В числе самых динамично растущих сегментов российской экономики — мобильный интернет. Все больше россиян начинают пользоваться соответствующими онлайновыми сервисами, активно приобретают гаджеты, устанавливают приложения для них. На фоне данного тренда предприниматели создают различные стартапы. В числе таковых — проекты, в основе которых — концепция задействования мобильного интернета в качестве канала коммуникации между банками и их клиентами. При этом функционал соответствующего приложения становится более значимым с точки зрения удовлетворения потребностей пользователя, чем, собственно, услуги кредитно-финансовой организации. Пример подобного проекта — «Рокетбанк». В чем его особенности?
Общие сведения о сервисе
«Рокетбанк», отзывы о котором все чаще появляются на тематических онлайн-порталах, представляет собой сервис организации платежей с помощью мобильных приложений. Юрлицо, владеющее данным брендом, не имеет отделений по обслуживанию клиентов, колл-центров либо онлайновых интерфейсов, подобным банковским, которые могли бы задействоваться для организации доступа клиентов в аккаунт. Многие эксперты и пользователи относятся к концепции «Рокетбанк» (отзывы на тематических порталах подтверждают это), прежде всего, как к мобильному сервису. Поэтому полезно будет рассмотреть функционал соответствующего приложения, но чуть позже. Пока что изучим то, как создавался необычный сервис «Рокетбанк».
Как возник проект
Рассматриваемый проект был выведен на рынок предпринимателями, участвовавшими в таких бизнесах, как Groupon. Бизнесмены решили создать в России сервис, который бы значительно упрощал работу клиентов с банками, однако при этом юридически не являлся бы кредитно-финансовой организацией. Основатели «Рокетбанка» вместе с тем поставили перед собой задачу запустить сервис, который бы воспринимался как банк клиентами. Для того чтобы решить ее, необходимо было, прежде всего, найти надежного партнера в среде, собственно, кредитно-финансовых организаций.
Как признаются основатели стартапа в интервью СМИ, были проведены переговоры примерно с 20 российскими банками, и в большинстве случаев партнерские отношения установить не удалось в силу недопонимания традиционными финансовыми структурами особенностей проекта. Банки, как отмечают топ-менеджеры «Рокетбанка», привыкли воспринимать клиента как потребителя, в частности, кредитных услуг. В свою очередь, стартап, исходя из его концепции, не предполагал работы в подобном сегменте. «Рокетбанк» кредитные карты (фото соответствующего изделия от бренда можно посмотреть ниже) эмитировать не собирался.
Главное, чего пытались получить основатели стартапа от партнеров, это согласие на подключение к внутрикорпоративной сетевой инфраструктуре, чтобы можно было управлять аккаунтами клиентов. Многие из сотрудников финансовых организаций не были готовы, таким образом, поддерживать инициативы проекта «Рокетбанк», отзывы сотрудников служб безопасности кредитных учреждений касательно перспектив подобного сотрудничества были не самыми позитивными.
Однако со временем основателям проекта удалось найти партнера. Таковым стал КБ «Интеркоммерц». Данная организация, с которой имеет договор «Рокетбанк», в рейтинге среди банков занимает весьма приличные позиции. В частности, он входит в топ-70 российских кредитно-финансовых структур по величине активов. Совместными усилиями партнеров стартап, таким образом, был выведен на рынок в 2013 году.
Целевая группа клиентов
Основатели «Рокетбанка» определили целевую группу клиентов проекта как пользователей мобильного интернета. Формирование значительного притока клиентов основатели стартапа ожидают со стороны IT-сегмента — в частности, особенно активными пользователями сервиса могут быть люди, привыкшие к регулярному обращению к онлайновым сервисам. Таким образом, проект «Рокетбанк» начал активно развиваться именно в мобильном сегменте интернета. Однако, основатели стартапа также рассматривают возможность дополнения мобильных сервисов также и традиционной системой интернет-банкинга. Но вместе с тем отмечают — запрос на подобный сервис в необходимом объеме пока что не сформировался.
Теперь перейдем к изучению возможностей приложения, которое разработал «Рокетбанк». Обзор данного решения можно осуществить посредством исследования его ключевых функций.
Возможности мобильного приложения «Рокетбанк»
В числе наиболее примечательных функций приложения «Рокетбанк», доступного для пользователей мобильных гаджетов, — аналитика расходов. Таковые приложение отображает наглядно. Расходы пользователя при этом классифицированы по нескольким категориям. Отображаются они также и в виде процентного графика, что позволяет пользователю отслеживать наиболее частые издержки.
В ленте платежных операций фиксируется наименование торговой точки, в которой был приобретен товар. При необходимости можно найти нужные данные, задействовав систему поиска приложения, а также теги. Можно отметить, что статистика расходов одного пользователя может быть объединена с показателями другого.
