Рассмотрим один пример. Супруге заемщика звонит неизвестный. Первая фраза, которую она слышит в трубке: "А вы знаете такого-то человека (звучит имя кредитуемого)?". Затем следуют различные уточняющие вопросы о том, кем приходится заемщик человеку, ответившему на звонок. Если вы попали в аналогичную ситуацию, знайте: вас указали как контактное лицо в кредитном договоре. Чем это вам может грозить? Это что значит? Контактное лицо ожидает какая-то ответственность перед банком и законом в целом? Давайте разбираться.
Зачем нужна информация о контактном лице?
Когда человек приходит заполнять кредитный договор, ему нужно указать два номера. Кроме этого, нужно их подписать, указав имя, фамилию и отчества. Очень часто в качестве контактных лиц используют родственников. Причина этого очень проста. Человек хочет, чтобы ему не отказали в выдаче кредита. Если контактное лицо имеет такую же фамилию, то уже больше шансов в одобрении заявки по займу.
Если же есть второе лицо (хотя обзванивают обычно только одного в случае чего), то шансы многократно возрастают. Именно это толкает людей вписывать своих близких знакомых. Даже в том случае, когда они принципиально против этого кредита. Вообще, по большей части займы - это зло. И много людей потом их не возвращают. И здесь ставится вопрос: а что вообще человек, которого занесли в этот договор, должен?
Что должно контактное лицо?
Есть две точки зрения: банковская и юридическая. Давайте рассмотрим каждую из них:
- Банк видит обязанности человека, которого определили как контактное лицо, так. Вы обязаны ему рассказать о том, знаете ли вы этого человека, действительно ли он проживает по данному адресу, а также кем вы ему приходитесь. Если он внезапно пропадает и перестает платить кредит, то вы должны выслушивать все звонки со стороны коллекторов, и желательно, вернуть долг. То есть, банк считает, что вы должны разделить ответственность заемщика.
- Юридическая более правдивая. Коллекторы и иногда банк играют часто на грани закона. Они это умеют делать. Поэтому используются все доступные методы давления на человека, которые хоть как-то можно подать как законные. О том, как это делается, пойдет речь дальше. Вам важно понимать, что контактное лицо никому ничего и никогда не было и не будет должно. Ведь этот человек ничего самостоятельно не подписывал. Если контактное лицо было вписано в договор сторонними лицами, это совершенно ничего не значит.
Так что вам нужно придерживаться юридической точки зрения, если вы попали в этот договор на таких основаниях. Вы не поручитель. Следовательно, никакие санкции в случае неуплаты долга человеком, который вас вписал, к вам применяться не могут. А вот психологическое давление может применяться как один из методов выманить долг.
Давление в случае просрочки: как производится?
Давлению со стороны коллекторов подвергаются не только на контактные лица, но и на другие знакомые заемщика. Например, под раздачу могут попасть соседи, домашний телефон которых узнать достаточно просто. Но к этому прибегают уже потом. С самого начала терроризуют контактных лиц и не дают им жить спокойно. Как это производится? В первую очередь, давят на страх и незнание законодательства. Схема приблизительно такая:
- Вам звонит человек из банка или коллекторского агентства и говорит, что у такого-то человека есть задолженность. Обязательно употребляется слово "критичная", чтобы напугать.
- Он просит вас указать его местонахождение (помните, вы никому ничего не должны и при желании можно не отвечать на вопрос). Предполагается, что вы должны приложить все усилия, но найти этого человека.
- Если вы отказываетесь это делать, звонки продолжаются. Пугают вас так, что мама ни горюй. И в качестве выхода предлагают вас за него заплатить. Вот этого ни в коем случае не следует делать. Во-первых, какая гарантия, что деньги поступят именно в банк? А во-вторых, с чего это вы должны платить за кредитуемого, если не являетесь поручителем?
Что же делать в этом случае? Давайте разберемся более подробно.
Что делать, если вас вписали контактным лицом и на вас давят?
Вам могут также говорить, что раз вы родственник, то вы обязаны помогать другому человеку. Помните, это давление на ваше чувство стыда. В данном аспекте оно вам может помешать. Вы не мама (а даже если мама - ваш сын уже взрослый и может сам отвечать за кредит), чтобы постоянно решать проблемы заемщика. Поэтому вам нужно не пересылать деньги, а писать жалобу в Роскомнадзор по поводу телефонных звонков. Это действительно хороший выход. Если вы данный совет будете соблюдать, то звонки прекратятся.
Выводы
Вот основные тезисы, которые вы должны уяснить из данной статьи:
- Если вы не подписывались под определенными правилами, то вы никому ничего не должны. Даже если будут давить на жалость и чувство стыда. Это хитрая психологическая манипуляция. А поскольку родственники часто не умеют адекватно взвешивать ситуацию, то это приводит к успешности данной манипуляции при всей ее простоте.
- Если вам слишком часто звонят по домашнему телефону, то можно просто позвонить в Роскомнадзор. Также можно вообще отключить домашнюю телефонную линию. Если же в качестве контактного телефона был указан мобильный номер, то никто не мешает занести звонящего в черный список. Благо, современные смартфоны это умеют делать. Если же нет - можно также написать жалобу в Роскомнадзор.
Запомните, ответственность контактного лица перед банком стремится к нулю. И волноваться нет никакого смысла.