Стратегический бомбардировщик ТУ-95: характеристики и фото

Самолет ТУ-95 – дальний бомбардировщик, находящийся на вооружении Российской Федерации. Представляет собой стратегический ракетоносец на турбовинтовой тяге. На сегодняшний день является одним их самых быстрых бомбардировщиков в мире. В американской кодификации обозначается как «Медведь». Это последний российский турбовинтовой самолет, принятый в серийное производство. В настоящий момент имеет множество модификаций.

История конструирования

Бомбардировщик-ракетоносец ТУ-95 в первоначальном виде был спроектирован Андреем Туполевым еще в 1949 году. Разработки велись на основе 85-й модели самолета. В 1950 году политическая обстановка вокруг СССР требовала немедленного стратегического усиления. Именно это стало причиной создания нового усовершенствованного ракетоносца с повышенными скоростными и маневренными характеристиками. Целью разработки было достижение максимальной дальности за минимальные сроки.

Летом 1951 года проект возглавил Н. Базенков, но очень скоро его сменил С. Егер. Именно последнего принято считать отцом «Медведя». Уже на первоначальном этапе на чертежах бомбардировщик ТУ-95 удивлял своими размерами и мощью. Для более подробного представления проекта был даже собран деревянный макет.

бомбардировщик ту 95

В октябре 1951 года ТУ-95 окончательно утвержден в производство. Разработки прототипа велись несколько месяцев. И только в сентябре 1952 года самолет был приведен на Жуковский аэродром. Заводские испытания не заставили себя долго ждать. Тестирование прошло успешно, поэтому уже через месяц было решено провести первый взлет на образце бомбардировщика. Испытания продолжались около года. В итоге полет на опытном симуляторе выявил несколько серьезных неполадок. Тестирование не прошел третий двигатель. Его редуктор разрушился в результате пожара уже спустя два месяца после старта испытаний. Таким образом, перед инженерами встала задача исправить допущенные ошибки, чтобы при реальном полете подобные эксцессы можно было исключить. В конце 1953 года из-за аналогичных неполадок скончалось 11 человек экипажа, включая командира.

Первый полет

Новый опытный образец бомбардировщика поступил на аэродром в феврале 1955 года. Тогда летчиком-испытателем был назначен М. Нюхтиков. Именно он совершил первый полет на новом прототипе. Испытания завершились только через год. За это время стратегический бомбардировщик-ракетоносец ТУ-95 совершил около 70 полетов.

В 1956 году самолеты начали поступать на аэродром Узин для дальнейшего пользования. Модернизации бомбардировщика стартовали с конца 1950-х. Производством и частичной сборкой ТУ-95 занимался Куйбышевский авиазавод. Именно там впервые появились вариации ракетоносца с ядерными боеголовками. Постепенно 95-ю модель перестроили под всевозможные военные нужды: разведка, бомбардировка дальних целей, пассажирские перевозки, воздушная лаборатория и т. д.

В настоящее время серийное производство ТУ-95 заморожено. Тем не менее, проект по-прежнему поддерживается ВВС и властями России.

Особенности конструкции

Ракетоносец имеет автономную систему подачи постоянного тока для обогрева крыльев, киля, стабилизатора и винтов. Сами двигатели состоят из двухосных групп лопастей АВ-60К. Грузовой отсек находится в середине фюзеляжа, рядом с пусковой установкой, к которой крепятся 6 крылатых ракет. Имеется возможность присоединения к подвеске дополнительных изделий.

российский бомбардировщик ту 95

Российский бомбардировщик ТУ-95 представляет собой воздушный аппарат с трехопорным шасси. На каждом заднем колесе имеется своя тормозная система. При взлете опоры убираются в фюзеляж и крыльевые гондолы. Передняя пара колес оборудована гидросистемой, а задние – электрическими механизмами с общей мощностью до 5200 Вт. Аварийное открытие шасси возможно только с помощью лебедки.

В гермокабинах располагается экипаж. В экстренном случае катапультные кресла отсоединяются от самолета через специальный люк, который находится над передней опорой шасси. В качестве зацепов для рук используется транспортерная лента. Катапультирование из задней части бомбардировщика обеспечивается через сбрасываемый люк.

Стоит отметить, что ракетоносец оборудован специальными спасательными плотам на случай экстренной высадки на воду.

