«Невозможность видеть отделяет человека от вещей.
Невозможность слышать отделяет человека от людей».
Эммануил Кант
Человек воспринимает информацию из внешнего мира с помощью пяти органов чувств – зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния, которые не только информируют его о любых изменениях внешней среды, но и предупреждают о возможной опасности. В результате человек приобретает определенный жизненный опыт. На основе этого опыта формируется приобретенное поведение человека.
Строение органа слуха человека анатомически представлено наружным, средним и внутренним отделами. Наружное ухо включает в себя ушную раковину, слуховой S-образный канал и барабанную перепонку – сухожильную пластинку, которая очень туго натянута. Главная функция этого отдела органа слуха состоит в защите среднего и внутреннего отделов, а также в улавливании и проведении звуковых волн к среднему уху.
Среднее ухо представляет собой полость, которая заполнена воздухом и вмещает евстахиеву трубу и слуховые косточки – молоточек, наковальню и стремечко. Назначение этого отдела заключается в усилении и проведении звуковых колебаний, которые поступают от барабанной перепонки. Слуховые косточки – очень сложная анатомическая структура, они подвижно и последовательно соединены между собой. Молоточек, примыкая к внутренней стороне барабанной перепонки, передает ее колебания на наковальню и стремечко. А оно, в свою очередь, плотно соединено с овальным окном внутреннего уха.
Евстахиева труба, выходящая одним концом в полость среднего уха, а другим – в полость носоглотки, обеспечивает равенство давления воздуха в среднем ухе.
Внутренний отдел органа слуха заполнен жидкостью и состоит из овального окна, улитки и кортиева органа. Овальное окно, воспринимая звуковые колебания от слуховых косточек, передает их к улитке, которая представляет собой закрученный канал. Основная мембрана улитки, находящаяся посередине этой анатомической структуры, состоит из натянутых волоконец, над которыми расположен кортиев орган – главнейший слуховой рецептор. Колебания волоконец улитки воспринимаются чувствительными волосками кортиева органа и передаются по слуховым нервам в слуховую зону коры полушарий головного мозга, где происходит формирование звуковых ощущений.
Орган слуха человека имеет особое значение. Слух, так же как и орган вкуса человека, полностью сформирован у только что родившегося ребенка, который распознает голос матери сразу же после рождения. Любые звуковые колебания воздуха, воздействующие на орган слуха, дают возможность понять, что происходит вокруг. Именно орган слуха человека позволяет существовать в социальной среде, воспринимать устную речь, позволяет общаться с другими людьми и заниматься общественной и трудовой деятельностью. Речь способна связывать воедино разных людей, независимо от разницы в культуре, религии или цвете кожи. Если речевой обмен между двумя людьми отсутствует, то, как правило, между ними возникает недоверие и неосознанное отторжение.
Если происходит потеря слуха в раннем детстве, то ребенок утрачивает способность воспроизводить слова и произносить их. И хотя здоровые люди ценят слух гораздо меньше, чем зрение, но именно орган слуха человека позволяет ему поддерживать более тесную связь с окружающим миром, так как его нельзя «выключить» даже во сне.
Слух – это самое острое и самое совершенное чувство. Количество звуковых колебаний, воспринимаемых органом слуха, в миллионы раз меньше, чем количество молекул, на которые реагирует орган обоняния человека. В результате человек может различать огромный диапазон самых разнообразных звуков и, что самое главное, очень точно определять расстояние до их источника. Орган слуха человека имеет настолько сложное строение, что ни одно из самых современных технических устройств не может его заменить.
И даже несмотря на то, что глухонемой или слабослышащий человек может распознавать звуковую информацию по жестам или движению губ другого говорящего, уловить эмоциональную окраску слов он не способен. Как и не может полностью передать свое настроение жестами. Все люди являются частью звукового мира. И те, кто по каким-либо причинам в зрелом возрасте потеряли слух, утверждают, что воспринимают эту потерю очень тяжело, поскольку оказываются изолированными от внешнего звукового мира.
Слух считается самым интеллектуальным органом чувств, потому что система распознавания звуков очень тесно связана с лимбической системой, которая отвечает за эмоции человека. Например, прослушивание музыки может пробудить самые разнообразные чувства – от радости и восхищения до уныния и грусти. Врожденные или приобретенные в раннем возрасте дефекты органов слуха могут повлечь за собой не только тяжелые интеллектуальные и когнитивные, но и социально-психологические дефекты развития. Человек, как сугубо социальное существо, переживает настоящую душевную драму вместе с потерей слуха.
Таким образом, все наши пять органов чувств не являются равноценными. Наибольшее значение имеет слух, который является основополагающим для определения социальных признаков человека. Слух позволяет не только воспринимать информацию самого разного характера извне, но и получать знания, испытывать сильные эмоции. Он служит для социальной коммуникации, предупреждает об опасности и помогает избежать ее.