В XX веке наступил момент, когда все искусство обратилось к авангарду. И если спросить, какие особенности отличали русскую живопись того периода от оной в других странах, то можно с уверенностью сказать: все художники увлеклись avant-garde, что в переводе с французского языка означает «передовой отряд».
История знает немало примеров того, как в самые переломные моменты, когда наступает смена эпох, творческие личности начинают создавать радикальные движения, призванные рассмотреть события под иной призмой. Однако XX век стал в этом плане знаменательным событием.
Начало авангарда
Первые шаги представителей русского авангардизма приходятся на 1907 год, когда было создано художественное объединение «Голубая роза», где собирались признанные мастера неопримитивизма и символизма.
Эти художественные стили проложили мост к принципиально новому направлению в искусстве – авангарду. Первыми яркими художественными представителями этого течения стали Казимир Малевич, Ларионов и Гончаров, чьи работы хранятся в московском музее современного искусства.Какие особенности отличали русскую живопись XX века? Именно здесь впервые появился термин «авангард» - его подарил миру Бенуа, иронично охарактеризовав работы художников из творческого объединения «Бубновый валет», которые в 1910 году представили вниманию зрителей на выставке «Союза художников» первые инновационные с технической точки зрения картины. С тех пор стало принято считать, что все новинки на этом поприще принадлежат русским мастерам кисти.
Представители русского авангарда
Особенности русской живописи 20 в. таковы, что зародившийся авангард являл собой обширное понятие, в то время как на его основе зарождались все новые и новые стилистические направления.
Так, к примеру, многие русские художники в своем творчестве преследовали традиции европейского модернизма: кубизм, супрематизм, конструктивизм, лучизм, фовизм и футуризм. Самыми яркими представителями отечественного авангардного течения были Кандинский и Малевич. Они стояли у истоков появления этого многогранного художественного феномена и стали «виновниками» зарождения его детища – абстракционизма.Абстракционизм представляет собой беспредметное искусство, где художник для изображения использует лишь свое ассоциативное восприятие действительности, минуя каноны классической живописи. Главный художественный элемент стиля – цвет, который помогает мастерам наделить полотна эмоциями.
Первым, кто отважился на подобный эксперимент, был Кандинский. Его глобальной идеей было донести до человечества, что на полотне можно изобразить музыку, что она владеет собственным цветом и имеет обособленную форму.
От абстракционизма к супрематизму
Русская живопись претерпевала активные изменения на протяжении начала 20 века.
После того как в 1909 году Кандинский впервые представил на обозрение критики свою первую абстрактную работу, произошло его знакомство с Казимиром Малевичем, который хоть и был большим поклонником всего нового, но, тем не менее, продолжал пребывать под влиянием импрессионизма. С этого момента работы художника начинают подвергаться метаморфозам, которые к 1913 году проявили его как представителя кубофутуризма.Со временем Малевич в очередной раз указал на то, какие особенности отличали русскую живопись XX века – он стал основоположником нового стилистического направления, получившего название супрематизм. Отличительная черта этого направления заключалась в том, что в композиционную основу работы заложены прямоугольные фигуры. По сути, супрематизм – очередная разновидность абстракционизма, так как ему присущи аналогичные черты:
- беспредметность;
- отсутствие объема;
- геометричность (могут присутствовать любые необъемные геометрические фигуры, но при этом центральной частью картины является прямоугольник);
- асимметрия.
Малевич считал, что супрематизм является новой плоскостью искусства, которая доступна пониманию нового типа художников, сумевших пережить предрассудки прошлого. Какие особенности отличали русскую живопись в те времена? По мнению представителей супрематизма, это возможность постичь высшую ступень искусства, познать динамику и статику космоса путем минимизации пространства.