Настоящая народная песня – это они. В их музыке отражена истинная русская действительность, не приукрашенная и не искусственно-самоварная, какой ее старается преподнести «Золотое кольцо». Они не умалчивали о том, что действительно интересовало их соотечественников, и всегда в текстах и лирике рубили правду-матку. Они – советские и российские панки. Они – «Сектор Газа».
Информация о группе
5 декабря 1987 года в городе Воронеже была основана рок-группа «Сектор Газа». Вокалистом и автором текстов стал Юрий Клинских, известный фанатам и ценителям русского панка под псевдонимом Хой. К нему присоединился другой воронежский музыкант, гитарист Михаил Финк, который, однако, продолжил попутно играть и в другой местной группе под названием «Декрет о мире». Некоторое время «Сектор Газа» фактически состоял из одного Клинских, потому как гитарист был занят на концертах с «Декретом о мире». Позже, в конце 1989 года, сформировался окончательный состав панк-коллектива: к Хою и Финку примкнули гитарист Сергей Тупикин, бас-гитарист Семен Титиевский, и барабанщик Олег Крючков.
Начала свой отсчет с 1989 года и их дискография. «Сектор Газа» выпустил первые записи. Давайте же вспомним, как это было.
Как все начиналось
5 декабря 1987 года на сцену воронежского рок-клуба при местной ТЭЦ вышел Юрий Клинских. Он пел один, без сопровождения клавишных или ударных инструментов, только под гитару. Он исполнил три песни: «Пасха», «Колхозный панк» и «Утопленник». Все эти композиции со временем стали известными, а в некотором роде даже и легендарными.
Затем были еще выступления в местном рок-клубе. На одном из конкурсов, проводимых там же, «Сектор Газа» получил приз зрительских симпатий.
Почему «Сектор Газа»?
Многие незнакомые с историей коллектива люди отмечают, что название его кажется им немного странным. На самом деле загадки здесь никакой нет: Юрий Клинских назвал так свою группу потому, что даже не помышлял об успехе в самом начале своего творческого пути.
Дело в том, что музыкант жил в Левобережном районе Воронежа. Там было много заводов, все они прилично дымили. Этот район в шутку называли «Сектором Газа» многие местные жители. Называл его так и юный Хой. В честь этого неофициального имени своего района и с небольшой оглядкой на одноименную «горячую точку» Палестины, название которой в те годы было на слуху из-за происходящего в ней военного конфликта, Клинских и решил выбрать среди прочих вариант «Сектор Газа».
Почему Хой?
Интересно и происхождение прозвища самого Юрия Клинских.
«Хой» – это короткое слово, которым приветствовали друг друга советские и российские панки. Иногда употребляют его и в качестве клича: «Панки, хой!» Юрий Клинских был завсегдатаем воронежского рок-клуба, в нем-то он и приобрел свое прозвище.
Выступая на сцене, будущий вокалист «Сектора Газа» на каждом концерте обращался к зрителям: «Панки, хой!» Скорее всего, употреблялось им это слово и как приветствие. Спустя некоторое время, вспоминает Клинских, в его дом начали приходить люди, ранее ему незнакомые, которые спрашивали Юру Хоя. Это прозвище приклеилось к нему и так и осталось с ним до конца жизни.
«Сектор Газа»: первый альбом
В 1989 году вышли сразу два дебютных альбома коллектива. Назывались они «Плуги-вуги» и «Колхозный панк» и созданы были на местной воронежской студии звукозаписи Black Box. Качество этих пластинок, как признавался спустя время сам Юрий Клинских, было не очень-то приличным, поэтому дальше Воронежа тогда эти записи не продвинулись. Но спустя какое-то время группа перезаписала песни из этих альбомов. Так сложилось, что альбом «Сектор Газа» «Колхозный панк» многие считают первым. Дело в том, что именно в нем оказалось большее количество узнаваемых в будущем песен.
Тогда, в 1989 году, о Юре Хое и его рок-команде знали только в Воронеже. Выступать за пределами города возможности у ребят просто не было, вот и выходила только на сцену местного рок-клуба при ТЭЦ группа «Сектор Газа». Первый альбом, однако, понравился местной публике, хоть и был записан непрофессионально.
1990 год: первые студийные альбомы
Прошло три месяца после записи «Колхозного панка». Еще двумя пластинками пополнилась дискография. «Сектор Газа» выпустил альбомы «Ядрена вошь» и «Зловещие мертвецы». Они были записаны всего за четыре дня на два советских магнитофона «Тембр». На один писали «минус», то есть только музыку, без вокала, на другой – «плюс», окончательные версии песен.
Условия были такими, что музыкантам приходилось переигрывать всю песню сначала, если кто-то из них вдруг ошибался во время записи. Но ребята старались, за четыре дня они выложились полностью. Не зря тогда Клинских продал свой мотоцикл, любимую «Яву», чтобы арендовать студию.
Людям понравилось творчество группы «Сектор Газа». Альбом «Ядрена вошь» и пластинка «Зловещие мертвецы» фактически проложили молодым музыкантам дорогу на большую сцену. До них никто не смог так просто и открыто, близким русскому человеку языком рассказать о проблемах обычных жителей глубинки, при этом посмеиваясь над ними. И лирика о загробном мире тогда казалась чем-то невообразимым.
