Первый китайский император. Династии китайских императоров

Царство Цинь в истории Древнего Китая заняло особое место. Его князь, покорив погрязших в междоусобицах соседей, создал единое государство. Этим военачальником был циньский ван по имени Ин Чжэн, ставший известным как первый китайский император Цинь Шихуанди.

Китайский император

От вана до императора

В IV веке до н. э. проблема политического объединения древнекитайских царств занимала умы передовых мыслителей той эпохи, когда постепенно создавались объективные предпосылки для создания единой страны, во главе которой восседал бы китайский император.

Объединение диктовалось логикой политической ситуации, сложившейся в V-III веках до н. э. Стремление к ликвидации самостоятельности соседних царств и поглощению их территории привело в это время к тому, что на месте многих десятков больших и малых наследственных владений осталось «семь сильнейших»: Чу, Ци, Чжао, Хань, Вэй, Янь и Цинь. Правители почти всех из них лелеяли планы полного разгрома своих соперников. Они надеялись, что первая династия китайских императоров будет основана ими.

Соперники в борьбе за объединение широко использовали тактику союзов с удаленными царствами. Известен «вертикальный» союз царств Чу и Чжао, направленный против «горизонтального союза» Цинь и Ци. Успех вначале сопутствовал Чу, однако последнее слово осталось за правителем Цинь.

  • в 228 году до н. э. под ударами циньских войск пало Чжао;
  • в 225 – царство Вэй;
  • в 223 было покорено Чу;
  • еще через год – Янь;
  • последним сдалось царство Ци (221 до н. э.).
    Китайский император Цинь

В итоге императором стал Ин Чжэн, получивший символичное имя Цинь Шихуанди (название китайского императора переводится как «Первый император Цинь»).

Предпосылки объединения

Важнейшей предпосылкой разрушения прежних политических границ между царствами было развитие стойких экономических связей. Яркую картину укрепления торговых отношений между ними нарисовал в III веке до н. э. Сюньцзы, подчеркивавший важную роль экономических связей для удовлетворения естественных потребностей людей в тех продуктах, которые не производятся в местах их проживания.

Также в это время произошла частичная стихийная унификация платежной монеты. В V-III веках до н. э. на территории Среднекитайской равнины и смежных районов постепенно складываются большие экономические области, границы которых не совпадают с политическими границами царств. Простолюдины, торговцы и знать понимали, что для дальнейшего развития требуется «единый» китайский император, который бы стер внутриполитические границы в угоду экономике.

Формирование единого этноса

Еще одним фундаментальным поводом к объединению под властью Цинь Шихуанди стало практически сформировавшееся к тому времени общее этническое и культурное пространство. Происходила консолидация древних китайцев, несмотря на разделявшие их границы Срединных царств.

Первый китайский император

Складывание единого культурного стереотипа населения, стабилизация представлений о его общности, развитие этнического самосознания древних китайцев не только подготавливали почву для будущего объединения, но и делали его первоочередной задачей.

Реформы Цинь Шихуанди

Разгром шести царств, а также последовавшее объединение территорий были лишь робким шажком в формировании государства. Более важными стали непопулярные, но необходимые реформы, которые инициировал китайский император Цинь. Направлены они были на ликвидацию последствий длительной экономической и политической раздробленности.

Решительно ломая преграды, препятствовавшие налаживанию регулярных связей между всеми округами империи, Цинь Шихуанди уничтожил стены, разделявшие некоторые враждовавшие царства. Были сохранены лишь строения вдоль обширных северных границ, достроенные на недостающих местах и объединенные в одну Великую стену.

Династии китайских императоров

Также Шихуанди уделил большое внимание сооружению магистральных дорог, связывавших тогдашнюю столицу Сяньян с периферией. Одним из наиболее грандиозных строительных мероприятий такого рода была прокладка Прямого тракта, соединявшего окрестности Сяньяна с центром округа Цзююань (более 1400 км длиной).

Административные реформы

Этим реформам предшествовала ожесточенная борьба мнений по поводу того, каким образом следует организовать управление вновь присоединенными территориями, какой принцип положить в основу административной системы империи. Советник Ван Гуань настаивал на том, что по традиции, восходившей к чжоускому времени, окраинные земли страны должны быть отданы в наследственное владение родственникам императора.

Против этого решительно выступил Ли Сы, предложивший принципиально иной проект государственного устройства. Китайский император принял предложения Ли Сы. Территория Поднебесной была разделена на 36 округов, каждый из которых состоял из уездов (сянь). Во главе округов стояли наместники, назначавшиеся непосредственно императором.

Название китайского императора

Кстати, сама по себе идея создания на вновь присоединенных территориях округов – административных единиц центрального подчинения – возникла еще в конце V века до н. э. Суть реформы Цинь Шихуанди выражалась в том, что он распространил систему округов на всю территорию своей империи. Границы новых образований не совпадали с территорией прежних царств периода Чжаньго и не соответствовали естественно-географическим рубежам, которые могли бы способствовать обособлению отдельных районов страны.

