В первую неделю Великого поста христиане всего мира отмечают праздник Торжества православия. Чин совершается в воскресный день, во всех храмах идут праздничные богослужения.
Праздник Торжества православия
Ежегодно произносится во имя праздника Торжество православия слово пастыря, митрополит Кирилл традиционно совершает богослужение в московском Храме Христа Спасителя. После этого Святейшим Патриархом совершается особый чин, который был введен в XI веке преподобным Федосием Киево-Печерским.
В далеком VIII веке нашей эры произошло событие, которое не только вернуло верующим возможность открытого почитания икон и изображений святых, но и стало свидетельством восстановления единства Церкви, а также победы над ересью и инакомыслием. Произносимая в праздник под названием "Торжество православия" проповедь Патриарха раскрывает всем нам глубокий смысл этого события.
История праздника
Исторические хроники свидетельствуют о том, что основанное на Священном Писании почитание икон оставалось неприкосновенным христианским обычаем до VIII века нашей эры. Но византийским императором Львом III Исавром был наложен запрет на почитание святых образов. Уничтожались тысячи изображений, икон, изваяний святых по всей империи. Истинно верующие христиане, монахи и простые православные подвергались гонениям и жестоким расправам. Их заключали в темницы, подвергали мучениям, казнили.
Икона – идол или святой образ?
Изображение, символизирующее торжество православия, - икона праздника – является настолько красноречивым и откровенным, что не оставит равнодушными даже самых далеких от религии и непосвященных людей. Это относится практически к любым церковным образам. Трудно представить, что в древние времена у кого-то поднималась рука осквернять иконы. Может быть, поэтому святые образы настолько глубоки и так трогают сердца людей, что пропустили через себя весь ужас вандализма и изуверства?
Важнейшей причиной отвержения икон было отрицание самой веры в то, что Сын Божий приобрел человеческий облик и спас весь мир от уничтожения. Появление Иисуса визуализировало божественный дух, Бог стал близким и доступным для людей, появилась возможность изображать его и запечатлевать. Бог терял ореол недоступности и бестелесности и, по всей видимости, становился более близок к народу, чем все остальные. Но в Священном Писании было сказано, что сотворение кумиров – это грех, многие духовные лица были против изображений святых. Последователи этой теории, правители и императоры, возможно, взяв на вооружение теорию о греховности сотворения кумиров, обязывали людей верить в недопустимость церковных изображений, а тех, кто не следовал этим запретам, лишали жизни.
Изготовление икон
В создании икон присутствовал ритуал. При возведении Иверского монастыря на Валдае было принято решение об изготовлении для нового храма списка с Иверской иконы Божьей Матери. Список делался очень тщательно, с соблюдением особой технологии. Братство монастыря в молитвах святило воду, поливало ей кипарисовую доску для написания образа. Далее эту воду смешивали с красками, изограф начинал писать образ, сопровождая написание молитвой и постом.
Режим иконоборства
Все это напоминало какой-то ритуал идолопоклонничества. Поэтому многие церковные лица приняли сторону иконоборцев. Император Феофил, иконоборец, правивший Византийской империей до 842 года, не стал исключением. А его супруга, царица Феодора была истинной христианкой.
Первый праздник Торжества православия
Существует версия, что однажды, на двенадцатом году правления, император сильно заболел и, осознав свои грехи, раскаялся в уничтожении святых образов. Супруга с молитвой возложила на него образ Богородицы, поцеловав который, император почувствовал себя намного лучше.
Тем не менее болезнь не отступила, и после смерти императора Феофила его супруга, которая исполняла роль регента при малолетнем императоре Михаиле III, наложила запрет на гонения христиан и уничтожение икон. Царица отдала приказ Патриарху Константинопольскому Мефодию о проведении Собора, и в первое воскресенье Великого поста, 11 марта 843 года, в Храме Святой Софии все православные епископы были созваны на торжественное богослужение. Участники Собора записали в еретики и покойного императора, но спустя какое-то время его имени в списке не оказалось.
