Трудно сказать, когда впервые возник вопрос о появлении и формировании человека. Этой проблемой интересовались как мыслители древних цивилизаций, так и наши современники. Как развивается общество? Можно ли выделить определенные критерии и этапы этого процесса?
Общество как единая система
Каждое живое существо на планете представляет собой отдельный организм, которому присущи определенные стадии развития, например рождение, рост и смерть. Однако никто не существует изолированно. Многим организмам свойственно объединяться в группы, внутри которых они взаимодействуют и влияют друг на друга.
Человек - не исключение. Объединяясь на основе общих качеств, интересов и занятий, люди образуют общество. Внутри него формируются определенные традиции, правила, устои. Зачастую все элементы социума взаимосвязаны и взаимозависимы. Таким образом, оно развивается как единое целое.
Социальная эволюция подразумевает скачок, переход общества на качественно другой уровень. Изменения в поведении и ценностях индивидуума передаются остальным и переносятся на весь социум в виде норм. Так, люди переходили от стада к государствам, от собирательства к техническому прогрессу и т. д.
Социальная эволюция: первые теории
Суть и закономерности социальной эволюции всегда трактовались по-разному. Ещё в XIV веке философ Ибн Хальдун придерживался мнения, что социум развивается в точности, как индивидуум. Вначале он зарождается, далее следует динамический рост, расцвет. Затем наступает упадок и смерть.
В эпоху просвещения одной из главных теорий был принцип «стадиальной истории» общества. Шотландские мыслители высказали мнение о том, что социум поднимается по четырем ступеням прогресса:
- собирательство и охота,
- скотоводство и кочевничество,
- земледелие и сельское хозяйство,
- торговля.
В XIX веке в Европе появляются первые концепции эволюции. Сам термин с латинского означает «развертывание». Он представляет теорию постепенного развития сложных и многообразных форм жизни из одноклеточного организма посредством генетических мутаций у его потомков.
Идею становления сложного от простейшего подхватили социологи и философы, считая эту мысль актуальной и для развития общества. Например, антрополог Льюис Морган выделял три стадии древних людей: дикость, варварство и цивилизация.
Социальная эволюция воспринимается как продолжение биологического формирования видов. Она является следующим этапом после появления человека разумного. Так, Лестер Уорд воспринимал её закономерным шагом развития нашего мира после космогенеза и биогенеза.
Человек как продукт биологической и социальной эволюции
Эволюция стала причиной появления всех видов и популяций живых существ на планете. Но отчего люди продвинулись намного дальше остальных? Дело в том, что параллельно с физиологическими изменениями действовали и социальные факторы эволюции.
Первые шаги к социализации совершил даже не человек, а человекообразная обезьяна, взяв в руки орудия труда. Постепенно навыки усовершенствовались, и уже два миллиона лет назад появляется человек умелый, который активно использует инструменты в своей жизни.
Однако теория о столь значительной роли труда не поддерживается современной наукой. Этот фактор действовал в комплексе с другими, такими как мышление, речь, объединение в стадо, а затем и в общины. Уже через миллион лет появляется человек прямоходящий – предшественник человека разумного. Он не только использует, но и изготавливает орудия труда, разжигает огонь, варит пищу, использует примитивную речь.
Роль общества и культуры в эволюции
Ещё миллион лет назад биологическая и социальная эволюция человека происходит параллельно. Однако уже 40 тысяч лет назад биологические изменения замедляют свой темп. Кроманьонцы практически не отличаются от нас по внешним признакам. Со времени их возникновения большую роль играют социальные факторы эволюции человека.
Согласно одной из теорий выделяют три основных этапа общественного прогресса. Первый характеризуется появлением искусства в виде наскальных рисунков. Следующим этапом является приручение и разведение животных, а также занятие земледелием и бортничеством. Третьим этапом становится период технического и научного прогресса. Он начинается с XV века и длится до сих пор.
С каждым новым периодом человек увеличивает свой контроль и влияние на окружающую среду. Основоположные принципы эволюции по Дарвину, в свою очередь, отодвигаются на второй план. Так, например, естественный отбор, который играет важную роль в «отсеивании» слабых особей, уже не настолько влиятелен. Благодаря медицине и другим достижениям слабый человек может и дальше жить в современном обществе.
Классические теории развития
Одновременно с трудами Ламарка и Дарвина о происхождении жизни появляются теории эволюционизма. Окрыленные идеей постоянного улучшения и прогресса жизненных форм европейские мыслители считают, что существует единая формула, по которой и происходит социальная эволюция человека.