Год 1991. Пятый альбом и растущая популярность
В 1991 году группа подписала контракт со звукозаписывающей студией Gala Records. Пополнилась пятым по счету альбомом дискография. «Сектор Газа» назвал его «Ночь перед Рождеством».
Этот год был для команды знаковым: появился продюсер, Фидель Симонов, начались гастроли, пришла популярность. В этом же году менялся состав группы: приходили новые музыканты, некоторые из них оставались исключительно сессионными или только помогали записывать песни на студии, но не выступали на концертах. Основным составом же считались:
- Сергей Тупикин, бас-гитарист;
- Алексей Ушаков, клавишник;
- Александр Якушев, барабанщик;
- Юрий Клинских, вокалист.
Кроме того, последние альбомы были записаны при содействии бэк-вокалистки Татьяны Фатеевой, которая через два года покинула группу из-за проблем со здоровьем – непонятной аллергии, которая не давала ей работать на концертах.
Еще один «Колхозный панк», «Гуляй, мужик!» и «Нажми на газ»
В конце 1991 года альбом «Колхозный панк» был перезаписан на виниле. Тираж был огромным – целых 100 000 экземпляров. В начале следующего 1992 года группа выпустила свой первый клип на заглавную песню альбома. Его показали по ТВ, и популярность коллектива стала поистине всероссийской.
Затем обогатилась двумя альбомами, которые практически сразу полюбились публике, его дискография. «Сектор Газа» выпустил пластинки «Гуляй, мужик!» и «Нажми на газ». С гастрольным туром в поддержку первой из них группа отыграла более ста концертов за год. И на этом музыканты останавливаться не собирались.
Плодотворный 1994 год
В этом году оставшийся от записи первых двух альбомов материал увидел свет на одноименном диске «Сектора Газа». Следующей стала пластинка «Танцы после порева». Как понятно из названия, при работе над ней Юрий Хой меньше всего стеснялся в выражениях. Эту пластинку записывали с другой бэк-вокалисткой, Инной Бухариной, но ее манера пения так сильно напоминала покинувшую коллектив Татьяну Фатееву, что поклонники не сразу обратили внимание на замену.
Этот год ознаменовался и воплощением в жизнь масштабной творческой задумки – панк-оперы «Кащей Бессмертный». По содержанию это был альтернативный вариант сказки об Иване Царевиче и Василисе Прекрасной, а по исполнению – пародии на знаменитых рок-исполнителей, как зарубежных, так и отечественных. Тогда от Хоя «досталось» группам AC/DC, Queen, Red Hot Chili Peppers и даже советским «Песнярам». Поклонники полюбили панк-оперу, а в народе ее многие знают под простым названием «Сказка».
«Сказку» собирались экранизировать еще в девяностых, но тогда на это не нашлось ни времени, ни денег. Проект заморозили, к съемкам планировали вернуться в 2000 году. Но, к сожалению, реализовать эту идею так и не удалось…
Кризис середины 90-х и лучший альбом «Сектора Газа»
До 1996 года новые диски у группы «Сектор Газа» не выходили. Юрий Клинских вступил в период творческого кризиса, а потому просто не писал песни. Но все это время команда активно гастролировала со своими лучшими песнями.
Период творческого застоя создателя группы закончился в 1996 году, так же неожиданно, как и начался. Всего за одну неделю Клинских создал материал для нового альбома, который впоследствии назовут лучшим. Это был альбом «Газовая атака», принципиально новый, ведь таких песен группа раньше не исполняла. Это была настоящая лирика, жизненная и интересная. Песня «30 лет» практически сразу стала застольной, а «Туман» ушел в народ настоящим хитом, по которому был снят одноименный черно-белый клип.
1997–2000
Затем вышел альбом с названием «Наркологический университет миллионов». Этот альбом по своему звучанию напоминал предыдущий. Кроме того, он также был сдержанным. Его самая яркая песня – «Пора домой». Она продолжила военную тематику, затронутую группой в прошлом альбоме, и также очень быстро ушла в народ.
Весной 1999 года вышел принципиально новый по звучанию альбом – сборник ремиксов на старые, уже полюбившиеся миллионам песни Extasy. Многие недоумевали, зачем было превращать лучшие песни в танцевальные треки, но сам Клинских говорил, что эта идея захватила его еще несколько лет назад. А еще он рассказывал, что рад ее воплощению в жизнь.
Полная дискография «Сектор Газа» сложилась в 2000 году. Тогда свет увидел последний, мистический альбом группы «Восставший из Ада». Правда, произошло это уже только после смерти Юры Хоя…
Такой была история группы «Сектор Газа». Дискография (1989–2000) ее богата, и она интересна, потому что представляет собой развитие в чистом виде. Как менялся человек, личность - Юрий Клинских, так и другой становилась его музыка. И сейчас, спустя годы, с уверенностью можно сказать, что «Сектор Газа» – группа, дискография которой дала русскому року многое. Даже несмотря на всю встреченную музыкантами критику и непонимание коллег по цеху и многих простых обывателей. Песни Юры Клинских любят, слушают и поют, а на его могиле всегда стоят живые цветы.