Ольга Лепешинская – балерина, биография которой очень интересна. Она танцевала ведущие партии в Большом Театре, пользовалась уважением Сталина и огромным авторитетом во всем мире. О судьбе этой великой женщины мы и поговорим в этой статье.
Происхождение
Лепешинская Ольга Васильевна родилась в 1916 году 28 сентября в семье Марии и Василия Лепешинских. Революционные потрясения и гражданскую войну эта семья пережила сравнительно спокойно, а когда в России началась ликвидация разрухи, папа девочки, одаренный инженер, возводивший еще Китайско-Восточную железную дорогу, стал весьма востребованным у новой власти как эксперт по проектированию мостов. Лепешинские были потомственными дворянами, однако репрессии и регулярные чистки «бывших» их не коснулись. Дедушка Ольги являлся известным народовольцем, а ее двоюродный дядя находился в ссылке вместе с В.И. Лениным – и это была лучшая индульгенция в 1920-е годы.
Детские годы
Ольга Лепешинская жила размеренной и спокойной жизнью вместе с родителями в Москве на Солянке. Папа и мама девочки мечтали, что их дочь продолжит семейную династию и станет инженером-мостостроителем. Однако у Ольги были совершенно другие намерения. Она с детства горячо любила танцевать и хотела стать балериной. Поэтому вскоре она поступила в Государственную балетную школу при Большом театре.
К обучению будущих артисток в этом учебном заведении относились весьма серьезно, ведь многие из них потом попадали в Большой театр. И на прославленную сцену Ольга Лепешинская вышла очень рано - в 10 лет. Тогда ученицы-второклассницы изображали стайку птичек, радующихся приходу весны, в опере «Снегурочка». Затем девочка дебютировала и в первой своей настоящей роли – она воплощала образ Феи Драже в «Щелкунчике». А после выпуска из балетного техникума, в который школа была реорганизована в 1931 году, Ольга танцевала уже главную партию.
Путь к славе
В 18 лет Ольга Лепешинская стала знаменитой. В 1935 году она была задействована в премьерном балете «Три Толстяка», где исполнила партию девочки Суок. Ее выступления были восторженно встречены публикой, а в прессе молодую балерину окрестили восходящей звездой.
Кроме того, юная знаменитость начала активно заниматься общественной деятельностью, сначала стала членом райкома и Московского горкома комсомола, затем, через четыре года - депутатом Московского совета. К тому времени на афишах балерину стали именовать «орденоносцем», а в 1937 году она была удостоена ордена «Знак Почёта». Для артистки, недавно отпраздновавшей двадцатилетие, это было настоящим признанием и залогом блестящей карьеры.
Разные роли
Однако не все в судьбе юной знаменитости складывалось гладко. Репрессии 1930-х годов все-таки не обошли семью балерины стороной. Однажды арестовали тетю Ольги, но на жизни, которую вела Лепешинская Ольга Васильевна, это, к счастью, не сказалось. В театре артистка все время исполняла новые партии. Она изобразила Зину в «Светлом ручье», воплотила образ принцессы Авроры в «Спящей красавице», танцевала Полину в «Кавказском пленнике» и Машу в «Щелкунчике». Ей также довелось исполнить партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Об Ольге часто и благосклонно отзывались в прессе. Но сама балерина далеко не всегда была довольна тем, что делала. Например, когда она сочла, что не сможет довести до совершенства партию Одетты, то попросила руководство освободить её от участия в «Лебедином озере». Подобный случай был для того времени беспрецедентным. А самыми лучшими своими ролями Ольга называла партию Светланы в одноименной постановке и Китри в балете «Дон-Кихот». Лепешинская никогда не страдала «звездной» болезнью и реально оценивала свои достижения. На закате карьеры она утверждала, что ее хореография не была выдающейся, однако природная техника и огненный темперамент делали ее неподражаемой.
Ольга Лепешинская и Сталин
Карьера балерины складывалась очень успешно потому, что она очень строго относилась к себе и постоянно занималась самосовершенствованием. Выступления артистки были настолько хороши, что на нее обратил внимание сам Сталин, шутливо называл «стрекозой», а после учреждения Сталинской премии собственноручно внес её имя в перечень первых лауреатов. Это произошло перед началом ВОВ, поэтому, получив огромные деньги (100 000 рублей), Ольга большую их часть отдала фонду обороны. Вождь народов всегда питал слабость к Лепешинской и часто баловал ее дорогими подарками. Однажды в Кремле балерина пила шампанское, и ей очень понравились бокалы. На следующий день ей доставили пару таких фужеров с гравировкой «Попрыгунье-стрекозе от И. Сталина».
