расстояния между чем-то или перерывы. Так, например, это может быть определенная дистанция между войсковыми частями или рядами войск. Также данным словом характеризуют промежуток времени.
В музыке интервалы – это соотношения по высоте двух звуков. Они могут быть взяты поочередно. Такие интервалы называются мелодическими. Если же звуки берутся одновременно, то их названия – гармонические.
Музыкальные интервалы
Как уже говорилось выше, интервалы – это созвучия, которые состоят из двух звуков (двух ступеней лада). Расстояние между ними может быть разным. От одной ступени до пятнадцати. Верхний звук интервала называется вершиной, а нижний – основанием. Бывают мелодические и гармонические, консонирующие и диссонирующие, простые и составные, увеличенные и уменьшенные (тритоны, характерные).
Интервал состоит из двух величин: первая - тоновая, вторая - ступеневая. Тоновая величина определяет, сколько тонов в конкретном интервале. Так, например, в приме – ноль тонов, в большой секунде – один тон, в малой терции – полтора тона и так далее. Ступеневая же величина дает понять, сколько охватывает ступеней тот или иной интервал. Так, например, в кварте – четыре ступени, вне зависимости от того, чистая она, увеличенная или уменьшенная. То есть тут уже влияет тоновая величина. Если кварта чистая, то в ней должно быть четыре ступени и 2,5 тона. Если кварта уменьшенная, то ступеней остается четыре, а вот тонов уже будет два. Соответственно, в увеличенной кварте такое же количество ступеней, но три тона. Мы неоднократно говорим о тоне и полутоне. Остановимся более подробно на этих понятиях.
Тон и полутон
Тон – дистанция между двумя соседними звуками, состоит из двух полутонов. Рассмотрим их исключительно по белым клавишам. Это звуки: до – ре, ля – си, ре – ми, соль – ля, фа – соль. Многие преподаватели, объясняя эту тему детям, указывают, что если между двумя белыми клавишами стоит черная, то это тон, а если черная клавиша отсутствует, то это полутон.
В музыке полутон – это наименьшая дистанция между двумя соседними звуками. Это оставшиеся звуки: си – до и ми – фа.
Тоны и полутоны строятся не только по белым клавишам, но и во взаимодействии с черными. Так, например, си – до-диез и ми – фа-диез – это уже тон. А вот: ре – ми-бемоль, до – ре-бемоль, ля – си-бемоль, соль диез – ля, фа диез – соль (и так далее) – это полутоны.
Простые интервалы
Не больше одной октавы. Их всего восемь. Это:
- Прима. Охватывает одну ступень и содержит ноль тонов.
- Секунда – интервал, который состоит из двух ступеней. Бывает большой и малой. В большой секунде один тон, в малой – полтона.
- Терция. Охватывает три ступени. Так же, как и секунда, бывает малой и большой. Малая содержит полтора тона, а большая – два.
- Кварта. В этом интервале два с половиной тона и четыре ступени. Бывает только чистой.
- Квинта. Охватывает пять ступеней и содержит три с половиной тона. Так же, как и кварта, бывает чистой. Однако, если в кварте три тона и четыре ступени, то это увеличенная кварта. Если в квинте столько же тонов и пять ступеней, то это уменьшенная квинта. Такие интервалы еще называются тритоны.
- Секста состоит из шести ступеней. Большая секста содержит четыре с половиной тона. Малая – четыре тона.
- Септима охватывает семь ступеней. Малая септима состоит из пяти тонов. Большая – из пяти с половиной.
- Октава состоит из восьми ступеней. Бывает только чистой. Содержит шесть тонов.
Составные интервалы
Музыкальная грамота для начинающих содержит сведения не только о простых интервалах, но и о составных. Это такие интервалы, которые больше одной октавы.
- Нона – состоит из девяти ступеней. Проще говоря, это секунда через октаву.
- Децима – содержит десять ступеней. Соответственно, это терция после октавы.