Характеристики двигателя

Турбовинтовой бомбардировщик ТУ-95 входит в тройку самых мощных крупногабаритных самолетов мира. Достигается этот результат благодаря двигателю НК-12, который имеет высокоэкономичную турбину и 14-ступенчатый компрессор. Для регулировки показателей применяется система перепуска воздушных клапанов. При этом КПД турбины НК-12 достигает почти 35%. Данный показатель среди турбовинтовых бомбардировщиков является рекордным.

Для облегченной регулировки подачи топлива двигатель сконструирован в одном-единственном блоке. Мощность НК-12 составляет около 15 тысяч л. с. При этом тяга оценивается в 12 тыс. кгс. С полным топливным отсеком самолет может лететь до 2500 часов (порядка 105 суток). Вес двигателя составляет 3,5 тонны. В длину НК-12 представляет собой 5-метровый агрегат.

Недостатком двигателя является его высокая шумность. На сегодняшний день это самый громкий самолет в мире. Его способны засечь даже локаторные установки подводных лодок. С другой стороны, при нанесении ядерного удара это не является критической проблемой.

турбовинтовой бомбардировщик ту 95

Из прочих характеристик ракетоносца стоит выделить 5,6-метровые винты. Также достойна внимания система противообледенения лопастей. Она представляет собой электротепловую установку. Горючее к двигателю поступает из фюзеляжных и кессонных баков. Благодаря применению экономичных ТВД и усовершенствованной системы винтов самым «выносливым» стратегическим воздушным объектом относительно дальности полета считается как раз бомбардировщик ТУ-95.

Характеристики ракетоносца

Самолет способен вместить до 9 человек экипажа. Из-за специфики применения бомбардировщик в длину имеет до 46,2 метра. При этом размах одного крыла составляет порядка 50 м. Габариты стратегического ракетоносца действительно поражают взгляд. Площадь только одного крыла занимает до 290 кв. м.

Масса ТУ-95 оценивается в 83,1 тонны. Тем не менее, при полном баке вес увеличивается до 120 тыс. кг. А при максимальной загруженности масса превышает 170 тонн. Номинальная мощность двигательной установки – около 40 тыс. кВт.

Благодаря НК-12 бомбардировщик способен развивать скорость до 890 км/ч. При этом движение на автопилоте ограничивается 750 км/ч. На практике дальность полета ракетоносца составляет порядка 12 тыс. км. Потолок подъема варьируется в пределах до 11,8 км. Для взлета самолету понадобится полоса в 2,3 тысячи метров.

Вооружение бомбардировщика

Самолет в состоянии поднять в воздух до 12 тонн боеприпасов. Располагаются авиационные бомбы в фюзеляжном отсеке. Допускается размещение и свободнопадающих ядерных ракет общей массой 9 тонн.

Бомбардировщик ТУ-95 номинально имеет сугубо оборонительное вооружение. Оно состоит из 23-миллиметровых пушек. На большинстве модификаций установлены парные АМ-23 в нижней, верхней и кормовой частях самолета. В редких случаях имеет место авиационная пушка ГШ-23.

стратегический бомбардировщик ракетоносец ту 95

В случае с установкой АМ-23 ракетоносец оборудуется специальной автоматической системой отвода газа. Пушка крепится к пружинному амортизатору и направляющим коробкам корпуса. Затвор в обоих случаях клиновой наклонный. Для аккумулирования энергии и смягчения удара от задней пушки используется специальный пневматический зарядный агрегат.

Интересно, что длина АМ-23 составляет почти 1,5 метра. Вес такой пушки равен 43 кг. Скорость стрельбы – до 20 выстрелов в секунду.

Проблемы эксплуатации

Освоение ракетоносца начиналось с заметными трудностями. Одним из главных минусов была кабина. Изначально бомбардировщик ТУ-95 был плохо приспособлен к дальним перелетам. Из-за неудобных кресел у экипажа часто болела спина, затекали ноги. Туалет и вовсе представлял собой обычный переносной бак со стульчаком. Кроме того, в салоне было очень сухо и жарко, воздух пропитывался масляной пылью. В результате экипаж отказывался проделывать длительные полеты в столь неподготовленном самолете.

Неоднократно возникали проблемы и с маслосистемой двигателей. В зимнее время минеральная смесь загустевала, что прямым образом сказывалось на оборотах винтов. На начальных этапах для запуска двигателей приходилось заблаговременно прогревать турбины. Ситуация изменилась с выпуском в масштабное производство специального моторного масла.

