Коммуникация любой компании – это целостный процесс. Та информация, которая сообщается инвесторам, может повлечь за собой определенные последствия для взаимоотношений компании с чиновниками, сотрудниками, потребителями. Чтобы учесть все коммуникационные задачи, которые стоят перед компанией, и существуют связи с инвесторами, или Investor Relations.
История возникновения
Впервые понятие «связи с инвесторами» было сформулировано Ральфом Кординером (компания General Electric) в 1953 году. Первые IR-службы распространяли финансовую информацию о фирме, пресс-релизы о годовых отчетах и финансовых результатах. В 1969 году был создан Национальный институт по связям с инвесторами (США) – первая профессиональная ассоциация. Позднее подобные организации появились в странах Западной Европы, которые в 2008 году образовали Глобальную сеть IR (GIRN).
Что такое IR в современном понимании?
Связи с инвесторами – это сфера деятельности компании, которая находится на пересечении финансов, коммуникаций, права и маркетинга. Цель IR – это построение эффективной двусторонней коммуникационной связи между организацией и инвестиционным сообществом, которое реально влияет, либо потенциально может оказывать воздействие на оценку рыночной стоимости фирмы. Довольно часто этим же названием определяют отдел в компании, который занимается поддержанием коммуникационных связей с инвесторами.
IR – это прежде всего использование публичных коммуникаций и информационных каналов для получения необходимой реакции со стороны акционеров или инвесторов, а именно повышение их интереса к ценным бумагам конкретного эмитента.
Кому и для чего необходимы Investor Relations
Кто и каким образом может применять IR в своей деятельности?
- Публичные компании, увеличение капитала которых напрямую зависит от связей с общественностью.
- Новые эмитенты, чтобы успешно разместить ценные бумаги.
- Компании, которые привлекают финансовые потоки через публичное или частное размещение акций, чтобы увеличить приток капитала.
- Инициаторы нового бизнеса, которые привлекают финансирование с ограниченным регрессом, чтобы проект состоялся.
- Заемщики кредитных ресурсов, чтобы снизить стоимость займа.
- Покупатели и продавцы бизнеса, чтобы получить более выгодные условия сделки.
- Банки, страховые компании и другие розничные продавцы инвестиций, чтобы иметь преимущества перед конкурентами.
- Строители, чтобы привлечь инвесторов.
Связи с инвесторами в России
В странах бывшего Советского Союза, в том числе и в Российской Федерации, IR – это довольно молодая сфера бизнеса, находящаяся в стадии формирования. Но поскольку жизнь не стоит на месте, то специалистам современных компаний приходится осваивать новые компетенции, в частности налаживание и поддержание коммуникационных связей. Создано большое количество специальных образовательных программ, позволяющих готовить высококвалифицированные кадры по этому направлению.
Большинство значимых игроков европейского рынка финансовых коммуникаций и IR ведут деятельность сегодня и на отечественных просторах, но далеко не все имеют здесь свои представительства. Американских консультантов по коммуникациям практически нет на российском рынке. Что касается отечественных компаний, работающих в этой сфере деятельности, то их не слишком много, однако в ближайшем будущем их количество существенно возрастет.
Отдельные компании пытаются пробраться на рынок инвестиционных и финансовых коммуникаций. Однако IR – это деятельность, требующая полного погружения. Успешное сопровождение сделок требует синхронизации международной и национальной коммуникационной активности, глубокого осознания особых моментов отечественного бизнеса и преодоления языковых барьеров.