В Красногвардейском районе Петербурга располагается старинное кладбище, история которого стала частью истории самого города, настолько неразрывно оно с ним связано. Когда-то его называли Георгиевским. Оно лишь на два десятилетия моложе самого города и помнит времена Петра I. В наши дни это самый большой городской некрополь. Его площадь составляет почти семьдесят гектаров. Называется он Большеохтинское кладбище. Как доехать до него и что интересного там можно увидеть — вот это мы и постараемся сейчас выяснить.
Деревянная церковь на берегу Чернавки
Для того чтобы начать разговор о его истории, следует мысленно вернуться в начало XVIII века. На берегах Невы строилась новая столица, и со всей России стекались сюда мастеровые люди, большую часть которых составляли вольные плотники. Вот для них, по повелению государя Петра Алексеевича, было отведено место вблизи устья реки Охты. Здесь они селились, жили и умирали.
Но православному человеку никак нельзя без храма Божьего, и в 1725 году по проекту архитектора Потёмкина была построена деревянная церковь. Освятили её в честь покровителя плотников — святого Иосифа Древодела. Именно так величали на Руси святого Иосифа — обручника Пресвятой Девы Марии. Он, как известно, был плотником. Вскоре на берегу небольшой речки Чернавки - притока Охты - образовалось кладбище. Назвали его Охтинским — по названию самой реки.
Постройка Покровской церкви
Через некоторое время деревянная постройка обветшала. И вместо неё построили новую каменную церковь. Однако вышла промашка — не учли суровые Питерские морозы. Храм построили «холодный», то есть без отопления, и проводить в нём службы зимой оказалось совершенно невозможным.
Ничего не оставалось, как раскошелиться ещё раз, и рядом с ним построить другой храм, на этот раз с учётом нашего северного климата. Так появилась Покровская церковь, автором проекта которой стал архитектор М. Г. Земцов. Петербуржцам хорошо известна другая его работа — церковь святых и праведных Симеона и Анны на углу улиц Белинского и Моховой.
Эпидемии конца XVIII века
Тем временем Петербург разрастался, и всё больше места требовалось для последнего пристанища тем, кто закончил в нём свой земной путь. В связи с этим в 1732 году, по распоряжению Святейшего Синода, Охтинское кладбище получило статус общегородского и использовалось наряду с остальными кладбищами столицы. Но прогневали петербуржцы Господа, и в конце века попустил Он случиться двум страшным эпидемиям — оспы и тифа. Многие жители были свезены на Охтинское кладбище, и оно оказалось переполненным.
В связи с этими печальными событиями в мае 1773 года открыли новое — Большеохтинское кладбище. Расположилось оно на берегу всё той же речки Чернавки и вплотную примыкало к Охтинскому. Старое кладбище хоть и считалось закрытым, но там продолжали ещё долгое время подхоранивать умерших к могилам их родственников. В том же году был построен новый храм на Большеохтинском кладбище. Его освятили в честь святого Георгия Победоносца, что и дало название всему комплексу.
Строительство Никольской церкви
Петербург изначально был городом корабелов и моряков. А у них свой небесный покровитель — святитель Николай чудотворец Мир Ликийских. Вот в его честь на территории кладбища в 1812 году была заложена новая церковь. Строилась она на пожертвования купца Никонова, и находилась как раз на месте их семейного захоронения. Издревле бытует у русских людей благочестивая традиция — завещать нажитое на богоугодные дела.
В этом храме перед погребением отпевались многие мастера – корабелы и мореплаватели, а чуть позже был создан особый участок для захоронения солдат и офицеров, скончавшихся от ран в военном госпитале. В официальных документах их именовали как «воины, подвязавшиеся во славу Отечества».
Участки — старообрядческий и Института благородных девиц
Примерно в это же время Большеохтинское кладбище, в своей южной части, становится местом захоронения старообрядцев. На отведённом им участке в середине XIX века по проекту архитектора К. И. Брандта возводится единоверческая церковь во имя Димитрия Солунского. До наших дней она не сохранилась, так как вместе со многими другими храмами была разрушена в советский период.
Большеохтинское кладбище стало местом упокоения безвременно ушедших из жизни воспитанниц Института благородных девиц — закрытого учебного заведения для девочек из дворянских семей. Оно находилось на противоположном берегу Невы. Ныне существующего моста Петра Великого ещё не было и в помине, и летом на лодках, а зимой по льду замёрзшей реки переправлялись на правый берег, где находилось Большеохтинское кладбище. Как добраться до него по талому весеннему льду или первому осеннему — нам, современным людям трудно даже представить.
Фамильная усыпальница семьи Елисеевых
В начале восьмидесятых годов XIX века была построена ещё одна церковь на Большеохтинском кладбище. Её возводили на средства знаменитых российских предпринимателей — братьев Елисеевых. Церковь была освящена в честь иконы Казанской Божьей Матери — особо почитаемой ими святыни. Известно, что старший брат - Степан Петрович - никогда не начинал рабочий день, не помолившись перед ней. Строительство церкви обошлось в рекордную по тем временам сумму — один миллион рублей, и с тех пор она стала родовой усыпальницей семьи Елисеевых.
Многими святыми, воссиявшими на берегах Невы, славен Петербург. Большеохтинское кладбище упоминается в житие одной из них — святой блаженной Ксении Петербургской. Именно туда она направила засидевшуюся в девицах дочь офицерской вдовы и чудесным образом устроила её брак с молодым человеком, похоронившим свою жену. Не раз о том кладбище мы читаем и в жизнеописании другого светоча православия — святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Кладбище после революции
Революция и наступивший после неё период богоборчества во многом изменили облик старинного некрополя. Подверглись разрушению храмы, которыми было столь известно Большеохтинское кладбище. Памятники и склепы, усыпальницы и надгробия — варварски разрушались в годы атеистического мракобесия. Чудом сохранилась лишь Никольская церковь.
В 1939 году Большеохтинское кладбище стало местом массового захоронения советских военнослужащих, погибших в ходе Финской войны. Для их могил отвели значительные участки в южной части кладбища, а через несколько лет обширные территории заняли погребения павших защитников Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Кладбище в наши дни
Схема Большеохтинского кладбища, приведённая в конце статьи, показывает, что представляет собой этот крупнейший городской некрополь сегодня. Хорошо видно, что он состоит из двух частей. Построенный в конце семидесятых годов прошлого века проспект Энергетиков отделил участок со старыми захоронениями, от территории, где покоятся жертвы ленинградской блокады. Следует отметить, что в результате того, что в период сороковых – семидесятых годов было похоронено очень большое количество жителей города, многие участки со старыми могилами использовались повторно, и в настоящее время старинные надгробия можно увидеть лишь вокруг Никольской церкви.
Многие гости Петербурга, желая получить наиболее полное представление о городе, стараются посетить и Большеохтинское кладбище. Как доехать к нему? Можно воспользоваться троллейбусом № 16 или автобусом № 132, отправляющимися от станции метро "Площадь Александра Невского", а также троллейбусом №18 от метро "Новочеркасская". Его адрес: проспект Металлистов, 5.