Все духовенство и простые миряне во главе с самой царицей вышли на улицы Константинополя с иконами в руках. После молебна был совершен крестный ход по Константинополю, и верующие вернули сохраненные иконы на их места в храмах.
По преданию, во время молебна Феодора благодарила Бога за прощение ее мужа, императора Феофила, который выступал за уничтожение икон, считал почитателей икон еретиками и уничтожал их. Это событие послужило началом ежегодного совершения чина Торжества православия, который является важнейшей датой православного календаря и в наши дни.
Смысл праздника
Но не сразу наступило настоящее торжество православия, история праздника хоть и началась с восьмого века, но процесс гонений христиан продолжался до середины IX века. Только тогда иконопочитатели были освобождены из тюрем, возвращены в свои епархии, а тем, кто потворствовал иконоборческой деятельности, было предложено либо принять иконопочитание, либо прекратить службу в церкви.
День, когда празднуется Торжество православия, знаменуется не только победой церкви над поборниками икон. Победа значила для христианской церкви возможность полноправно проникнуть в глубину сознания людей истиной, очистить их разум, дать им возможность встать на истинный путь. Церковь праздновала торжество над всеми ересями, заблуждениями и разногласиями.
Был установлен чин Торжества православия, особая служба, в ходе которой описываются постановления всех Вселенских Соборов, благословляются иконопочитатели, выражается почтение умершим правителям, патриархам, а позже стали включаться тексты с православными догмами.
Чин анафематствования
Торжество православия знаменуется богослужением, которое включает в себя особую часть - чин анафематствования, то есть перечень действий, которые ведут к отлучению от церкви. Тем самым церковь предупреждает всех верующих, как недопустимо поступать, а тем, кто совершил подобные прегрешения, провозглашается анафема.
В самом начале в чине торжества православия всего было 20 анафематствований, а список лиц, которые были подвержены анафеме, составлял до 4 тысяч человек. В разное время в список попали архимандрит Юрьева монастыря Кассиан, Степан Разин, Григорий Отрепьев, протопоп Аввакум, Емельян Пугачев, писатель Лев Толстой, монах Филарет, Глеб Павлович Якунин.
История совершения чина анафематствования
Чин православия совершался перед иконами Спасителя и Божией Матери в кафедральных соборах. В конце XVIII века, в 1767 году, в чин православия были внесены изменения и дополнения. Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил внес коррективы, исключив множество имен. Спустя 100 лет чин был еще сокращен. До 1917 года в нем остались 12 анафематствований, то есть предупреждений о том, за что человек может быть отлучен от церкви, а все имена из него были исключены. В 1971 году со старообрядцев была снята анафема и их вернули в лоно церкви.
Церковное духовенство подчеркивает, что предание анафеме – это не проклятие. Покаявшийся человек может вернуться в церковь, и он будет принят, если найдется достаточно доказательств искренности его покаяния. Анафема может быть снята посмертно.
На сегодняшний день анафематствования обычно не включают в чин Торжества православия, они присутствуют только на архиерейских службах.
Образ великого праздника
Икона «Торжество Православия» была написана в XV веке в Константинополе (сегодня это город Стамбул). Оригинал святого образа находится в Британском музее Лондона.
Описание иконы "Торжество православия"
Как символ глубины, сложности и неоднородности такого праздника, как Торжество православия, икона, посвященная ему, изображает не одного мученика, а нескольких и состоит из двух частей. В верхней части композиции изображена икона Божьей Матери, Одигитрия (Путеводительница), любимая икона греков. Богородица указывает на своего сына, Иисуса, который сидит у нее на коленях, и ее образ печален, поскольку она уже знает, что ждет его в будущем. Считается, что оригинал Одигитрии писал с натуры святой Лука. Долгие годы иконописные изображения уничтожались, а икона "Торжество Православия" представляет собой икону в иконе, подчеркивая, что иконы теперь не вне закона, что писать их можно и уничтожать их никто не будет.
