Некоторые считают, что развитие ребенка начинается в подростковом возрасте. Здесь идет речь о полном его взрослении. Это да, но некоторые черты развития представителей данной возрастной категории достаточно неплохо себя проявляют в младшем школьном возрасте. Ребенок уже взрослый. Да вот только он себя таковым не считает. Это стандартная модель мышления для развивающихся людей. Почему? Да потому что он помнит себя, каким он был ранее. Но он не знает, что такое настоящая взрослость, еще не прочувствовал этого.
Поэтому все-таки младший школьный возраст называют вершиной детства. И это не просто так, ведь основные моменты, которые присутствуют в детском возрасте, у младших школьников также имеются. Например, склонность к фантазированию. Хоть она и несколько меньше, чем у детей, которые ходят в детский садик, но при этом значительно больше, чем даже у подростков. Виной тому служат пока еще неразвитые лобные доли мозга, которые заканчивают свое формирование только в 12 лет. Временами еще в более позднем возрасте.
Сложности составления характеристики
Общая характеристика младшего школьного возраста - дело немного неблагодарное. Каждый человек показывает себя по-своему на данном возрастном этапе. Одни могут помогать родителям и даже зарабатывать какие-то деньги, а другие продолжают играть в песочнице. Что касается заработка денег, так это чаще всего происходит при содействии родителей. Например, ребенку могут давать деньги за хорошие оценки в школе.
Есть один момент. Младший школьный возраст бывает разный. Чаще всего деньги даются ребенку уже в более поздние этапы данного периода, так как маленьким детям деньги особо и не нужны. Впрочем, дети бывают разные. Кто-то начинает требовать карманные деньги у родителей уже в семилетнем возрасте, а кому-то такая идея и способность приходит только в подростковом возрасте. Правда, подростковый возраст должен быть этапом, когда человек должен хоть как-то, но работать. Да, пусть у родителей. Но при этом механизм его существования должен быть взрослым. Ладно, это мы уже отходим от темы.
Добавляет сложности к составлению детальной психологической характеристики данного возрастного этапа и тот факт, что ребенок может принадлежать к разным национальностям, культурам, что усложняет процесс систематизации. Поэтому общая характеристика младшего школьного возраста должна касаться только определенной культуры. В странах постсоветского пространства она очень похожа, так что это большой плюс. Давайте рассмотрим основные моменты.
Обучение
Общая характеристика младшего школьного возраста обязательно должна включать этот важный элемент. Ведь обучение является одной из принципиальных особенностей человека. Так, только обучаясь, ребенок может полноценно социализироваться. Агентом обучения в младшем школьном возрасте становится школа. Благодаря ей, он может не только впитывать информацию, которая предусмотрена школьной программой, но и общаться со сверстниками и учителем, получая все более новые знания.
Для младшего школьного возраста обычно характерна хорошая обучаемость. Так, дети стремятся выучить то, что говорят им. Также развита конкруренция. Данный возрастной период характерен высокой конкуренцией. Потом это будет сходить на "нет", так как для детей этого и более поздних этапов все равно характерно преобладание желаний над необходимостью. Так что родителям следует развивать силу воли.
Да, в младшем школьном возрасте тренировка силы воли является процессом достаточно сложным. Ведь лобные доли еще недостаточно развиты, чтобы выполнять произвольную регуляцию действий. Тем не менее у представителей младшего школьного возраста действия уже более осознанные.
Вопрос о силе воли
Уже нельзя сказать, что младший школьный возраст - это период полного детства. Так, ребенок уже знает, что нужно говорить, а что в данной ситуации не следует. Конечно, это происходит далеко не в каждой ситуации и не с каждым ребенком. Тем не менее то, что дите делает, уже становится более осмысленным. Ему уже легче заставить себя сделать то, что ему доставляет психологический дискомфорт, и относится он к этому достаточно спокойно. Тем не менее есть один момент.
