Пьер Огюст Ренуар считается одним из ярчайших представителей импрессионизма, и, хотя это направление не является единственным в его творчестве, хочется поговорить именно о нём.
Характерные особенности
Импрессионизм возник вслед за появлением дагеротипии, которая, подобно классической манере живописи, сохраняла и показывала в мельчайших подробностях все детали фотографируемого.
Импрессионисты вынуждены были искать новые способы изображения. Они стали делать акцент не на форме, цвете, социальной направленности или морали. Импрессионизм – это, в первую очередь, дух, настроение, впечатление. Не случайно импрессионисты, в частности Огюст Ренуар, картины стали писать на открытом воздухе, а не в мастерской, как это было принято у художников старой школы. Отказ от чёрной краски – тоже отличительная черта данного стиля. Смешением и наложением друг на друга разных оттенков пяти цветов достигались необходимые глубина и объём.Манера живописи Ренуара
Как отличить манеру, в которой работал Ренуар? Описание картин этого живописца часто сопровождается такими словами, как «дымка», «вуаль», «пелена» и т. п. Взгляните на одну из любимейших работ художника - «Общество в Берневале». Эта картина Ренуара была с ним до конца жизни. Дело не только в том, что на ней изображены дорогие ему люди, сыновья Жан и Пьер и Жюли Мане с кузинами, к которым он питал отеческие чувства, но и в том покое и безмятежности, которые излучает летний пейзаж.
«Девушка в шляпе»
Вообще импрессионисты старались изображать жизнь как череду праздников. За это их и осуждали современники. Люди хотели видеть поучительные сюжеты, повод для раздумий, нравственный урок - то, к чему они привыкли в традиционной живописи. Картина Ренуара «Девушка в шляпе» имеет размытые очертания, мягкие, плавные линии. В ней нет характера, страсти, молодую особу живописец попросил присесть, чтобы сохранить на полотне модную шляпку. Девушка сидит, непринуждённо подперев голову рукой, взгляд её спокойный и заинтересованный. Похоже, художник рассказывает что-то интересное. Она даже забыла про свою новую шляпу-шарлотту. Скорее всего, девушка хорошо знает художника. Искусствоведы считают, что это дочь одного из друзей Ренуара, и позировать для портрета ей не в новинку.
«Девушки за фортепиано»
Женщин, девушек и детей художник изображал с большой любовью. Сюжеты часто повторялись. Над одной темой он работал по многу раз. Картина Ренуара «Девушки за фортепиано» в нескольких вариантах хранится в разных музеях мира. Одну из них, из собрания О. Кребса, можно увидеть в Эрмитаже. В мире существует пять или шесть полотен Ренуара с этим сюжетом. В Эрмитаже выставлена работа, которую можно было бы считать неоконченной, если бы на ней не стояла подпись художника. По всей видимости, эта картина Ренуара была написана под впечатлением от музыки Дебюсси, который в те годы искал способы в тембре звука передать прозрачность красок природы. Полотно написано маслом, но светлые тона, гармоничное сочетание тёплых и холодных оттенков создают ощущение акварельного рисунка.
«Зонтики»
Ренуар прожил почти 80 лет, и, если бы не периодические проблемы со здоровьем, его жизнь можно было бы считать вполне счастливой. Но это не совсем правильно. Творчество доставляло ему и горести. На заре импрессионизма к нему относились с пренебрежением. Первая выставка 1874 года провалилась, а молодым художникам присвоили название «импрессионисты» как оскорбление.
Знаменитые «Зонтики» - характерный пример творческих поисков Ренуара. Рентгеновский анализ полотна показал, что живописец несколько раз дописывал картину. Правая её часть не претерпела изменений и выполнена в импрессионистской манере, а вот в левой части больше сходства с фотографией. Живописец поправил линии и сделал их чёткими, с ярко выраженными границами. Более того, следуя за модой, первоначально он изобразил даму на переднем плане в шляпе, а впоследствии убрал её. Было заменено также и платье этой дамы.Прошло не так много времени, и Огюст Ренуар стал уважаемым представителем школы импрессионизма в своей стране и во всём мире, а Франция стала родиной этого прекрасного стиля.