Есть люди, чья судьба связана с одной-единственной звездой. Выбрав путь еще в детстве, они продолжают идти по нему до самой смерти. Именно к таким относится американец Дуглас Макартур. Будучи сыном военного, он и свою судьбу связал с войной, проведя на мировых фронтах большую часть своей сознательной жизни и достигнув высшего звания – «генерал армии».
Детство будущего генерала
Дуглас Макартур появился на свет 26 января 1880 года в городке под названием Литл-Рок, что в штате Арканзас. Его отец Артур Макартур-младший принимал участие в знаменитой войне Юга и Севера и дослужился до звания генерал-лейтенанта. Маму звали Мэри Пинкей, она была уроженкой Вирджинии.
Все детство Макартура связано с переездами. Семья кочевала по стране, и мальчику без конца приходилось «вписываться» в новые условия жизни, что, наверняка, закалило его, как личность. А может, свою роль сыграли гены (отец – военный, дед – судья в Вашингтоне, прадеды – представители известнейшего шотландского аристократического клана… Так или иначе, а юный Дуглас везде проявлял себя достойно и держался на высоте.
Так, например, он стал настоящей гордостью Западнотехасской военной академии, где учился в начале девяностых годов 19 века и добился грандиозных успехов в учебе. Там, в Техасе, в городе Сан-Антонио, на тот момент служил отец паренька.
Начало карьеры
Получив среднее образование, Дуглас Макартур становится студентом академии Вест-Пойнт, считавшейся самой престижной в США. Диплом он получил в 1903 году, и у Макартура были такие высокие оценки, что его признали лучшим выпускником за всю историю учебного заведения.
Вместе с дипломом потомок шотландских аристократов получил звание младшего лейтенанта и был направлен на Филиппины, в инженерные войска, а затем перевелся в Страну восходящего солнца.
С началом его карьеры совпала русско-японская война, которую Дугласу довелось увидеть почти «в упор», поскольку он сопровождал своего отца, как раз служившего тогда военным атташе в Японии. Будущий генерал Макартур многому научился во время этих поездок…
Уже в 1906 году он был на родной земле – в США – и работал военным советником при президенте. Для 26-летнего молодого человека – огромная честь!
Первая мировая война
Когда в Европе разгорелся пожар Первой мировой, Дуглас Макартур на обочине событий не остался. Сразу после объявления Штатами войны Германии в 1917 году он командовал во Франции штабом дивизии, а затем возглавил и саму дивизию.
К финишу военных действий удачливый американец пришел живым и невредимым, к тому же с целой россыпью наград и в чине бригадного генерала.
Между первой и второй
Какое-то время после войны бригадный генерал Макартур еще оставался в Европе, но уже в 1919 году его назначили суперинтендантом академии в Вест-Поинте, и он поставил второй рекорд, став самым молодым начальником этого учебного заведения за всю историю его существования.
В 1922 году судьба снова забрасывает Макартура на Филиппины. На сей раз в качестве командующего американскими войсками в этой (тогда еще) колонии США. С 1930-го он возглавляет штаб армии Штатов, а после предоставления Филиппинам независимости (в 1935-м) Макартур возвращается на острова военным советником, и уже через год его назначают фельдмаршалом армии новоиспеченного государства.
Вторая мировая война
Вторая мировая – это звездный час Дугласа Макартура. Именно благодаря ей американский военачальник получил «пропуск» в историю. Летом 1941 года его вызвали на действительную службу в связи с агрессией японцев и назначили командующим американскими силами на Дальнем Востоке.
Первые шаги Макартура были провальными. Долгое время он не верил в реальность нападения Японии на Филиппины и допускал ошибку за ошибкой. Даже после Перл-Харбора войска не были приведены в боевую готовность, также Макартур не решился бомбить японские авиабазы на Тайвани…
А вот японцы, наоборот, проявили решительность, и 8 декабря 41 года засыпали бомбами аэродромы американцев, уничтожив почти половину самолетов и обеспечив себе «воздушные ворота» на Филиппины.
Вскоре им удалось занять столицу Манилу и большую часть государства, а армия Макартура была вынуждена отступить. Еще спустя какое-то время Филиппины оказались полностью в руках японцев, и Макартур воспринял это поражение как пощечину себе. Став последней степенью отчаяния военачальника, оно оказалось первой ступенью к его победе.
На посту командующего Юго-западной частью войск американский генерал изобрел уникальную тактику – «лягушачьи прыжки». Она заключалась в тщательно выверенных операциях, при помощи которых постепенно освобождались один захваченный остров за другим.
Благодаря усилиям Макартура японцев удалось остановить на пути к Австралии, от их оккупации была освобождена Новая Гвинея, а вскоре получилось вернуть и Филиппины. Обеспечив практически беспрепятственный вход в Страну восходящего солнца, военачальник уже вынашивал грандиозные планы ее оккупации. Но сброшенные американцами бомбы на Хиросиму и Нагасаки поменяли ход истории и приблизили конец войны.
Второго сентября сорок пятого года корабль «Миссури» пришвартовался в Токийской бухте. На борту его находился и Макартур. Япония сдалась, а выдающийся генерал принял ее капитуляцию.
На финише жизни
После завершения самой страшной войны в истории человечества гениальный стратег и бесстрашный полководец какое-то время руководил реформами в Японии, оставаясь на ее землях. Фактически он являлся главой этой страны несколько лет подряд.
В первые годы 50-х командовал войсками ООН во время Корейской войны, реализовав массу успешных операций. На этом посту находился вплоть до вступления в боевые действия Китая. Предложение Макартура применить против этой страны и Северной Кореи ядерное оружие не понравилось тогдашнему президенту США Гарри Трумэну, и Дугласа освободили от обязанностей.
Это стало финишем его карьеры. Попытки реализовать себя в другой сфере – политике - к особым успехам не привели. Макартур консультировал нового президента, Эйзенхауэра, писал мемуары и отдыхал на лаврах.
Умер он 5 апреля 1964 года. Похоронен в Норфлоке, на территории фамильного мемориала.