Газопровод «Набукко» (Nabucco) – это магистраль протяженностью в 3,3 тысяч километров. С помощью нее может осуществляться доставка топлива из Азербайджана и Центральной Азии в страны ЕС. «Набукко» – газопровод, который должен был снабжать в первую очередь Германию и Австрию. Его название происходит от одноименного произведения известного композитора Джузеппе Верди. Основной темой его оперы является освобождение, чему и должна была способствовать новая магистраль поставки топлива в Европу.
История проекта
Начало разработки новой магистрали началось в феврале 2002 года под названием «Набукко». Газопровод был первоначально предметом переговоров двух компаний: австрийской OMV и турецкой BOTAS. Позже к ним присоединились еще четыре: венгерская, немецкая, болгарская и румынская. Вместе они подписали протокол о своих намерениях. В конце 2003 года после расчета необходимых расходов Еврокомиссия предоставила грант в размере 50% от общей суммы. После первичной разработки проекта партнеры подписали окончательное соглашение. В июне 2008 года через газопровод «Набукко» была осуществлена первая поставка топлива из Азербайджана в Болгарию.
Стратегическое значение проекта
Зимой 2009 года в ЕС в очередной раз осознали свою катастрофическую энергетическую зависимость от РФ. В результате российско-украинского конфликта жители части европейских стран оказались без тепла в домах. В начале 2010 года в Будапеште прошел саммит, основным вопросом которого был газопровод «Набукко». Его основной задачей было диверсифицировать потоки топлива. В июле специальное межправительственное соглашение было подписано пятью премьер-министрами.
Также заинтересованными сторонами в проекте выступал ЕС в лице Президента М. Барросо и комиссара по энергетике А. Пьебалгса, а США представляли посланник по Евразийской энергетике Р. Морнингсар и министр комитета иностранных дел сенатор Р. Лугар. Венгрия ратифицировала соглашение двадцатого октября 2009 года, Болгария – 3.02.2010, Турция – 4.03.2010. Газопровод «Набукко» получил дополнительную поддержку с опубликованием дополнительного межправительственного соглашения между всеми задействованными в нем государствами.
Современное состояние
В мае 2012 года консорциум Шах-Дениз внес новое предложение – газопровод «Набукко–Запад». Уже черед год было подписано соглашение по его финансированию. По нему консорциум Шах-Дениз оплатит 50% расходов по новому проекту, а транзитная страна – оставшуюся половину. В 2013 году был подписан меморандум, но летом было объявлено, что вложения будут осуществляться в Трансадриатический газопровод. Исполнительный директор австрийской компании OMV заявил, что проект приостановлен. Поэтому газопровод «Набукко» сегодня потерял свое стратегическое значение, но недавно Болгария и Азербайджан вновь попросили ЕС об его возрождении. Что из этого получится – покажет время.
Газопровод «Набукко»: схема
Запланированная длина маршрута составляла 3893 километра. Он должен был начинаться в Ахибозе (Турция) и заканчиваться в хранилище Баумгартен (Австрия). Он также бы проходил через еще три страны: Болгарию, Румынию и Венгрию. Но фактически не в Ахибозе должен был начинаться газопровод «Набукко». Маршрут по проекту также включал Грузию и Ирак. В Ахибозе он должен был быть соединен именно с их магистралями. Модифицированный газопровод «Набукко-Запад» был более скромным проектом и должен был начинаться на турецко-болгарской границе. Его предполагаемая длина составляла 1329 километров. Укороченный газопровод должен был проходить по территории четырех государств: Болгария, Румынии, Венгрии, Австрии. Польская компания PGNiG в свое время изучала возможности подключения государства к «Набукко».
Технические характеристики
Предполагалось, что газопровод «Набукко-Запад» не будет облагаться налогом в течение 25 лет с момента запуска. Его пропускная способность должна была составить 10 миллиардов кубических метров в год. Половина транспортируемого газа поставлялась бы в страны, не участвующие непосредственно в проекте. При наличии спроса пропускная способность могла быть поднята на дополнительные 13 миллиардов кубических метров.
Строительство
Проект «Набукко» является частью программы о развитии Трансевропейской энергетической сети, и его разработка осуществлялась на деньги от гранта. Когда он был трансформирован, то все инженерные работы должны были быть продолжены. Строительство планировалось начать в 2013 году. «Набукко» должен был начать полноценно функционировать к 2017. Но консорциум "Шах-Дениз" выбрал для финансирования другой проект, поэтому пока этот остается замороженным.
Финансирование
Стоимость проекта «Набукко» никогда не разглашалась, но в 2012 году Р. Мичек сказал, что она намного меньше 7,9 миллиардов евро. Окончательный расчет ожидался к концу 2013 года. Сегодня Болгария и Азербайджан проводят специальные исследования для того, чтобы доказать рентабельность строительства данного газопровода.
Источники наполнения газопровода
Основа проекта – это уже построенная магистраль Баку - Тбилиси. Туда же должны были осуществляться поставки из Средней Азии, прежде всего из Туркменистана. Было предложение проложить газопровод через Армению, но это вызвало крайне негативную реакцию в самом Азербайджане. Польша планировала сделать ответвление от «Набукко» на свою территорию через Словакию.
Первоначально через газопровод планировали транспортировать топливо из Ирана, но там начался конфликт. На саммите в Будапеште эта страна уже представлена не была. Единственный источник наполнения, который остался к 2013 году, находился в Азербайджане – месторождение Шах-Дениз. Но сейчас из него черпает запасы Прикаспийский газопровод. Управляющий директор «Набукко» Р. Митчек считает возможным присоединение Туркменистана, Узбекистана, Египта и даже России.
Перспективы и проблемы
С самого начала разработки проекта осуществление «Набукко» было связано с целым рядом трудностей. Источники поставок определены максимум на четверть от предполагаемой мощности. Это делает его нерентабельным. Положение дел осложняется неопределенность статуса Каспийского моря, рядом с которым базируются российские войска. После пятидневной войны пригодность Грузии в качестве транзитного государства также значительно снизилась, а вовлечение в проект Армении приведет к негативной реакции Азербайджана. Много проблем связано с участием Турции.
На сегодняшний день «Набукко» остается несбыточной мечтой, а его геополитическое значение сильно упало. Большинство крупных европейских государств, а тем более Россия, не заинтересованы в том, чтобы тратить на него огромные деньги.