Кто открыл пенициллин? История открытия пенициллина

Если спросить любого образованного человека о том, кто открыл пенициллин, то в ответ можно услышать фамилию Флеминга. Но если заглянуть в советские энциклопедии, изданные до пятидесятых годов прошлого столетия, то этого имени там не найти. Вместо британского микробиолога упоминается факт, что на целебный эффект от плесени первыми обратили внимание русские врачи Полотебнов и Манассеин. Это была чистая правда, именно эти ученые еще в 1871 году заметили, что грибы Penicillium glaucum подавляют размножение многих бактерий. Так кто открыл пенициллин на самом деле?

кто открыл пенициллин

Флеминг

Действительно, вопрос о том, кто и как открыл пенициллин, требует более детального изучения. До Флеминга, и даже до указанных русских врачей о свойствах пенициллина знали Парацельс и Авиценна. Но выделить вещество, которое наделяет плесень лечебными силами, они не могли. Это удалось только микробиологу больницы св. Марии, то есть Флемингу. А антибактериальные свойства открытого вещества ученый тестировал на своем ассистенте, заболевшем гайморитом. В гайморову полость доктор ввел небольшую дозу пенициллина и уже спустя три часа состояние больного значительно улучшилось. Итак, Флеминг открыл пенициллин, о чем сообщил 13 сентября 1929 года в своем докладе. Эту дату считают днем рождения антибиотиков, но использовать их начали позже.

Исследования продолжаются

Кто открыл пенициллин, читателю уже известно, но стоит отметить, что пользоваться средством было невозможно – его предстояло очистить. Во время процесса очищения формула становилась нестойкой, вещество теряло свои свойства очень быстро. И только в 1938 году группа ученых Оксфордского университета справилась с этой задачей. Александр Флеминг был в восторге.

флеминг открыл пенициллин

Но тут перед учеными мужами встала новая задача: плесень разрасталась очень медленно, поэтому Александр решил попробовать другой ее вид, открыв попутно фермент пенициллаза – вещество, способное нейтрализовать пенициллин, вырабатываемое бактериями.

США против Англии

Тот, кто открыл пенициллин, не смог запустить массовое производство препарата у себя на родине. Но его помощники, Флори и Хитли, в 1941 году перебрались в США. Там они получили поддержку и щедрое финансирование, но сами работы были строго засекречены.

Успех применения нового фармацевтического средства больно ударил по самолюбию британцев. Они попытались купить технологию, но американцы запросили колоссальную сумму. И тогда в Старом мире вспомнили о Флеминге как о первооткрывателе чудо-вещества. Журналисты даже сочинили миф о «заплесневелой Мэри», чтобы доказать, что у англичан просто была украдена их идея. И США вынуждены были поделиться секретной технологией. Сам Флеминг получил Нобелевскую премию за огромный вклад в медицину и открытие пенициллина, но сам он не считал себя светилом науки, так как «просто обратил внимание на дар природы».

кто открыл пенициллин в ссср

Пенициллин в СССР

Во всех учебниках по биологии пишут о том, как Александр Флеминг открыл пенициллин. Но нигде вы не прочитаете о том, как препарат начали производить в Советском Союзе. Есть, правда, легенда о том, что вещество понадобилось для лечения генерала Ватутина, но Сталин запретил применять заморский препарат. Чтобы освоить производство как можно скорее, было решено купить технологию. Даже направили делегацию в посольство США. Американцы согласились, но во время переговоров трижды поднимали стоимость и оценили свои знания в тридцать миллионов долларов.

Отказавшись, СССР сделал то, что и британцы: запустил утку, что отечественный микробиолог Зинаида Ермольева произвела крустозин. Этот препарат был усовершенствованным аналогом пенициллина, который похитили капиталистические шпионы. Это было вымыслом чистой воды, но женщина действительно наладила производство препарата у себя в стране, правда, его качество оказалось хуже. Поэтому власти пошли на хитрость: купили тайну у Эрнста Чейна (один из помощников Флеминга) и начали производить такой же пенициллин, как в Америке, а крустозин предали забытью. Так что, как оказывается, на вопрос о том, кто открыл пенициллин в СССР, ответа нет.

то и как открыл пенициллин

Разочарование

Сила пенициллина, которая так высоко ценилась медицинскими светилами того времени, оказалась не такой уж и мощной. Как выяснилось, со временем микроорганизмы, вызывающие болезни, приобретают иммунитет к данному препарату. Вместо того, чтобы задуматься над альтернативным решением, ученые стали изобретать другие антибиотики. Но обмануть микробы не удается и по сей день.

Не так давно ВОЗ огласила, что Флеминг предостерегал о чрезмерном употреблении антибиотиков, которое может привести к тому, что лекарства не смогут помочь при довольно простых болезнях, т. к. микробам они уже не в состоянии будут навредить. А найти решение данной проблемы – это уже задача других поколений медиков. И искать его нужно уже сейчас.