Мало кто знает, что со времени возникновения звука в компьютерных системах технологии ушли далеко вперед. Это сейчас все привыкли, что треки воспроизводятся в лучшем случае в формате MP3. На самом деле так было не всегда, и аудио в компьютерных системах было ориентировано только на использование системного динамика. Те же игры, созданные под DOS, работали именно в этом режиме.
Первый звук
На самом деле первое звукоизвлечение в ряду того, что можно было «выжать» из тогдашних компьютерных систем, связано с появлением именно системы DOS и примитивных игр, рассчитанных на работу в ней. Не говоря уже о Super Mario, позаимствованном из Nintendo, появились и 3D-шутеры типа Duke Nukem, которые пытались передать всю суть игрового процесса со звуком стерео. Тем не менее все это не производило абсолютно никакого впечатления, ведь профессиональная музыка и редактирование звуковых треков оставалось недоступным.
Появление кодеков
Революция произошла, когда был выпущен универсальный кодек, позволяющий сжимать файлы и воспроизводить все, что может быть записано с микрофона. К тому времени расширение звуковых файлов имело всего лишь одно условное представление, а именно WAV (от сокращенного «волна»).
Однако WAV-файлы занимали слишком много места на винчестере. Скажем так, даже сегодня трек в таком формате минут на пять звучания может «весить» до 25-50 Мб, в зависимости от качества. Со временем стало понятно, что размер звукового файла не должен быть слишком большим.
Студийное аудио
Теперь немного о технологиях. С точки зрения записи звуковой файл – это то, что каждый музыкант может сыграть в режиме реального времени и записать на компьютер или специальное устройство в студии. Суть не в этом. Дело в том, что абсолютно все программы, предназначенные для записи сессии в студии, все равно используют формат WAV, как бы им ни хотелось без этого обойтись. В некоторых случаях он автоматически может трансформироваться в другой (по окончании записи). Чаще всего подобное происходит с программами типа (Pro Tools), которые предназначены для использования исключительно в системах Mac OS X.
Но даже в этом случае звуковой файл – компонент начального формата, который не теряет своей актуальности. Объясняется все просто. На самом деле в студиях профессионального уровня никто и никогда не пользуется сжатыми файлами, считая их пародией на чистое звучание. Конечно, расширение звуковых файлов после записи может быть любым. В некоторых случаях WAV-файлы могут быть временными. То есть после записи звуковой дорожки они попросту удаляются с жесткого диска.
Современные форматы аудио
Сегодня на рынке кодеков, совместимых с аудиоустройствами или программными плеерами, достаточно много. Однако, если кто заметил, даже в описаниях некоторых фильмов встречаются кодеки типа AAC, H.264 или что-то в этом роде. Не стоит создавать себе проблемы. Достаточно установить себе на компьютер последнюю версию, скажем, K-Lite Codec Pack, и проблемы отпадут сами собой. Но не это главное. Тут имеется в виду кодирование звуковых файлов и декодирование аудио. И с этим может возникать достаточно много трудностей.
Воспроизведение звука: основные характеристики
Форматы звуковых файлов напрямую связаны с их параметрами, в которых они были созданы или сохранены первоначально. Но не только это влияет на качество воспроизведения.
Прежде всего, нужно обратить внимание на частотные характеристики. Программы способны дать понимание, что звуковой файл – это обычная частотная или амплитудная характеристика в виде волны, ранее воспроизводимая на тех же осциллографах. Основными характеристиками в данном случае выступают глубина воспроизведения, выраженная в битах (16, 24, 32), фреймрейт (показатель воспроизведения данных в секунду), как правило, на уровне от 32 до 450 кбит/сек, а также частота дискретизации до 96 кГц.
Вообще, в стандарте принята частота 44100 Гц, хотя профессиональные музыканты и продюсеры используют величины порядка 48 или 96 кГц.
