Процесс социализации начинается еще в младенчестве и заканчивается в пожилом возрасте. По своему содержанию он представляет собой развитие социальных и гендерных ролей, а также усвоение культурных ценностей и норм.
В детстве же будет формироваться около семидесяти процентов человеческой личности. В истории известны ситуации, когда маленького ребенка воспитывали животные. Даже после того, как их возвращали, такие дети становились не способны разговаривать, улыбаться, мыслить и участвовать в общении с другими людьми. Они могли в дальнейшем усвоить только элементарные навыки и овладеть словарным запасом из тридцати слов. В результате такие дети-"маугли" становятся "изолянтами" в обществе. Следовательно, процесс социализации напрямую зависит от человеческого общения и усвоения культурных ценностей. Без данного условия дети будут лишены формирования собственного «Я».
Процесс социализации – это двусторонний феномен, который включает в себя следующие моменты:
- Усвоение ребенком культурного опыта при помощи вхождения в общественную среду и систему связей. Важным в данном процессе становится то, как социум воздействует на индивида.
- Активное воспроизводство им системы связей за счет активного включения во взаимодействие, когда человек влияет на среду при помощи своей деятельности.
Процесс социализации индивида определяется двумя механизмами.
Типизация - способ усвоения индивидом существующих в мире форм культуры. Речь идет о ценностях и нормах. В результате этого процесса происходит их постепенная трансформация в индивидуальный опыт человека. Но для успешной социализации этого недостаточно, должен "заработать" второй механизм.
Индивидуализация - преобразование и трансформация личного опыта в формы культуры. Благодаря этому осуществляется человеческий прогресс.
Процесс социализации имеет два базовых этапа. Они имеют разное содержание, возрастные рамки и основные механизмы. Рассмотрим их более подробно.
Первичная социализация происходит благодаря влиянию непосредственного ближайшего окружения человека. Речь идет о его родителях, братьях, сестрах, близких и дальних родственниках. Поэтому начальный процесс социализации осуществляется с первого дня жизни и заканчивается в юношеском возрасте. В его основе будут находиться связи между усвоением культурного опыта и индивидом, благодаря которым он становится членом общества.
Помимо этого, на данном этапе важной становится гендерная социализация. Причем, начинается она в возрасте двух-трех лет, когда ребенок осознает окончательно свой пол и постепенно принимает соответствующие социальные роли и образцы поведения. Заканчивается данный процесс в подростковом возрасте.
Вторичный процесс социализации будет охватывать зрелый возраст. В результате у гражданина появляется большое количество друзей, которые состоят в браке и имеют детей. Основная деятельность теперь будет направляться на то, чтобы достигать поставленные жизненные цели (карьера, высокие заработки, успех, семейная жизнь, организованный досуг). Помимо этого, приоритетом становятся только прочные и стабильные связи как дружеские, так и личные.
В пожилом и старческом возрасте жизнь человека начинает переворачиваться. Постепенно будут теряться дружеские и личные связи. Но для того, чтобы чувствовать себя комфортно, необходимо постепенно изменять направление социализации. Человек должен будет научиться радоваться каждому дню.
Процесс социализации представляет собой феномен, при помощи которого индивид усваивает основные элементы культуры. Речь идет о символах, ценностях, смыслах и нормах.