Ф. И. Тютчев: портреты творческого человека

Русскую поэзию невозможно представить без Тютчева. Без его задушевно-трогательных строк о последней любви, которая «и блаженство, и безнадежность», тонких психологических зарисовок эмоционального состояния человеческой души, пейзажных картин, которые наполнены энергией мысли, движения, собственной жизнью. А слова Тютчева о сочувствии и благодати – как часто повторяем мы их в минуты тревоги и печали!

Дипломат, философ, сочинитель

Тютчев портреты
Первый в нашей литературе поэт-импрессионист Федор Иванович обладал гениальной способностью поймать и передать в точно найденном слове мгновенные впечатления и изменения в настроении человека и природы, тончайшие состояния души. Любовная и философская лирика – вот те темы, в которых нашел наиболее полное выражения себя Тютчев. Портреты его далеки от того образа романтика, который мысленно создают себе читатели. Залысины, взлохмаченные волосы, очки…

Худощавый, совсем не красивый, если следовать общепринятым канонам. Однако такое впечатление возникает только при первом взгляде. А если посмотреть внимательнее, совсем другим предстает перед нами великий Тютчев. Портреты хорошо передают и великолепие высокого лба поэта – лба мыслителя, философа; и мудрую печаль в глазах; и легкую, едва уловимую ироническую усмешку в уголках рта. Мы невольно попадаем под колоссальное обаяние личности этого удивительного человека. И забывается, перестает замечаться внешняя неказистость. Стоит взять в руки заветный томик и вчитаться в любимые строки – и кажется, это с нами лично беседует Тютчев. Портреты его – изображения серьезного, умудренного жизнью человека, много повидавшего, испытавшего взлеты величайшего счастья и самые горькие беды, но не утратившего ни вкуса к жизни, ни желания жить, любить, творить.

Мнения современников

портрет Федора Тютчева
Личностью из ряда вон выходящей называл поэта А. Плетнев. Каким был Тютчев? Портреты его, по словам Плетнева, передают ум и иронию, серьезность и доброту, духовную сложность и неповторимость художника, помноженную на многогранность и противоречивость эпохи, в которую он творил. Это замечание относится к акварели, сделанной с Тютчева в 1838 году. Дипломату и тогда еще малоизвестному поэту 35 лет. Многое уже написано им, но впереди еще лучшие стихи, сделавшие его имя бессмертным.

Другой современник художника, писатель и общественный деятель Мещерский, подчеркивал, что каждый портрет Федора Тютчева отражал некоторую небрежность к внешним атрибутам в сочетании с отточенностью внутреннего облика. «Мощный дух при физической немощи», - таков отзыв о поэте его биографа Аксакова. Любое общество оживлялось, стоило там появиться Федору Ивановичу. Его блестящие, меткие, остроумные фразы подхватывались и повторялись в разных салонах. Слово Тютчева пленяло, завораживало, ободряло, утешало, радовало. Ведь он был поэтом не только в литературе, но и в жизни.

Тютчевская иконография

Говоря о внешнем облике поэта, через который так явственно проглядывает его внутренний мир, мы можем опираться не только на работы художников, запечатлевших его, но и на фотографии. Самый первый портрет Федора Ивановича Тютчева – детский. Румяный малыш, больше похожий на ангелочка, чем на обычного ребенка, мало что может рассказать нам о блестящем будущем этого человека. Нарисованный для семейной хроники этот портрет не представляет для нас особого интереса.

Иное дело - работа непрофессиональной художницы Рехберг. Молодой еще человек без привычных очков смотрит на нас цепко и с некоторой долей иронии. Понятно, что в первую очередь Тютчев позиционирует себя как дипломат, нежели как поэт. Он подчеркивает свой официальный статус как представителя России, российского государства, считая этот статус первичным. Поэтом себя Тютчев мыслил уже во вторую очередь.

От дипломата к литератору

портрет Федора Ивановича Тютчева
Фотографические портреты Федора Ивановича 1850-1860-х гг., сделанные мастером Левицким, дают нам представление о респектабельном, светском, успешном человеке. Более поздние несут явную печать страдания, связанную с гибелью Е. Денисьевой, последней возлюбленной Тютчева.

Выше представлена работа художника Александровского. Вместо привычного строгого черного костюма и белой рубашки мы видим иной облик: расстегнутый сюртук, накинутый на плечо плед. Явно ощущается налет романтизма, поэтичности. По праву это одно из лучших изображений поэта, хотя и было оно написано уже после смерти Тютчева.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.