Вверху художник изобразил императрицу Феодору с сыном Михаилом. В нижнем ряду икона "Торжество православия демонстрирует людей, которые приняли мученическую смерть во имя иконопочитания. Справа от престола стоит святитель Мефодий, а также преподобный Феодор Студит. Икону с изображением Иисуса Христа держат святой Феофан Сигрианский Исповедник и Стефан Новый, монах. Справа от них епископ Никомидийский Феофилакт Исповедник, братья, Феодор и Феофан Начертанные (император Феофил велел на лицах братьев начертить стихи в знак их неповиновения иконоборчеству). Слева от Престола мученица Феодосия обнимает икону Христа. Согласно историческим фактам она приняла смерть, не позволив солдату сбросить образ Спасителя с константинопольских ворот.
Икона "Торжество православия", фото и оригинал, передает единство и сплоченность изображенных на полотне мужчин. Действительно, у всех них присутствуют бороды, и одеты они в одном стиле. Соблюдая такую идентичность, художник, видимо, хотел подчеркнуть, что количество иконопочитателей очень велико, много народу до сих пор обращено к святой и чистой вере.
Глубокий смысл иконы
Если приглядеться более внимательно, икона "Торжество православия", на первый взгляд, имеет некоторые неточности. Любопытной деталью стало то, что иконописец XV века изобразил людей, живших в девятом веке. Почему их вспомнили посмертно? Дело в том, что в XV веке у Византийской империи достаточно сильно сократились границы. Империя беднела, терпела набеги врагов, в том числе мусульман, которые были яростными поборниками любых изображений людей в качестве святых образов. Византийцам ничего не оставалось, как просить о помощи в поставке оружия и средств у европейских соседей, в частности у Франции, чтобы защититься от мусульман. Но французская сторона отказала им.
Оказавшись без защиты и средств, византийцы решили написать икону в качестве своего последнего шанса, последнего обращения к тому времени, когда империя была богатой и могущественной. Изображение того времени было попыткой доказать самим себе и уверовать в то, что мощь империи еще не иссякла. И поэтому художник изобразил людей из прошлого, девятого века, символизирующего процветающую империю. Византийский народ, как и все истинно верующие христиане, считали, что святой образ им обязательно поможет выстоять и вновь вернуть свои утраченные позиции.
К сожалению, это не помогло, великая империя пала, но не был сломлен сильный дух людей, истинно верующих в святость Бога, в то, что он спасет своих детей, которые преданы ему до глубины души.
Что можно сказать детям о празднике?
Первая, самая строгая неделя Великого поста заканчивается праздником "Торжество православия". Проповедь священника, молитва и искренняя вера помогут выдержать весь пост целиком. Если пост соблюдается верующим православным по всем канонам, то после строгого воздержания приходит ощущение легкости и радости по поводу проделанного отрезка пути. И этот путь человек не просто преодолел, а стал лучше, пройдя его. Особенно если воздерживался не только от принятия пищи, но и не грешил, избегал конфликтов и ссор с ближними, родными людьми, наполнял их сердца своей заботой и любовью.
Хорошо, если Торжество православия для детей станет таким же важным праздником, как для взрослых. Раньше в школах преподавались предметы, на которых дети учились церковному этикету, изучали Священное Писание. Сегодня этого нет, но они должны понимать ключевые моменты хотя бы для общего развития. Если до современного подрастающего поколения правильно донести смысл понятия «торжество православия», история праздника для детей окажется очень интересной и глубоко тронет их сердца, конечно, если они искренне веруют в Бога с малых лет и не отделяют себя от церкви. Ведь оно начинается у каждого человека в его сердце.
Праздник, знаменующий торжество православия для детей и взрослых, должен изначально зарождаться в душе каждого человека подобно искренней и горячей молитве и посту. Если человек идет по пути верования, его душа наполняется счастьем, любовью, ощущением причастности к чему-то истинному и вечному. Можно сказать, что каждый из нас может отмечать свой личный праздник Торжества православия не раз в год, а гораздо чаще, если выберет правильный, чистый путь любви и добра.