Общая характеристика младшего школьного возраста, вернее, один из ее часто встречаемых пунктов, чаще всего говорит о неусидчивости детей. Эта беда порой встречается и у взрослых. Именно от неусидчивости берется лень. Впрочем, она может быть и следствием лени. Но опыт делания домашнего задания, не откладывая на потом, у детей может быть и положительным. Тем не менее это не всегда приводит к этому эффекту. Дети достаточно часто придают первоочередное значение удовольствиям, а то, что делать нужно, часто игнорируют.
Неумеренность
Также общая характеристика младшего школьного возраста включает в себя такой пункт, как неумеренность. Что это означает? Неумеренность - это неспособность контролировать интенсивность чего-то, держать свои эмоции и выполнять действия на уровне золотой середины. Например, ребенок может целый день гулять и совершенно игнорировать выполнение домашнего задания.
Такое явление, как прогулы школьных занятий, у представителей данной возрастной группы - это достаточно редкое явление. Тем не менее в школьных классах можно увидеть группу людей, которые не только сами не ходят время от времени на уроки, но и склоняют к этому других людей. Это приводит к негативному влиянию школьного окружения на социализацию этих детей. Поэтому среднестатистическая общая характеристика младшего школьного возраста может быть не очень красивой. Естественно, если ее будет составлять честный преподаватель.
Только в этом возрастном периоде ребенок может съесть гору конфет, а потом ничего не есть. Впрочем, некоторые так и остаются на данном этапе и продолжают нагло потакать своим желаниям, которые выполняют всего лишь сигнальную функцию, а не являются основным мотивом к действию. Так что следует искоренять у детей попытки каким-нибудь образом превысить порог допустимого удовольствия. Это еще ни к чему хорошему не приводило.
Усваивание учебного материала
Сложно - вот как может охарактеризовать усвоение учебного материала младший школьный возраст. Общая характеристика включает в себя такие моменты, как трудности при пересказе текстов в непродолжительном времени. И причем речь здесь идет конкретно о кратком пересказе. Детальные пересказы у детей данного возраста получаются достаточно хорошо, так как в данном случае не нужно стараться отделить главное от второстепенного.
Это является пока еще достаточно сложной задачей для представителей такой возрастной категории, как младший школьный возраст. Общая характеристика объясняет это тем, что лобные доли, которые отвечают за отделение главного от второстепенного, еще недостаточно сформированы. Да, это те же участки мозга, которые отвечают за силу воли у ребенка и контроль желаний. Ведь он непосредственно связан с логическим осмыслением ситуации. Все-таки дети еще склонны идти на поводу у эмоций, но это со временем может уйти.
Отношения с родителями
Данный вопрос уже обретает подростковые черты. Характеристика младшего школьного возраста указывает на то, что дети, принадлежащие к данной возрастной группе, любят родителей. Но при этом уже стараются этого не показывать, а временами даже стремятся взять верх над ними. При этом мнение родителей является по-прежнему ценным, несмотря на то, что общение со сверстниками также является важным элементом социализации ребенка.
Именно поэтому через какое-то время появляется необходимость встать перед выбором: или сверстники, или же родители. В данном случае может быть даже бунт самого ребенка. Некоторые рассказывают, что в подростковом возрасте это происходит. А вот ничего подобного. Такое может быть в любое время. Просто мотивы несколько иные. Хотя и здесь они могут быть похожими.
Хитрость
Характеристика младшего школьного возраста включает в себя еще такой важный пункт, как хитрость. Дети действительно на данном этапе склонны хитрить. Причем это нельзя назвать полноценным обманом. Просто люди от 6 до 10-11 лет прибегают к разного рода уловкам. Например, если они заболели, то могут запросто преувеличить то, что они действительно чувствуют. Собственно, мозги у ребенка развиваются, поэтому и склонность вилять хвостом также может развиваться.
Причем важно понимать, что далеко не каждый ребенок может хитрить. Это сделать пытаются все, но не у каждого человека получается. Это приводит порой к тому, что воспитание в духе честности действительно получается. Но в каких-то случаях ребенок может действительно очень хорошо хитрить, или же родители также могут закрывать глаза на это. В данном случае это может привести к двуличности характера в будущем, что может существенно затруднить общение с другими людьми.
