Волга - великая русская река, она стала символом нашей страны. О ней слагали песни, она становилась персонажем сказаний, былин, сказок и литературных произведений. При виде красоты пейзажей, обрамляющих главную артерию европейской России, душа всякого патриота наполняется радостью и миром. Население Поволжья составляют люди разных народов, живущие дружно и работающие во славу своего края и всей России.
Седая старина
Русской Волга стала не сразу: с незапамятных времен на ее берегах основывали свои государственные образования этносы, ставшие коренными в Поволжье. Население составляли булгары, половцы, монголы, хазары и другие представители азиатских народов. Археологические находки красноречиво свидетельствуют о высоком уровне приволжской цивилизации тех веков. Здесь же нашли место для опорных пунктов на своем пути на Запад несметные полчища Астраханского ханства и Золотой Орды. Важной исторической вехой стали времена Астраханского и Казанского ханств. Русское население Поволжья начало стремительно увеличиваться по мере расширения границ Руси. Первыми городами на берегах великой реки стали Самара, основанная в 1586 году, затем Царицын (1589) и Саратов (1590). А начиная со второй половины XVI века стартовал процесс колонизации приволжских земель. Они привлекали русских самодержцев несметными рыбными и почвенными богатствами, а также крайне важным в стратегически-геополитическом плане расположением, позволяющим контролировать торговые азиатско-европейские пути.
Аграрный регион
До середины XIX столетия приволжские земли служили базой для развития сельскохозяйственной отрасли. Местные почвы позволяли выращивать хорошие урожаи, рыбные богатства были неисчислимы, а леса средней полосы стали настоящим кладом для заготовителей, отправлявших свой товар во все уголки империи. Сады становились поставщиками крупнейших торговых предприятий и даже царского стола. Во второй половине XVII века население Поволжья пополнилось и обогатилось переселенцами из Германии, приглашенными Екатериной Великой для улучшения демографической картины края и заимствования европейских аграрных технологий. Сельское хозяйство до революции продолжало оставаться важной статьей дохода каждой губернской казны. Сильно здесь было и хлеборобство, и животноводство, и, ко всему в придачу, еще и добыча соли. Украинское население Поволжья составляло в отдельных уездах до 7% от общей численности и было представлено обосновавшимися здесь «чумаками», то есть профессиональными поставщиками поваренной соли, столь важного и дефицитного в те времена продукта. И сегодня малороссийские фамилии здесь не редкость.
Промышленный бум
В конце девятнадцатого столетия население и хозяйство Поволжья претерпели серьезные изменения в связи с неотвратимо набиравшей обороты индустриальной революцией. Империя строилась, ей требовался цемент, и в Саратовской губернии появились производства важнейших стройматериалов. Развивались заводы, им необходимы стали машины – и задымили трубами станкостроительные предприятия Царицына. Волга приобретала все более важное значение всероссийского транспортного канала – и в нижегородском Сормово возвели верфи. В течение полутора-двух десятилетий промышленный потенциал края увеличился многократно. Сельское население Поволжья потянулось в города, начался естественный для индустриально развитых стран процесс урбанизации. Революция и последовавшая за ней Гражданская война, сопровождаемая массовым голодом, затормозила развитие региона, но ненадолго. Потенциал Поволжья оказался очень высоким.
Голод
Гражданская война принесла неисчислимые бедствия краю. Население и хозяйство Поволжья пришли в упадок в результате боевых действий и беспощадной политики продовольственной разверстки, проводимой большевиками по всей стране. В 1921 году в регионе начался голод, усугубленный засухой, приведшей к неурожаю. Его жертвами стали пять миллионов человек, относившихся ко всем социальным группам и народностям, населявшим край. Численность населения Поволжья в то время составляла 25 миллионов человек. Таким образом, от немыслимого голода погиб каждый пятый житель совсем недавно процветающего региона империи. Косвенной жертвой этого бедствия стало и украинское крестьянство, подвергнутое столь же беспощадной разверстке под предлогом помощи голодающим. Навстречу эшелонам с продовольствием шли железнодорожные составы, заполненные мобилизованными красноармейцами из пострадавших районов. Ленин требовал призвать в РККА миллион волжан.
С организованным ими же голодом большевики боролись, конфискуя церковное имущество и разоряя храмы. Большую помощь оказали иностранные организации. К 1921 году голод стал менее острым, но последствия его сказывались долго.
Между войнами
В межвоенный период хозяйство края развивалась согласно утвержденным генеральным планам. В ходе пятилеток возводились электростанции, строились предприятия легкой промышленности. Широко использовалось также наследство царского режима (некоторые из заложенных тогда заводов и фабрик работают и поныне). Большое внимание уделялось подъему образовательных заведений, на которыхй готовились новые пролетарские кадры. Особенности населения Поволжья нельзя было оставлять без внимания – назрела необходимость во взвешенной национальной политике, требующей особого подхода в каждом отдельном случае. В качестве примера подобной деятельности можно привести учреждение республики поволжских немцев, просуществовавшей с 1923 по 1941 год.
Темпы развития региона ускорились во время войны. В Поволжье были эвакуированы многие производства из областей, захваченных немецко-фашистскими оккупантами. Большинство этих предприятий остались здесь и после Победы.
Развитие получила также химическая и нефтяная промышленности.
Индустриальное развитие и кадры
Усилия по индустриализации Поволжья дали результаты. Из десяти производимых в стране автомобилей семь выпускалось на берегах великой русской реки (в Ульяновске и Тольятти). Несколько скромнее обстоят дела с грузовиками, но каждый десятый – это тоже не так уж мало. В городе Энгельсе (Саратовской области) работает мощный троллейбусный завод. В регионе действует целый комплекс предприятий, изготовляющий продукцию сверхточного приборостроения (в том числе и оборонного назначения). Авиастроительная и станкостроительная отрасли тоже представлены серьезно. Население Поволжья – источник квалифицированных кадров, подготовкой которых занимаются многие высшие учебные заведения. По многим показателям регион успешно соперничает с такими развитыми индустриальными районами, как Уральский и Центральный.
В наши дни
Поволжье сегодня – обширная часть территории России (более 6% от всей ее площади), в которую входят области, условно разделенные на три группы:
- Верхневолжские: Московская, Нижегородская, Ивановская, Костромская и Ярославская;.
- Средневолжские: Самарская и Ульяновская, а также республики Чувашия, Татарстан и Марий Эл.
- Нижневолжкие: Самарская, Ульяновская, Волгоградская и Саратовская плюс республики Калмыкия и Татарстан.
Они входят в состав двух федеральных округов (Приволжского и Южного).
В регионе проживает 17 миллионов россиян.
Плотность населения Поволжья крайне неоднородна, она втрое выше, чем в среднем по стране (31 чел./кв. км), но в республике Калмыкии очень мала – всего 4,3 чел./кв. км.
Национальный состав специфичен: здесь живут 16% татар, 5% мордовцев и чувашей, представлены и другие народы, но более всего русских – до 70%.
В Поволжье 90 городов, из которых три – «миллионники» (Самара, Казань и Волгоград). Вероятно, в ближайшие годы к ним присоединится Саратов.
Рост населения характеризуется высоким темпом, но в значительной мере это объясняется многочисленностью мигрантов. Край здесь и в самом деле хорош, у него прогнозируемо благоприятные перспективы, и едут сюда на ПМЖ охотно.