Каждый человек, мало-мальски знакомый с нотной грамотой, знает, что при построении некоторых типов гамм и написании музыкальных произведений довольно часто используются знаки альтерации. Основными являются диез и бемоль. Кроме того, в распоряжении композиторов имеется еще и знак бекар, отменяющий повышение или понижение звучания нот. В данном случае речь пойдет о диезах.
Что такое диез?
Что касается самого определения, значение термина «диез» происходит от французского слова diese, греческого diesi, что можно трактовать как «размягчение». Этот знак альтерации начал активно применяться в нотной записи, начиная примерно с XV века, равно как и два других основных знака (бемоль и бекар).
Сегодня эти знаки являются основными. Реже встречаются знаки типа дубль-диез и дубль-бемоль. К бекару (отменяющему все изменения звучания нот) приставка «дубль» сегодня не применяется.
Что такое диез с точки зрения современной теории музыки? Это знак, указывающий на повышение звучания ноты на полтона, стоящей на нотном стане после него. Причем повышение ноты на полтона происходит с сохранением названия самой ноты. Применение знака диез может быть двояким. Он может стоять в ключе. Тогда все ноты, на которые он указывает, во всем произведении или гамме будут повышены на полтона. Если же диез при ключе отсутствует, его иногда ставят непосредственно в такте для придания гармонии уникального звучания. Но только в этом случае действие знака и ограничивается одним тактом. Кроме того, отмена повышения ноты может быть установлена при помощи бекара в том же такте, уже после (если это необходимо).
Совместимость знаков альтерации
Что касается, так сказать, совместимости знаков, то диез и бекар, бемоль и бекар могут применяться в одной гармонической последовательности. А вот диез и бемоль – никогда. Связано это именно с музыкальными правилами и канонами.
Дело в том, что на данный момент имеется четкое распределение между типами гамм. Для всех них применяются специальные последовательности знаков при ключе, указывающих на тип или название гаммы. Иными словами, кроме чистых нот, это разрешенные изменения в звучании. Так что становится понятно, что если основная тональность или гамма, на основе которой строится музыкальное произведение, имеет в ключе только диезные знаки, ни о каких бемолях и речи быть не может.
Тут иногда возникают парадоксы. Многие начинающие трэшеры склонны утверждать, что стиль музыки thrash-metal базируется на обязательном сочетании квинт с тоникой ми и си-бемоль или подразумевают переход в виде уменьшенной квинты. Это абсолютнейшее заблуждение. Дело в том, что если изначально мы имеет тональность ми-минор с фа-диезом в ключе, си-бемоль здесь не может присутствовать никак.
На самом деле вторая квинта строится не на си-бемоле, а на ля-диезе. Отсюда и изменение интервала перехода. Это не уменьшенная квинта, а увеличенная кварта. Так что понимание того, что такое диез, можно еще и трактовать как некое разрешение на повышение звучания строго определенных нот или ступеней определенной гаммы.
Здесь есть и еще один нюанс. Дело в том, что тот же ля-диез и си-бемоль звучат одинаково на всех инструментах. Что такое диез в этом случае? Это повышение определенной ноты на полтона (в данном случае ля), совпадающее с понижением соседней (следующей на нотном стане) ноты на те же полтона (в этом примере си). Так что такие вещи путать нельзя.
Ключевые знаки и определение гамм
Теперь несколько слов о ключевых знаках и принципах построения или определения некоторых типов гамм. Как уже было сказано выше, диез (или несколько) в ключе подразумевает повышение ноты на полтона (или нескольких нот) во всей гамме или музыкальном произведении. Что для диезов, что для бемолей существует определенный порядок, по которому они следуют в ключе один за другим.
Для диезных тональностей такая последовательность выглядит следующим представлением: фа / до / соль / ре / ля / ми / си. Последовательность для бемолей имеет обратный порядок. По знаку или знакам в ключе сразу же можно сказать, какая это тональность. Для мажора тоника вычисляется путем перехода на полтона вверх от последнего ключевого диеза, который является крайним справа. Минорную тональность можно определить, построив от мажорной тоники малую терцию вниз или перейти в последовательности диезов к знаку, который находится слева от предыдущего.
Чтобы было понятнее, в качестве примера возьмем тональность с тремя ключевыми знаками: фа-диез, до-диез и соль-диез. Последний знак в данном случае - соль-диез. Полтона вверх дают нам ноту ля. Это и есть тоника. То есть это гамма ля-мажор. Малая терция вниз – это фа-диез. Опять же, перепрыгивая через один диез назад, мы видим именно фа-диез. Как видите, все просто.
Итог
Наверное, теперь понятно, что такое знак диез. Повышение ноты на полтона – это его основное предназначение. Единственное, на что хочется обратить внимание: никогда не путайте использование диезов и бемолей в одной тональности или произведении.