Без чего нельзя обойтись
Теперь немного о том, что расширение звуковых файлов имеет очень большой ресурс. Уже не принято говорить только о MP3, ведь более качественным по характеристикам является все-таки формат FLAC.
У него есть свои недостатки. Дело в том, что если в системе не уставлен тот или иной кодек, в обычном режиме переключение между треками будет невозможным. Грубо говоря, любой программный плеер воспримет запись как цельную аудиодорожку. Тот же AIMP изначально устанавливает свои кодеки и начальные настройки с точки зрения того, какие форматы звуковых файлов этот проигрыватель сможет воспроизводить.
Так что, если вы и решили скачать аудио в этом формате, нужно быть уверенным, что проигрыватель его воспримет. К тому же частотная характеристика может перегрузить любой плеер (особенно при использовании сторонних плагинов и расширений).
Обработка звука и тонкости, связанные с этим процессом
Теперь отдельно стоит остановиться на проблеме того, как можно произвести обработку аудио, даже если изначальный трек имеется в видеоролике. Для этого существует очень много программных пакетов, среди которых особо стоит выделить программы типа Sound Forge, Adobe Audition, Mixcraft и т.д.
Все они подчиняются одному принципу обработки звука – а именно, представлению любого формата в виде «волны».
Редактирование таким способом позволяет не только понять, что такое «виды звуковых файлов», но и сообразить, что любую аудиозапись можно сохранить в приемлемом для себя варианте.
Тут существует очень много инструментов не только для редактирования аудио, но и применения дополнительных средств, которые сегодня принято называть «плагинами» (plugin). Другими словами, это стороннее приложение, подключаемое к интерфейсу основного пакета программным способом, представляющее собой дополнение к основному функционалу. Обработка звуковых файлов с их использованием становится более совершенной, нежели с применением собственных средств той или иной программы.
В конце концов, можно понять, что звуковой файл – это то, что мы постоянно слышим сейчас на том же радио. Даже записав разговор на диктофон, мы все равно получаем звуковой файл. В некоторых старых моделях мобильных устройств формат может изменяться. К примеру, расширение звуковых файлов сохраняется даже в устаревшем формате AMR.
Конечное представление звука
Теперь стоит остановиться на том, что сегодня любые виды файлов мультимедиа можно открыть при помощи приложений, которые осуществляют кроссплатформенную связь между основными компонентами систем.
К примеру, если раньше WAV-файл представлялся именно в виде волны, сейчас любой другой формат компонуется точно таким же образом. Невзирая на формат, многие программные продукты способны открывать тот же OGG, который в стандартном исполнении просто работать неспособен (без установленного кодека).
На самом деле все просто. Если понять, что такое звуковые (аудио) файлы, потом можно даже писать музыку, чем, собственно, и занимаются ди-джеи, представляющие дабстеп или что-то в этом духе. Главное – чтобы толпа «бесилась».
Тут тоже есть свои нюансы. Дело в том, что на современных дискотеках звуковые файлы в виде барабанных секвенций могут быть запрограммированы изначально. Для этого-то и создаются специальные «рэковые» стойки для ди-джеев.
С точки зрения профессионального музыканта, звуковой файл, созданный на дискотеке, когда народ неистовствует, не может сравниться с тем, что предлагают «живые» исполнители.
Даже банки инструментов наиболее популярных синтезаторов и рабочих станций из серии Roland Fantom X (любой серии) или Yamaha Motif X8 (и выше) сейчас доступны в формате SF2.
Конечно, это далеко не все, что могут делать профессиональные инструменты. Но! Если кто-то хоть раз на них играл, сразу ощутит, что программный звуковой файл при кодировании ничем не отличается от оригинального звука даже в формате SF2.
В заключение отметим, что звуковой файл - это набор команд синтезатора, у которого есть MIDI-структура (внутренняя), распределяющий инструменты по одним трекам, а эффекты по другим. В любом случае имеются универсальные модули, совмещающие все эти возможности. Так и достигается разделение треков на «Инструменты» и «Эффекты».