- Ундецима – состоит из одиннадцати ступеней. Чтобы ее построить, нужно от данного звука подняться на кварту через октаву.
- Дуодецима – охватывает двенадцать ступеней. Это квинта после октавы.
- Терцдецима – содержит тринадцать ступеней. Соответственно, это секста через одну октаву.
- Квартдецима – состоит из четырнадцати ступеней. Чтобы ее построить, нужно от определенного звука подняться на септиму через октаву.
- Квинтдецима – охватывает пятнадцать ступеней. Это двойная октава.
После квинтдецимы интервалы не имеют названий.
Обращение интервалов
Каждая музыкальная грамота для начинающих содержит информацию не только про интервалы, но и про их обращения. А это, собственно, перенесение основания (нижнего звука) на одну октаву вверх или вершины (верхнего звука) на октаву вниз. При этом нижний и верхний звуки меняются местами.
Чистая прима превращается в чистую октаву. Малая секунда обращается в большую септиму. Большая секунда становится малой септимой.
Малая терция превращается в большую сексту. Большая терция переходит в малую сексту. Чистая кварта обращается в чистую квинту (и наоборот).
То есть чистые переходят в чистые, малые – в большие (и наоборот), увеличенные – в уменьшенные (и наоборот).
Консонанс и диссонанс
По своему звучанию все гармонические интервалы бывают двух видов: консонирующие и диссонирующие.
Консонанс – это согласное и благоприятное для слуха звучание. Оно ассоциируется со спокойным состоянием, ему характерно отсутствие стремлений. Консонирующие интервалы делятся на:
- Весьма совершенный консонанс – чистая октава и чистая прима.
- Совершенный консонанс – квинта и кварта.
- Несовершенный консонанс – малая терция и секста, большая терция и секста.
Диссонанс – это антагонистичность консонансу. На слух это более резкое звучание, несогласованное. Звучание диссонансов в музыке широко применяется для того, чтобы передать различные человеческие чувства: тревогу, напряжение, волнение. Диссонансы, как и эти возбужденные чувства, требуют обязательного разрешения. То есть все они стремятся к консонансу. Среди диссонирующих интервалов стоит отметить: малую и большую секунду и септиму, тритоны, характерные интервалы.
Интервалы монотонности
Музыка обладает удивительной способностью – владеть нашим психологическим состоянием. В ней все абстрактно. Человеческий разум во всем потоке звуков распознает эмоции и чувства, заложенную идею. Музыкальная ткань соткана из тональных расстояний между звуками и аккордами. Многие слышали о таких понятиях, как гамма, квинтовый круг, модуляция и проч. Однако не все знают, что такое интервалы монотонности.
Марина Корсакова-Крейн (нейропсихолог) провела ряд экспериментов на выявление реакции слушателей на ту или иную музыку.
Суть первого эксперимента заключалась в исследовании реакции человека на различные расстояния во всевозможных тональностях и ладах. Для другого эксперимента был избран мажорный лад и были написаны короткие и монотонные последовательности. Однообразие было нужно для того, чтобы слушатели сконцентрировались на интуитивном ощущении расстояний в тональном пространстве. Для второго эксперимента применялись самые простые цепочки аккордов, а также эпизоды классической и романтической музыки.
Таким образом, данная тема тщательно рассматривается на уроках сольфеджио. Интервалы имеют несколько значений. Это: временной промежуток, какая-либо дистанция, а также перерыв. В музыке интервалом называется дистанция между двумя звуками, которая может быть совершенно различной. Существуют простые и составные интервалы, увеличенные и уменьшенные (характерные, тритоны), консонирующие и диссонирующие, а также мелодические и гармонические. Простые интервалы находятся в пределах одной октавы. Составные интервалы выходят за рамки октавы. Консонирующие интервалы имеют приятное звучание. Диссонирующие звучат резко и требуют разрешения.