Одним из первых свои гипотезы выдвинул Огюст Конт. Он выделяет теологическую (примитивную, начальную), метафизическую и позитивную (научную, наивысшую) стадии развития разума и мировосприятия.
Сторонниками классической теории были также Спенсер, Дюркгейм, Уорд, Морган и Теннис. Их взгляды различаются, но существуют и некоторые общие положения, которые легли в основу теории:
- человечество представляется единым целым, а его изменения естественны и необходимы;
- социальная эволюция общества происходит только от примитивного к более развитому, а её этапы не повторяются;
- все культуры развиваются по универсальной линии, этапы которой для всех одинаковы;
- примитивные народы находятся на очередном этапе эволюции, по ним можно изучать первобытное общество.
Отрицание классических теорий
Романтические убеждения о стабильном усовершенствовании общества уходят в начале XX века. Мировые кризисы и войны заставляют ученых по-другому взглянуть на происходящее. Идея о дальнейшем прогрессе воспринимается скептически. История человечества представляется уже не линейной, а цикличной.
В идеях Освальда Шпенглера, Арнольда Тойнби появляются отголоски философии Ибн Хальдуна о повторяющихся стадиях в жизни цивилизаций. Как правило, их выделялось четыре:
- рождение,
- подъем,
- зрелость,
- смерть.
Так, Шпенглер считал, что от момента рождения до затухания культуры проходит около 1000 лет. Лев Гумилев отводил им 1200 лет. Западная цивилизация считалась близкой к закономерному упадку. Приверженцами «пессимистической» школы были также Франц Боас, Маргарет Мид, Питирим Сорокин, Вильфредо Парето и т. д.
Неоэволюционизм
Человек как продукт социальной эволюции вновь фигурирует в философии второй половины XX века. Взяв на вооружение научные данные и доказательства антропологии, истории, этнографии, Лесли Уайт и Джулиан Стюард разрабатывают теорию неоэволюционизма.
Новая идея является синтезом классической линейной, универсальной и многолинейной модели. В своей концепции ученые отказываются от термина «прогресс». Считается, что культура не совершает резкий скачок в развитии, а всего лишь несколько усложняется по сравнению с прошлой формой, процесс изменений происходит более плавно.
Основоположник теории Лесли Уайт основную роль в социальной эволюции отводит культуре, представляя её главным инструментом для адаптации человека к окружающей среде. Он выдвигает энергетическую концепцию, согласно которой с развитием культуры развивается количество источников энергии. Таким образом, он говорит о трех этапах становления общества: аграрном, топливном и термоядерном.
Постидустриальная и информационная теории
Одновременно с другими концепциями в начале XX века возникает идея постиндустриального общества. Основные положения теории видны в работах Белла, Тоффлера и Бзежинского. Дэниэл Белл выделяет три стадии становления культур, которым соответствует определенный уровень развития и производства (см. таблицу).
Этап | Сфера производства и технологий | Лидирующие формы социальной организации |
Доиндустриальный (аграрный) | Сельское хозяйство | Церковь и армия |
Индустриальный | Промышленность | Корпорации |
Постиндустриальный | Сфера услуг | Университеты |
Постиндустриальный этап относят ко всему XIX веку и второй половине XX. По мнению Белла, его главными особенностями являются улучшение качества жизни, снижение роста населения и рождаемости. Роль знаний и науки увеличивается. Экономика ориентирована на производстве услуг и взаимодействие человека с человеком.
В качестве продолжения данной теории появляется концепция информационного общества, которое является частью постиндустриальной эпохи. «Инфосфера» часто выделяется как отдельный экономический сектор, вытесняющий даже сферу услуг.
Для информационного общества характерно возрастание инфоспециалистов, активное использование радио, телевидения и других средств информации. В качестве возможных последствий выделяют развитие общего информационного пространства, возникновение электронной демократии, правительства и государства, полное исчезновение нищеты и безработицы.
Заключение
Социальная эволюция является процессом преобразования и перестройки общества, в ходе которой оно качественно изменяется и отличается от предыдущей формы. Не существует общей формулы для этого процесса. Как и во всех подобных случаях, мнения мыслителей и ученых расходятся.
Каждая теория имеет свои особенности и различия, однако можно увидеть, что все они имеют три основных вектора:
- история человеческих культур циклична, они проходят несколько стадий: от рождения до смерти;
- человечество эволюционирует от простейших форм к более совершенным, постоянно улучшаясь;
- развитие общества является результатом адаптации к внешней среде, оно изменяется в связи со сменой ресурсов и необязательно во всем превосходит предыдущие формы.