Как звали дядьку богатырей из сказки Пушкина?

Знаменитая сказка Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане включает упоминание об таком интересном персонаже, как дядька 33 богатырей. Обсудим немного исторические корни появления его имени.

Превратности словообразования

Для начала вспомним, как звали дядьку богатырей. Ответ, стараниями великого поэта, знаком всем читателям - от мала до велика. Да, его звали Черномором. Однако немногие задумывались об истинном происхождении этого незамысловатого, казалось бы, имени собственного. Самая простая ассоциация, конечно же, Черное море. Действительно, 33 богатыря и дядька Черномор в сказке вставали из моря. Какое у нас море ассоциируется с черным цветом? Ответ на поверхности.

Как звали дядьку богатырей

Но... Если немного углубиться в историю русской нации, а также поинтересоваться познаниями Пушкина об этих самых глубинах, то появляются очень необычные подробности, на которых хотелось бы остановиться.

Чума

Итак, имя Черномор, как звали дядьку богатырей, восходит к такому важному и катастрофическому явлению российской действительности, как эпидемия бубонной чумы, посетившей нашу достопочтенную Родину в далеком 1352 году. Которая на Руси называлась, как известно из летописи, черным мором.

Противоречие

Однако рассмотрим всю невероятно занимательную последовательность, исходя из которой появилось в сказке это имя, кстати, внесенное туда явно ироничным пером великого творца. 33 богатыря и дядька Черномор являют собой интересный контраст, поскольку при наличии явно героического налета у последнего персонажа, по крайней мере, в данной сказке, обнаруживается противоречие с его прообразом. Ведь Черномор в фольклорных произведениях окрашен явно отрицательно. Известно такое его воплощение, как злой колдун, похищающий женщин сказочных героев. Так что вот нам первый намек с кучей подтекстов от вундеркинда русского литературного цеха.

Истоки названия

Но мы возвращаемся к бубонной чуме. Отвечая на вопрос о том, как звали дядьку богатырей, следует вспомнить исторический путь данного имени в фольклор. Итак, чума была завезена из Китая в Италию Великим шелковым путем. Покосив сначала население этой гордой страны, она отправилась своим черным маршрутом в Германию, охватив территорию практически всей Европы. Досталось даже Швеции, откуда она благополучно добралась до Новгорода, Пскова и понеслась по территории нашей необъятной станы.

33 богатыря и дядька Черномор

А теперь самая соль истории. Во время осады крепости Кафу - той, что теперь называется Феодосией - был использован наш ответ троянскому коню. За стены крепости при помощи катапульты был заброшен труп умершего от этой самой бубонной чумы. Оборонявшиеся на тот момент генуэзцы, естественно, заразились страшной болезнью. В результате уцелевшим пришлось оставить крепость, а «дядька Черномор», остался в фольклоре как символ оружия, удачно использованного для победы в очередном завоевании потока истории.

Напоследок можно отметить еще одну интересную аллюзию, использованную Пушкиным. Так вот, «в чешуе, как жар горя» является совершенно очевидным намеком на лихорадку, возникающую у больного чумой, ну а чешуя — не что иное, как бубоны или язвы, возникающие на теле заразившегося этим страшным недугом.

Дядька 33 богатырей

Вообще, все произведение о славном царе Салтане можно рассмотреть с точки зрения многочисленных интересных аллюзий, использованных непревзойденным мастером метафор. Взять хоть намек на полуостров Крым (остров Буян) и бушевавшую на нем войну за право владения территорией в далеком четырнадцатом веке. Но это уже совсем другая история. А нам остается лишь подивиться, что из того, как звали дядьку богатырей в незамысловатой сказке Пушкина, можно вытянуть целого исторического слона.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.