В биологическом смысле слово «развитие» обозначает определенные изменения в человеческом организме. Они происходят с течением времени и благодаря внутренним возможностям организма, и за счет взаимодействия со средой. Однако разные возрастные группы выделены не только по биологическим признакам. Определенный процент в личностное развитие вносят и внешние события, которые происходят с человеком.
Есть ли четкие границы возрастных групп?
Периодизация разных возрастных групп не определена в психологической науке однозначно. Но даже если бы она и существовала, никогда нельзя сказать, как повлияют на человека факторы внешней среды. Например, подростковый возраст, по мнению некоторых ученых, заканчивается в 18-20 лет. Однако в странах, которые находятся в затруднительных экономических или социальных условиях, он может продлиться от своего начала максимум три-четыре года. После этого еще практически ребенок будет вынужден вступить во взрослую жизнь.
Точно так же может обстоять дело и с возрастом поздней взрослости. Традиционно считается, что этот этап наступает не ранее 60-65 лет. Однако если человек вынужден в течение длительного времени выполнять тяжкую физическую работу, недоедать или же подвергаться другим неблагоприятным факторам, вполне возможно наступление возраста поздней взрослости и в 45 лет.
Период детства
Ранний возраст – это время стремительного развития речевой функции. Оно происходит параллельно с когнитивным и социальным развитием. Также увеличиваются физические возможности. Пухленький двухлетний ребенок к шестилетнему возрасту превращается в стройного маленького человека, который обладает координацией и ловкостью. Выделяют следующие возрастные группы детей: младенчество (до года), раннее детство (1-3 года), детство (до семи лет), младшие школьники (до 10 лет).
Ранний возраст – это время развития интеллекта. До пяти лет детскому мышлению присущи качества анимизма (наделение предметов свойствами живых существ), материализация (считают объекты своих фантазий реальными), эгоцентризма (понимают мир только со своей точки зрения).
Подростковый период
Многими учеными он классифицировался как период зависимости от родителей, который находится между детством и взрослостью. Интересы подростков касаются планирования их профессиональной жизни, сферы любви и дружбы, социального взаимодействия. Для них становятся важными экономические и политические вопросы. Как было указано, затягивание подросткового возраста на длительный срок свойственно в большей степени индустриальным странам. В 18-19 веках, а также и в 20 веке вследствие неблагоприятных экономических условий или войн подростки, становясь рабочей силой, быстро превращались во взрослых.
Пожилой возраст – поздняя взрослость
Отличительной особенностью (так называемым новообразованием психики) данного возраста является такое качество, как мудрость. Это личный опыт, полученные человеком в течение длительного времени практические знания, та информация, которая добыта им на протяжении всей его жизни.
Но, несмотря на наличие мудрости, мозг многих пожилых людей оказывается подвержен когнитивным расстройствам. Угасание когнитивной деятельности может происходить по различным причинам: болезни Альцгеймера, старческой деменции, недостатка мозгового кровоснабжения. Однако необходимо понимать, что старение организма – это процесс, который начинается задолго до самой старости. Например, женщина после 30 уже может замечать возрастные признаки: небольшие морщины, уменьшение жизненных сил, поседение волос.
В пожилом возрасте происходят значительные изменения как на физиологическом уровне, так и в социальной жизни индивида. Прежде всего, большое влияние оказывает выход на пенсию. Это и изменение статуса, и перемены в жизненном распорядке. С помощью работы время человека всегда оказывается структурированным. Пенсионер же часто ощущает себя как будто оказавшимся «вне игры».
Классификация Эриксона: раннее детство
Известный психолог Э. Эриксон выделял следующие возрастные группы и соответствующие им этапы развития. Первый этап – это младенчество. В это время главный вопрос, который решается маленьким человеком, относится к доверию или недоверию окружающему миру. Младенец определяет для себя, является ли мир безопасным местом, или все же он представляет собой угрозу. Результатом успешного прохождения этой стадии является высокий уровень жизненной энергии, радость.
Вторая стадия охватывает возраст от года до трех лет. В это время ребенок обретает все большую самостоятельность. Дети до 3 лет все более чувствуют свою независимость, так как учатся ходить. В то же время для них оказывается необходимым сохранить базовое доверие. Главную роль в этом играют родители. Своими требованиями они, с одной стороны, помогают сделать это. Когда ребенка одолевают разрушительные импульсы, вступают в силу родительские ограничения. С другой стороны, у него появляется чувство стыда. Ведь даже если за ним не наблюдают осуждающие взрослые, то он прекрасно чувствует, в какой момент поступает неправильно. Окружающий мир как бы начинает наблюдать за ним изнутри.
На стадии с 4 до 6 лет ребенок должен выбрать между двумя альтернативами - инициативой и чувством вины. У него развивается фантазия, он активно придумывает себе игры, все более богатой становится речь.
Школьный и подростковый возраст по Эриксону
С 6 до 11 лет у ребенка должно сформироваться ощущение компетентности. Если этого не происходит, то это чувство замещается неполноценностью. Такой процесс связан с тем, что в этот промежуток времени ребенок овладевает культурными ценностями. Дети все чаще начинают себя отождествлять со взрослыми, которые представляют ту или иную профессию.
Стадия с 11 до 20 лет, считает Эриксон, является главной для успешного развития личности. На этом этапе ребенок или подросток собирает о себе максимум информации. Он смотрит на себя как на ученика, друга, ребенка своих родителей, спортсмена и так далее. Если этот этап проходит успешно, в дальнейшем у человека появляется устойчивая жизненная позиция, формируется умение справляться с трудностями.
Взрослый возраст по Эриксону
С 21 до 25 лет молодые люди начинают решать все более взрослые задачи. Они вступают в брак, планируют появление ребенка, осуществляют важные выборы.
Перечисленные возрастные группы относятся к тем отрезкам жизненного пути, на которых происходит развитие личности. Далее наступает самый длительный этап, длящийся, по Эриксону, с 25 до 60 лет. В это время главной проблемой человека является жизненный застой, невозможность развития в повседневной жизни. Но если ему это все же удается, то он получает высокую награду - стойкое чувство самоидентичности.
В этом возрасте есть и перемены, которые связаны с самоопределением, и с личной жизнью. У мужчин и у женщин на этот этап приходится кризис среднего возраста. Женщина после 30 достигает пика своей сексуальности.
Возраст с 60 лет во многом зависит от того, как были прожиты предыдущие годы. Старость будет мирной, если за свою жизнь человек добился желаемого, прожил ее достойно. В противном случае его будут одолевать мучения.