Под процессом социализации личности психологи понимают усвоение и осмысление человеком социального опыта, общепринятой морали, правил поведения, культурных и бытовых традиций. При этом каждый индивид производит свою переоценку ценностей, принимая или отвергая те или иные предлагаемые или навязываемые нормы социума. Именно в процессе этого выбора происходит процесс становления и самовоспитания личности.
Свое "место под солнцем" человек ищет с самого рождения, проходя первичный процесс социальной адаптации, сначала в собственной семье, затем в детском учреждении и школе.
Для начального этапа характерно некритическое отношение индивида к общепринятым стандартам. Ребенку и подростку в большей мере свойственно подражать коллективу, адаптироваться. И если малыш детсадовского возраста принимает модель поведения своей семьи, школьник младших классов уже более нацелен на коллектив. Он стремится не отличаться от своих ровесников по внешним признакам. Эталоном для него становятся его приятели, одноклассники. От них ребенок перенимает манеры поведения, стиль одежды и даже увлечения и интересы.
Уже к семилетнему возрасту ребенок начинает осознавать, что родители не единственный образец для подражания. А к девяти годам дети и вовсе приобретают критический взгляд на вещи. Мамы и папы перестают быть для них непререкаемым авторитетом. Однако уважение к опыту взрослого человека у ребенка все еще сохраняется, поэтому очень важно чтобы в этот период рядом с ним оказался хороший педагог или тренер.
На сознание ребенка оказывают влияние различные внешние факторы. Это средства массовой информации (радио, телевидение, интернет), родители и педагоги. Но социализация подростков немыслима без их общения со сверстниками. Более того, подруги и друзья, на определенном этапе жизни ребенка начинают играть роль даже большую, нежели мама и папа. Но это не означает, что родители должны рьяно ограждать подростка от подобного общения, грубо вмешиваться в его личную жизнь.
Такое поведение взрослых препятствует развитию самосознания ребенка, формированию в нем ответственности за собственное поведение и поступки.
Социализация личности - это поиск своего места в обществе, для школьника в роли такого общества выступают одноклассники, родители, учителя. Именно в процессе взаимодействия с ними ребенок оттачивает важнейшие навыки общения, принятия установленных норм поведения, традиций. На этом этапе сложно обойтись без конфликтов, но поиск эффективных решений по их преодолению оказывает заметное влияние на становление личности в целом.
В дальнейшем социализация индивида проходит стадию индивидуализации, для которой характерно стремление человека стать непохожим на остальных, выделится из толпы. В этот период юноша или девушка уже обладают некоторым жизненным опытом, на основе которого они критически переоценивают морально - нравственные нормы, принятые в обществе. По мнению психологов, именно в возрасте от 18 до 25 лет происходит выработка устойчивых свойств личности, формирование мировоззрения.
Социализация личности протекает успешно, если в процессе человек продуктивно взаимодействует с обществом, сохраняя при этом собственную неповторимость.
Стадия индивидуализации переходит в стадию интеграции, на которой индивид стремится занять свое место в обществе, которое либо принимает, либо отторгает его. В последнем случае возможны два варианта поведения: индивид сохраняет свою непохожесть, вступая в конфликт с обществом, или же, напротив, старается адаптироваться, прибегая к соглашательству и конформизму.
Можно сказать, что социализация личности - это процесс который длится всю жизнь. Человек не только приобретает новый опыт, но и обогащает его в процессе трудовой и общественной деятельности. В том случае если личностные качества и творческий потенциал отдельного представителя полностью востребованы обществом, можно говорить о том, что социализация личности проходит успешно.