Пластиковая карта
Один из аспектов, сближающих деятельность «Рокетбанка» с традиционными кредитно-финансовыми организациями, — эмиссия пластиковых карт. Каждый клиент рассматриваемого сервиса получает пластиковую карту платежной системы VISA. Обладание таковой означает возникновение у человека права на значительные преференции. В числе таковых — скидки в магазинах, различные сервисные программы, персонификация сервисов.
Карты, которые выдает «Рокетбанк» (отзывы клиентов касательно данного аспекта — самые позитивные), подключены к счетам, на которых денежные средства, размещенные пользователем, увеличиваются порядка 9% годовых. При этом, соответствующие суммы не считаются депозитом — они могут свободно тратиться либо увеличиваться за счет пополнения счета. Проценты по денежным средствам, что размещены на карте, начисляются каждый день, однако фактически выплачиваются раз в месяц. Главное условие увеличения суммы на счете — наличие на нем 30 тыс. рублей. Если в какой-либо день месяца денежных средств будет меньше, то проценты начисляться не будут до тех пор, пока их величина не достигнет 30 тыс. рублей. Предельная сумма, на которую могут начисляться проценты, — 300 тыс. рублей.
Еще одна возможность увеличить доход для клиента системы «Рокетбанк» (отзывы говорят о том, что россиянам также весьма импонирует данная опция) — возврат на счет бонусных процентов при покупках. Так, например, если пользователь подключил тариф «Все включено», то он будет получать 1,5% от расходов. Тариф «Лайт» гарантирует возврат на счет 1% от покупок.
Надежность
«Рокетбанк», несмотря на оригинальность формата предоставления услуг, аффилирован, как мы отметили в начале статьи, с полноценным кредитно-финансовым учреждением — КБ «Интеркоммерц». Данная организация работает на рынке РФ более 20 лет и входит в систему страхования вклада. Учреждение, с которым взаимодействует «Рокетбанк», рейтинг по версии НПА имеет весьма приличный — уровня A+. То есть может считаться вполне устойчивой и надежной кредитно-финансовой организацией.
Плата за пользование сервисами
Бизнес-модель «Рокетбанка» предполагает взимание с клиентов комиссии за обслуживание карты. Ее величина зависит от тарифа. Например, если таковой — «Все включено», то плата составляет 290 рублей. Для тарифа «Лайт» — 75 рублей. Как мы отметили выше, «Рокетбанк» кредитные карты не оформляет. Поэтому если на счету клиента заканчиваются денежные средства, то его аккаунт может быть заблокирован, если необходимая сумма не вносится в течение 6 месяцев.
Можно отметить, что пользование некоторыми сервисами, которые в других банках предоставляются, как правило, на коммерческих началах — в «Рокетбанке» бесплатное. В числе таковых — оформление справок, выписок. В некоторых тарифах — рассылка SMS-уведомлений.
Обналичивание средств
В числе наиболее примечательных возможностей системы «Рокетбанк» — возможность обналичивания денежных средств без комиссии в любом банкомате. Главное, чтобы он поддерживал работу с платежной системой VISA. Хотя, конечно, найти банкоматы, не удовлетворяющие данному критерию, очень сложно.
Правда, количество бесплатных снятий ограничено. При тарифе «Все включено» их может быть 10 в течение месяца. Тариф «Лайт» гарантирует 5 бесплатных снятий наличных средств. Совершенно неважно при этом, в какой стране расположен банкомат — главное, чтобы он поддерживал работу с платежной системой VISA.
Пополнение счета
Существует несколько способов пополнения счета, к которому привязана карта клиента «Рокетбанка».
Во-первых, можно перевести денежные средства со счета другого кредитно-финансового учреждения, задействовав привязанную к нему пластиковую карту. Для того чтобы осуществить данную процедуру, нужно запустить приложение «Рокетбанка», затем выбрать опцию «Пополнение», после чего — ввести необходимые данные о карте, с которой предполагается снятие денежных средств. Главное, чтобы банк, эмитировавший ее, поддерживал технологию Card-2-Card. В рамках данного способа зачисления денежных средств на аккаунт «Рокетбанка» комиссия не взимается.
Во-вторых, можно внести наличные через терминалы Объединенной расчетной системы (или ОРС) либо банкомат МКБ. Можно отметить, что в приложении «Рокетбанк» (отзывы клиентов подтверждают это) есть функция отображения координат соответствующих пунктов. Внесение средств через банкомат МКБ либо терминалы ОРС на счет клиента «Рокетбанка» также осуществляется без комиссии.
В-третьих, можно пополнить баланс карты с помощью обычного банковского перевода. Данный способ не самый быстрый — денежные средства при его задействовании зачисляются примерно за 1-2 дня.