Военные годы
Ольга Лепешинская – балерина с богатой биографией. Во время войны Большой театр эвакуировали в Куйбышев. В те годы балерина не только постоянно выступала на сцене, но и изъездила с концертами всю страну. Она неоднократно танцевала и перед солдатами на фронте. Однажды ее концертная бригада чуть не оказалась в плену у немцев. Лепешинская узнала об этом только в 1975 году, когда получила письмо от офицера, бывшего на том выступлении. Он сообщил, что сразу после концерта и отъезда артистов, дорогу перекрыли фашисты и завязался кровопролитный бой. Говорят, что Лепешинская, у которой к концу жизни скопилось 14 орденов, считала самыми дорогими наградами медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За оборону Москвы», справедливо считая, что в победе над фашистами существует и её вклад.
Новые достижения
Ольга Лепешинская много работала в годы войны. Ее новой большой ролью стала партия Ассоль в «Алых парусах». В 1943 году она уже танцевала в Москве на подмостках Большого театра. Первой постановкой в послевоенные годы, в которой балерина была задействована, стала «Золушка» С. Прокофьева. В ней балерина исполнила главную партию. Образ, воплощенный Лепешинской, очень соответствовал времени, ведь к ее героине после нелегких испытаний приходит счастье и долгожданная любовь. За эту роль в 1946 году Ольга была удостоена еще одной Сталинской премии. После этого, в 1947 и 1950 годах, получила еще две – за партии, исполненные в «Пламени Парижа» (Жанна) и «Красном маке» (Тао Хоа). В 1951 году Ольге Васильевне вместе с Галиной Улановой присвоили звание Народной артистки СССР.
Личная жизнь
Ольга Лепешинская, личная жизнь которой интересует многих, выходила замуж три раза. В 1956 она познакомилась с генералом Алексеем Антоновым. Через некоторое время влюбленные поженились и зажили счастливо. Для балерины это был уже третий брак. Тогда в коллеги Лепешинской шутили, что она пошла на повышение, ведь её предыдущим супругом был генерал-лейтенант Райхман Леонид. В 1951 году он внезапно был арестован, но балерина сумела договориться о его освобождении. По этому поводу ходило много слухов, однако правда была известна только ей, Берии и, возможно, Сталину. Семья артистки после этого распалась.
Третий брак балерины оказался счастливым, однако в 1962 году Антонов скоропостижно скончался. Эту утрату Ольга Лепешинская переживала тяжело, она почти лишилась зрения. После этого о выступлениях в театре можно было забыть. Зрение со временем удалось восстановить, и несколько лет артистка работала в Италии, занимаясь с юными балеринами. Затем Ольга Васильевна попыталась вновь вернуться на сцену. Однако поняла, что ее хореография изменилась, пропали радость и душевный подъем, которыми отличались её танцы. Тогда Лепешинская на долгие годы уехала за границу.
Педагогическая деятельность
Ольга Лепешинская, фото которой публиковались в самых известных изданиях мира, работала в разных странах. Она создавала балетные национальные труппы, передавала свой богатый опыт начинающим балеринам. Ольга Васильевна очень хотела работать на родине, но здесь её педагогические способности не оценили. При этом авторитет артистки в театральной среде был непререкаем, более тридцати лет Лепешинская была главой оргкомитета международных балетных конкурсов в Москве и президентом Российской хореографической ассоциации. У этой замечательной женщины было столько почетных званий и международных наград, что она даже затруднялась припомнить некоторые из них.
Наследство
Ольга Лепешинская, биография которой очень поучительна, была человеком кипучей энергии, до последних дней она продолжала трудиться. Великая артистка скончалась в 2008 году 20 декабря, и ее похоронили в Москве на Введенском кладбище. Однако слава балерины недолговечна, и перед смертью судьбой Ольги Васильевны никто не интересовался. Возле нее появились новые друзья, которые после ее кончины получили богатое наследство знаменитости. В него входили старинные полотна, дорогие меха и драгоценности, а также элитная недвижимость. Конечно, Ольга Лепешинская – балерина, наследство которой заключается далеко не в этом. Она дарила радость окружающим людям, много работала, делилась своим богатым опытом, однако материальных свидетельств ее таланта почти не сохранилось, а ценностями, которые у нее были, завладели посторонние люди. Эта история активно обсуждалась в СМИ, но должного развития так и не получила. Отдельные вещи артистки впоследствии были переданы в Государственный центральный театральный музей имени Бахрушина и теперь трепетно в нем хранятся.
Лепешинская Ольга Васильевна, биография которой наполнена яркими событиями, прожила долгую и интересную жизнь. Она до последних дней оставалась сильным человеком с железной волей и принципами.