Таганско-Краснопресненская линия - это седьмая по счёту ветка Московского метрополитена. На картах столичной подземки она обозначается счастливым номером 7 и графически представлена в фиолетовом цвете. Эта линия способна удивлять. Кроме того что она является одной из самых загруженных веток Московского метро, а также несмотря на тот факт, что почти все её станции уникальны и не имеют других подземных аналогов, это единственная линия Московского метро, полностью расположенная по одну сторону от Москвы-реки и ни разу её не пересекающая (не учитывая короткую Каховскую линию, состоящую всего из трёх станций). О каждом из остановочных пунктов на ней можно рассказать много интересных историй любознательному путнику. И один из них - станция метро "Полежаевская".
Происхождение
Столичная подземка строилась поэтапно, частями. То же касается и фиолетовой ветки (Ждановско-Краснопресненская в то время). 30 декабря 1972 года, когда впервые открылась станция метро "Полежаевская", эта линия еще не существовала, а было лишь два отдельных радиуса: "Таганская-Ждановская" (бывшее название станции "Выхино") и "Баррикадная-Октябрьское поле", в состав которого и вошёл новый остановочный пункт. Название станции было присвоено в честь Василия Дементьевича Полежаева, Героя социалистического труда, бригадира проходчиков и в дальнейшем начальника Московского метростроя. Об этом свидетельствует памятно-мемориальная доска в одном из вестибюлей станции.
Название станции
Без преувеличения можно сказать, что "Полежаевская" - станция метро уникальная и единственная в своём роде в московской подземке. Она имеет две платформы и целых три железнодорожных пути для подачи пассажирских составов. Вестибюль станции - один из самых широких в столичном метро и уступает в поперечном размере лишь станции "Партизанская" Арбатско-Покровской линии. Станция была введена в эксплуатацию в то время, когда город активно развивался, спальные районы росли как грибы после дождя, увеличивалась и расширялась Москва.
Метро "Полежаевская" - это одна из тех станций, которая получила название не по своему городскому или географическому расположению. Таких станций в Москве немного, но они есть. Например, станция "Кропоткинская" или та же самая "Партизанская". Хотя проектные названия станции "Хорошевская" и "Улица Куусинена" могли бы быть, а в 1992 году станция метро "Полежаевская" уже практически была переименована в "Хорошевскую" (сохранились даже схемы, где она так обозначена), ей удалось сохранить своё первоначальное историческое название.
Станция пересадки
Вестибюли станции выводят на ту самую улицу Куусинена и Хорошевское шоссе. Отсюда и появлялись предложения по её привязке к городскому плану. Более того, удобное территориальное расположение станции было подмечено руководителями ещё во времена союзных республик. По проекту архитекторов того времени станция должна была стать пересадочным узлом, а специальный третий путь предназначался для перспективного ответвления, которое должно было уходить на Серебряный Бор. И хотя планам вождей пролетариата и не суждено было сбыться, так как проект был отклонён высшей инстанцией, станция метро "Полежаевская" всё-таки станет пересадочным узлом, и третий путь расконсервируют для пассажиров, введя его в эксплуатацию по прямому назначению и замыслу проектировщиков. С 2017 года через "Полежаевскую" планируют пустить ветку третьего пересадочного контура, связав её с уже спроектированной станцией "Хорошевская".
Кинопробы
В настоящее время третий путь станции используется не совсем по назначению. Практически все съёмки кинофильмов и сериалов, моменты которых происходят в метрополитене, происходят здесь. Это в полной мере касается в том числе и рекламных роликов. Неработающий перрон и железнодорожный путь пользуются у режиссёров и постановщиков большой славой. Ведь для проведения съёмок в московской подземке приходится всегда согласовывать огромное количество документов и получать горы разрешений. В случае с "Полежаевской" всё гораздо проще. Третий путь сдают во временное пользование киношникам по специально разработанному стандартному контракту.
Оформление и архитектура
Станция метро "Полежаевская" на карте Москвы располагается между остановками "Беговая" и "Октябрьское поле". Она мелкого заложения с глубиной всего 10 метров от поверхности. Станция колонная, трёхпролётная с увеличенным шагом между несущими колоннами, по 25 штук в один ряд. Съезд на знаменитый третий путь идёт со второго пути стрелочным переводом, и его длина составляет 340 метров. Третий путь тупиковый. Современный облик станции был разработан архитекторами Л. Н. Поповым, А. Ф. Фокиной, а также инженером-конструктором Н. М. Силиной.
Колонны в форме правильного восьмигранника в поперечном сечении отделаны белым и желтым мрамором разных оттенков и расположены по центру каждой платформы. Стены путей выложены глазурованной керамической плиткой белого цвета, а пол выполнен из немаркого серого гранита. Проходные залы и залы продажи проездных билетов отделаны серым гранитом. "Полежаевская" – станция метро, которая была упомянута во всемирно известном романе Д. Глуховского "Метро 2033".