Культура и законодательство

К числу других важных мероприятий по укреплению централизованной власти императора также относятся:

  • введение единого законодательства;
  • унификация мер и весов;
  • реформа денежной системы;
  • введение единой письменности.

Реформы Цинь Шихуанди значительно способствовали укреплению как культурной, так и экономической общности населения империи. «Земли меж четырех морей были объединены,— писал по этому поводу Сыма Цянь,— заставы открыты, запреты на использование гор и озер смягчены. Поэтому богатые купцы получили возможность беспрепятственно разъезжать по всей Поднебесной, и не было такого места, куда бы не проникали товары для обмена».

Рабство и террор

Однако первый император не был образцом добродетели. Напротив, многие историки считают его тираном. К примеру, он фактически поощрял торговлю рабами, причем не только захваченными в военных походах пленными, но и жителями собственно Китая. Государство само массами обращало население в рабство за долги или за совершенные преступления, а затем продавало их рабовладельцам. Тюрьмы также превратились в рынки рабов. В стране был установлен жесточайший террор, по одному подозрению в недовольстве деятельностью императора все окрестное население подвергалось уничтожению. Несмотря на это, выросла преступность: нередки были случаи похищения людей в целях продажи их в рабство.

Первая династия китайских императоров

Преследование инакомыслящих

Китайский император Шихуанди подверг жестоким репрессиям конфуцианцев, проповедовавших традиционные общечеловеческие ценности, принципы морали и гражданского долга, аскетизм. Многие из них были казнены или отправлены на каторжные работы, а все их книги были сожжены и впредь запрещены.

А что после?

В сочинении историка Сыма Цяня Шицзи (в «Исторических записках») упоминается, что император в 210 году скончался во время поездки по Китаю. Кончина государя настигла внезапно. Наследовавший трон его младший сын взошел на престол, когда внутренние социальные противоречия в стране значительно обострились. Эршихуан на первых порах пытался продолжать важнейшие мероприятия отца, всячески подчеркивая преемственность своей политики. С этой целью им был издан указ о том, что унификация мер и весов, предпринятая Цинь Шихуаном, остается в силе. Впрочем, народные волнения, умело используемые знатью, привели к тому, что первая династия китайских императоров Цинь покинула историческую арену.

Крах империи

Непопулярные решения Цинь Шихуанди вызывали протесты в самых разных социальных слоях. На него было совершено много покушений, а сразу после его смерти началось широкое восстание народных масс, уничтожившее его династию. Восставшие не пощадили даже гигантскую гробницу императора, которая была разграблена и частично сожжена.

Соловей и китайский император

В результате восстания к власти пришел Лю Бан (206-195 годы до н. э.), основатель новой династии императоров - Хань, который до этого был всего лишь старостой небольшой деревни. Он принял ряд мер по борьбе с коррупцией и уменьшению влияния олигархии. Так, торговцам и ростовщикам, а также их родственникам было запрещено занимать государственные должности. Купцов обложили повышенными налогами, были введены правила для богатых. В деревнях восстановили местное самоуправление, упраздненное Цинь Шихуанди.

Династии китайских императоров

  • Эпоха Ся (2100-1600 годы до н. э.) – полумифическая династия, чье существование описано в преданиях, однако реальных доказательных археологических находок нет.
  • Эпоха Шан (1600-1100 до н. э.) – первая династия, чье существование подтверждено документально.
  • Эпоха Чжоу (1027-256 до н. э.), делится на 3 периода: западная Чжоу, Чуньцю и Чжаньго.
  • Цинь (221-206 до н. э.) – первая императорская династия.
  • Хань (202 до н. э. – 220 н. э.) – династия, основанная сельским старостой после народного восстания.
  • Эпоха Северных и Южных династий (220-589) – за несколько веков сменилась целая череда правителей и их династий: Вэй, Цзинь, Ци, Чжоу – северные; Су, Ци, Лян, Чэнь – южные.
  • Суй (581-618) и Тан (618-906) – эпоха расцвета науки, культуры, строительства, военного дела, дипломатии.
  • Период «Пяти династий» (906-960) – смутное время.
  • Сун (960-1270) – восстановление централизованной власти, ослабление военной мощи.
  • Юань (1271-1368) – правление завоевателей-монголов.
  • Мин (1368-1644) – основана бродячим монахом, возглавившим восстание против монголов. Характеризуется развитием товарного хозяйства.
  • Цин (1644-1911) – основана маньчжурами, воспользовавшимися неразберихой в стране, вызванной крестьянскими восстаниями и свержением последнего императора Мин.

Вывод

Цинь Шихуанди – один из известнейших исторических деятелей в древнекитайской истории. Его имя ассоциируется с героем сказки Г. Х. Андерсена «Соловей и китайский император». Основателя династии Цинь можно поставить в ряд с именами Александра Македонского, Наполеона, Ленина – личностями, потрясшими до основания общество, коренным образом изменившими жизнь не только родного государства, но и многих соседей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.