Первое применение

Бомбардировщик ТУ-95 впервые был замечен на аэродроме в Киевской области в конце 1955 года. Как оказалось, сразу несколько оригиналов и модификаций пополнили ряды 409 ТБАП. В следующем году был сформирован еще один полк дивизии, в котором также нашлось место для четырех ТУ-95. Долгое время ракетоносцы находились на вооружении только украинских ВВС СССР. Однако с конца 1960-х гг. ТУ-95 и его модификации заполнили военные ангары на территории нынешней России.

бомбардировщик ту 95 характеристики

Целью формирования полков вокруг бомбардировщиков были точечные удары по стратегическим силам НАТО на юге Азии, а также по КНР. Самолеты всегда находились в боевой готовности. Вскоре американские власти заметили столь опасное скопление боевой мощи у своих баз и стали подключать дипломатические связи. В результате СССР пришлось рассредоточить большую часть ракетоносцев по всей своей территории.

С 1960-х гг. ТУ-95 то и дело замечали над Арктикой, Индийским океаном, зоной Атлантики и Британией. Неоднократно на подобные действия страны реагировали агрессивно, сбивая ракетоносцы. Тем не менее, официально о подобных случаях никаких записей сделано не было.

Применение в последнее время

Весной 2007 года российские ракетоносцы неоднократно наблюдали с воздуха за боевыми учениями британской армии. Подобные инциденты происходили в заливе Клайд и у Гебридских островов. Однако каждый раз за считанные минуты в небо поднимались британские истребители и под угрозой удара сопровождали ТУ-95 за пределы своих границ.

С 2007 по 2008 год ракетоносцы были замечены над военными базами и авианосцами НАТО. За этот период произошло одно крушение бомбардировщика ТУ-95. Официальных разъяснений о причинах аварии не поступало.

Сегодня «Медведи» продолжают свою всемирную разведывательную деятельность.

Крушение самолетов

По статистике, каждые 2 года происходит одна крупная авария бомбардировщика ТУ-95. Всего за время эксплуатации потерпел крушение 31 ракетоносец. Количество погибших составляет 208 человек.

авария бомбардировщика ту 95

Самая недавняя авария бомбардировщика ТУ-95 произошла в июле 2015 года. Катастрофа случилась с модификацией самолета. Главной причиной крушения специалисты называют устаревшее физическое состояние агрегата.

Авария бомбардировщика ТУ-95 МС унесла жизни двух членов экипажа. Крушение произошло под Хабаровском. Как оказалось, у ракетоносца в полете отказали сразу все двигатели.

На вооружении

ТУ-95 состояли на балансе ВВС СССР вплоть до распада Советского Союза в 1991 году. На тот момент большая часть находилась на вооружении Украины – порядка 25 ракетоносцев. Все они входили в специальный тяжелый авиаполк в Узине. В 1998 году база прекратила свое существование. Итогом стало списание самолетов и их последующее уничтожение. Часть бомбардировщиков была переделана под коммерческие грузоперевозки.

В 2000 году Украина передала РФ оставшиеся ТУ-95 в счет погашения части государственного долга. Общая сумма уплаты составила порядка 285 миллионов долларов. В 2002 году 5 ТУ-95 были модифицированы до многофункциональных тяжеловесных самолетов.

На текущий момент на вооружении России состоит около 30 ракетоносцев. Еще 60 единиц находятся на хранении.

Основные модификации

Самой распространенной вариацией оригинала является ТУ-95 МС. Это самолеты, переносящие крылатые ракеты типа Х-55. На сегодняшний день их осталось больше всего среди прочих из 95-й модели.

ту 95 дальний бомбардировщик

Следующей по популярности модификацией считается ТУ-95 А. Представляет собой стратегический ракетоносец ядерного действия. Оснащен специальными отсеками для хранения радиационных боеголовок. Также стоит отметить учебные модификации с литерами «У» и «КУ».

Сравнение с зарубежными аналогами

Самыми приближенными по техническим характеристикам к ТУ-95 являются американские бомбардировщики B-36J и B-25H. По номинальному весу и габаритам принципиальной разницы нет. Однако российский ракетоносец развивает куда большую среднюю скорость: 830 км/ч против 700 км/ч. Также у ТУ-95 намного больше боевой радиус и дальность полета. С другой стороны, у американских аналогов выше практический потолок почти на 20% и вместительнее грузовой отсек (на 7-8 тонн). Тяга двигателей приблизительно равная.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.