Больше года назад в Крыму прошел референдум, в результате которого полуостров был присоединен к России. Безопасность этого мероприятия обеспечивали военные в камуфляже, в масках, без каких-либо опознавательных знаков. Вели себя они чрезвычайно корректно, за что и получили название «вежливые люди».
Значение выражения
В связи с этим знаменитая русская пословица «смелость города берет» была оперативно трансформирована. Но изменилось только одно слово. Теперь она стала звучать так: «вежливость города берет».
И в этом нет преувеличения. В конце февраля неизвестные и неопознаваемые люди очень быстро и без единого выстрела захватили ряд ключевых пунктов полуострова – Совет министров Крыма и его Верховную Раду, симферопольский и бельбекский аэропорты, а также штаб войск береговой обороны и государственную телерадиокомпанию «Крым».
Никому не было известно, кто эти люди, откуда прибыли, какие у них цели. Однако всем бросалось в глаза, что вели они себя чрезвычайно сдержанно. Местные газеты отмечали, что все военные, а также транспортные объекты, были ими «вежливо блокированы». А в день проведения референдума на рукавах военных были повязаны ленточки белого цвета, подчеркивающие их миротворческие цели. Исходя из этого значение выражения можно рассматривать как то, что не десант, а вежливость берет города.
Этимология
Выражение, характеризующее поведение неизвестных военных, появилось после того, как в одном из интервью начальник охраны захваченного ими аэропорта сообщил, что его людей «вежливо попросили выйти». С тех пор эта фраза в разных вариациях стала использоваться журналистами, выражение стало интернет-мемом.
Вежливость берет города… Кто сказал эту фразу впервые? Именно в таком оформлении она прозвучала в заголовках средств массовой информации уже после известных событий. А выражение «вежливые люди», как считается, первым произнес Министр иностранных дел России Сергей Лавров. Впрочем, рассматриваемая фраза вполне логично вытекает из этого словосочетания.
Термин «вежливые люди» породил всплеск вдохновения в интернет-сообществах. Так, его плодом стали приколы, шутки, коллажи и жанры графики социальной рекламы. «Вежливость города берет» – «плакат социальной рекламы» с таким девизом и последующим текстом: «2014 – год культуры в России» - был создан в недрах Интернета. Конечно же, кроме надписей, на нем имеет место и изображение закамуфлированного с ног до головы воина с автоматом.
Использование выражения в СМИ
Насколько оперативно возникла фраза «вежливость города берет», настолько оперативно она и вошла в язык. Редкая газета не использовала ее в качестве заголовка, рассказывая о крымских событиях. Ею же пестрят и многие интернет-сайты.
В мае прошлого года на одной из соцсетей был размещен ролик о преимуществах воинской службы, который сразу же стал пользоваться большой популярностью. В интервью РИА «Новости» один из представителей российского Министерства обороны прокомментировал этот интерес молодежной аудитории следующим образом: «Сегодня можно констатировать, что «вежливость» берет не только города, но и покоряет сердца…»
Можно смело утверждать, что определение, данное военнослужащим, обеспечившим безопасное проведение крымского референдума, вошло в российский лексикон – как политический, так и бытовой, а наряду с этим и фраза, характеризующая их поведение: «вежливость берет города».
Безотносительно к мартовским событиям подобный заголовок поместило бизнес-издание, рассказывая о тонкостях деловых отношений с Сингапуром.
Использование выражения в разговорной речи
Естественным образом упомянутая фраза перекочевала из Интернета, из других средств массовой информации в бытовые беседы. Знаменательной видится такая «картинка с натуры». Беседуют бабушка с внуком-восьмиклассником. Внук ищет пословицы со словом «смелость» и, конечно же, одной из первых находит «смелость города берет»: «Баб, правильно?» – «Нет, – ответствует бабушка, – вежливость берет города! – и на недоумевающий взгляд внука поясняет: – Смелостью каждый дурак сможет, а ты вот с помощью вежливости целый город возьми!»
Интересный ракурс в использовании данной фразы показали предприниматели. Буквально через несколько дней после событий в Крыму был выпущен шеврон с изображением «человека, вежливо взявшего город». А в скором времени на свет появились майки, фуфайки, толстовки с воином в камуфляже. На них нанесен и девиз: «Вежливость города берет» с продолжением: «Россия – великая держава!»
Заключение
Думается, можно с полной ответственностью считать, что возникшая на фоне политических событий фраза «вежливость берет города» уже получила статус крылатого выражения, а со временем только укрепится в этом статусе. И значение у нее будет однозначное: добиться своего мирным путем, без единого выстрела и без единой капли крови. А если речь будет идти еще и о бизнесе – то о культурных и уважительных взаимоотношениях.