Трудолюбие
А что по поводу трудолюбия? Есть ли какие-то моменты? Все зависит от того, как ребенок себя чувствует в работе. Никому не нравится выполнять неинтересную работу, которая еще при этом подрывает самооценку человеку. Поэтому такая деятельность не будет иметь успеха у вашего ребенка. Поэтому следует поощрять его попытки научиться определенному делу. Например, если он хочет научиться программировать (а это достаточно распространенное желание у детей в нынешнее время), то это нужно поощрять.
Вообще, следует одобрять любые попытки ребенка получить какой-то навык. Ведь не существует бесполезных умений. А если их применять комплексно, то можно достичь еще лучших результатов. Вот такая трудолюбивая характеристика младшего школьного возраста. Кратко выражаясь, трудолюбие - это нахождение себя, своего призвания и дальнейшее ему следование. Поэтому если вы будете поощрять эти попытки у своего ребенка, то будет очень хорошо.
Младший школьный возраст - общая характеристика: психология ребенка
Очень важное значение имеет психология ребенка. Ведь общая психологическая характеристика младшего школьного возраста является самой противоречивой, какую только можно придумать. Про подростковый возраст, например, было сказано очень много. Там расписаны стратегии воспитания, которое уже, по сути, является не столько воспитанием, сколько обычным научением.
Детей рассматриваемой нами возрастной категории все же нужно еще воспитывать. Хотя делать это следует не так интенсивно, как при наступлении подросткового возраста. Наказывать еще можно, но в последнее время считается, что значительно эффективнее показывать естественные последствия того, что ребенок делает не так. Ведь в психологии ребенка уже есть сопротивление родителям. Очень часто бывает так, что ребенок любит своих родителей. Да, естественно. Как может быть иначе. Но вот показать дети это боятся, стесняются по той причине, что им кажется, что если они это сделают, то не будут настолько взрослыми. В общем, для данного возрастного периода характерно большое количество тараканов. Но в подростковом возрасте их будет еще больше. Готовьтесь.
Общая характеристика развития ребенка младшего школьного возраста
Данный возрастной этап можно назвать периодом активного развития ребенка. Как раз на начало младшего школьного возраста попадает физиологический кризис. Ребенок может чувствовать себя уставшим, раздражительным и необщительным. Да, детство - это сложный период, ничего тут не поделаешь. При этом важно отметить, что этот физиологический кризис, несмотря на такое сложное слово, является благоприятным мометом, который способствует социализации и обучению ребенка. Это, так сказать, положительный кризис.
Тем не менее следует учитывать раздражительность, которую имеет ребенок, и понимать, что данная особенность не является слишком страшной. Просто нужно моделировать естественные последствия его поведения. Не ругайте, а лучше будет, если вы покажете ему, к чему определенные его действия могут привести. Это научит его нести ответственность за собственные поступки, что станет основой его взрослости.
Советы по воспитанию детей данной возрастной категории
А теперь общая характеристика младшего школьного возраста кратко:
- Ребенок уже начинает ощущать себя полноценным субъектом общественных отношений, что закладывает основу его развития. Считается, что нужно поддерживать начинания ребенка во взрослости уже в подростковом возрасте, но желательно это начинать раньше, чтобы хотя бы начать вырабатывать правильную модель поведения у себя до наступления переходного периода.
- В данном возрасте активно развиваются лобные доли мозга, что провоцирует отстранение от фантазий (постепенное) и активный интерес к реалиям жизни. Родителю важно помнить, что эти реалии должны показываться ребенку этого возраста точечно, чтобы не шокировать его и не травмировать.
- Общая характеристика развития в младшем школьном возрасте подразумевает то, что ребенок может быть несколько раздражительным. Работайте с проблемой, а не следствием. Развивайте в нем чувство ответственности.
Это основные моменты, которые следует почерпнуть из данной статьи. Общая характеристика детей младшего школьного возраста значительно сложнее, а часть тезисов вы сможете почувствовать только на своем опыте. Следует подходить рационально, некоторые вопросы рассматривать нужно вообще с индивидуальной позиции. Несмотря на то, что активно используется характеристика младшего школьного возраста, психология значительно дальше шаблонов. И нужно понимать это.