Еще один вариант пополнения счета «Рокетбанка» — опция «Пополнение запросом». Она предполагает обращение с просьбой перечислить денежные средства к другому человеку через e-mail. Получив сообщение, открыв его и перейдя по ссылке на сервис пополнения «Рокетбанка», друг или знакомый пользователя может оказать ему финансовую поддержку в том или ином размере. Клиент «Рокетбанка» может, в свою очередь, сам направлять денежные средства со своего счета другим пользователям, на банковскую карту либо по реквизитам.
Как оформить карту «Рокетбанка»?
Итак, пользователь убедился в том, что рассматриваемый нами проект ему интересен, и кредитно-финансовая организация, с которой сотрудничает «Рокетбанк», в рейтинге банков занимает приемлемую позицию — дело за регистрацией аккаунта в данном необычном сервисе. Как решить эту задачу?
Для начала нужно оформить заявку на выпуск пластиковой карты на сайте бренда. Спустя некоторое время — порядка 1 недели — с заявителем должен будет встретиться курьер, у которого на руках будет карта «Рокетбанка» и договор. Их нужно подписать, после чего карта будет активирована. Доступ к приложению откроется в течение дня.
Команда «Рокетбанка» и отзывы сотрудников
Важнейший аспект стабильности и конкурентности любого сервиса, особенно банковского — компетенция и слаженность работы его команды. Как с этим обстоят дела в «Рокетбанке»? Специфика данного проекта в том, что он практически полностью функционирует в онлайне. В числе ключевых структур «Рокетбанка», работающих через интернет, — отдел маркетинга. Долгое время он был представлен одним из основателей компании, который самостоятельно вел блог, общался в соцсетях, осуществлял продвижение сайта. Со временем у него появились помощники, однако на вопросы пользователей, задаваемые через соцсети, топ-менеджер проекта продолжает отвечать.
Основной объем запросов клиентов приходит все же через приложение системы «Рокетбанк». Отзывы сотрудников стартапа в онлайне пока что встречаются не так часто, чтобы можно было составить однозначное представление об условиях работы в фирменной, но можно предположить, что коммуникации с клиентом сопровождаются решением как совершенно рутинных, так и весьма непростых вопросов. В принципе, об этом говорят также и топ-менеджеры компании, также фактически участвующие в решении задач, которые являются прерогативой нанимаемых специалистов.
Как утверждают руководители стартапа в интервью СМИ, главная задача, которая ставится перед командной «Рокетбанка», — решить проблему фактически, не ограничиваясь отписками и формальными объяснениями. Так, например, если работе сервиса мешает технический сбой, то сотрудники службы поддержки не просто информируют о нем клиента, но и предложат ему воспользоваться теми или иными альтернативными способами осуществить платеж.
Полезно будет изучить специфику работы службы поддержки «Рокетбанка» подробнее.
Особенности работы службы поддержки и отзывы о ней
Несмотря на то что рассматриваемый сервис не имеет колл-центра, аналогичного по функциям банковскому, служба поддержки системы «Рокетбанк» (отзывы клиентов подтверждают это) функционирует на высоком уровне. В частности, уже в самом приложении реализована опция запроса помощи сотрудника сервиса. Нужно всего лишь направить оператору сообщение с возникшим вопросом. Как отмечают пользователи, сотрудники сервиса отвечают на запросы вежливо и пытаются решать возникшие сложности как можно быстрее.
Можно отметить, что служба поддержки проекта«Рокетбанк» (отзывы о работе сотрудников стартапа подтверждают это) работает без выходных. Специалисты соответствующего подразделения компании осуществляют свою трудовую деятельность в 2 смены — начиная с 8 утра и заканчивая в 12 ночи. Как отмечают топ-менеджеры проекта в интервью СМИ, со временем ожидается формирование штата специалистов, работающих и в ночную смену. В числе главных принципов функционирования службы поддержки «Рокетбанка» — общение с клиентом на доступном языке, без излишнего использования банковской терминологии.
Большое внимание уделяется замечаниям по работе сервиса. Любой, содержащий конструктивную оценку проекта «Рокетбанк», отзыв о работе банка, детально рассматривается соответствующими службами бренда. В целом клиенты довольны уровнем клиентской поддержки «Рокетбанка». Это подтверждают позитивные мнения людей, прежде всего, в соцсетях, большое количество «лайков» и содержательных комментариев.
Таков наш небольшой, раскрывающий основные факты о проекте «Рокетбанк», обзор. И отзывы клиентов, и политика развития сервиса позволяют сделать вывод о том, что это весьма перспективный проект. Прямых конкурентов у него немного, поэтому потенциальный рост стартапа может быть впечатляющим с учетом динамичных показателей развития рынка мобильного интернета в России.