Знаменитый эсэсовец, танкист-ас, который давил гусеницами земли Франции, Польши, Греции, Советского Союза (Курская дуга), до 1936 года служил вермахту, после - до самой смерти - в СС. В СССР попал командиром взвода штурмовых орудий. Весной 1944-го переведён в Нормандию, где показал, что немецкий танк "Тигр" значительно превосходит все машины, использовавшиеся нашими союзниками. Имя его внесено во все военные энциклопедии - это Михаэль Виттман.
Танковый ас
Особой славой покрыл себя под местечком Виллер-Бокаж, где был дан показательный бой: за пятнадцать минут Михаэль Виттман вывел из строя 11 танков, 13 бронетранспортёров и 2 противотанковых орудия. Таким образом, он практически полностью уничтожил разведку англичан, не простую разведку, а тоже весьма славную ещё со времён африканской кампании, ту самую, которая звалась "пустынными крысами". В результате действий одного "Тигра" прорыв британской армии перестал существовать.
St. Aignan de Cramesnil - городок в Нормандии, где в 1944 году сложил голову бравый солдат группы войск СС Михаэль Виттман. Танк, в котором находился немецкий ас, был уничтожен прямым попаданием: сдетонировали боеприпасы, башню сорвало. Все находящиеся в танке были просто размазаны.
За период военных действий Михаэль Виттман, мастер танковых сражений, лично уничтожил 132 противотанковых орудия и 141 танк. Большая часть личного счёта этого аса записана на Восточном фронте.
Краткая биография
Наиболее результативный танковый командир Второй мировой - Михаэль Виттман -родился в апреле 1914 года в семье фермера из Верхнего Пфальца. В двадцатилетнем возрасте он вступил в Рабочее Объединение (RAD - Reichsarbeitdienst), где служил полгода, после чего был призван на прохождение срочной службы в германской армии.
В 1936 году Михаэль Виттман заканчивает службу унтер-офицером, а уже в начале 1937-го стал эсэсовцем под номером SS 311623. Здесь он и начал тренироваться водить бронемашину, в чём показывал превосходные результаты.
Польша, Греция и прочая Европа
У поляков в 1939 году была армия, если и уступающая Вермахту, то совсем немного. Тем не менее германская кампания в Польше ответила всем признакам блицкрига. В сентябре этого года Михаэль Виттман, новоиспечённый унтершарфюрер SS, в составе разведывательного подразделения на бронемашине Sd. Kfz. 232 с неизменным триумфом поехал по территории сопредельного государства.
Уже в октябре 1939 года Виттман пошёл вверх по служебной лестнице. Сначала был переведён в пятую разведывательную бронероту в Берлин, где существовала своеобразная "учебка" по штурмовым орудиям, затем - в новоиспечённую батарею самоходных штурмовых орудий. Здесь он познакомился и подружился с будущими асами, которых впоследствии догонит и перегонит: это Ганс Филипсен, Гельмут Вендорф, Альфред Гюнтер и некоторые другие.
Путь к танку
Начиналась настоящая именно танковая карьера Михаэля Виттмана. В конце 1940 года в Греции и Югославии Михаэль Виттман уже командовал взводом самоходок StuG. III Ausf. A, где и пробыл до июня 1941 года. Уже 11 июня дивизия LSSAH, где проходила его служба, снялась с позиций и отправилась на восток, где ожидал воплощения план Барбаросса. Поначалу Михаэль Виттман воевал в южных областях СССР.
За уничтожение советских танков 12 июля 1941 года Витман уже получил Железный Крест II степени, был слегка ранен, но остался в строю, а 8 сентября получил эту же награду I степени. Бои под Ростовом принесли ему Танковый Штурмовой Медальон (за 6 танков, уничтоженных в одном бою одновременно) и звание обершарфюрера. Так он воевал до июня 1942 года, после чего за выдающиеся заслуги поступил в кадеты на офицерские курсы в Баварии. В сентябре 1942 года выпустился оттуда в качестве танкового инструктора.
Танк гренадёрской дивизии
После передислокации и переформирования весной 1943 года Михаэль Виттман начал боевую карьеру уже на "Тигре", который утюжил высоты Курской дуги на южном выступе фронта. В первый же день Виттману удалось вывести из строя 13 танков Т-34 и 2 противотанковых орудия. Одновременно он помог выжить взводу Гельмута Вендорфа, который попал в крупные неприятности. За всё время боёв за Курск и Харьков, по окончании операции до 17 июля 1943 года "железный тигр" Витмана уничтожил 28 советских орудий и 30 танков.
В августе дивизия была переправлена для пополнения и перевооружения в Италию, откуда тоже использовалась для контроля оккупированных территорий. Во вновь сформированном тяжёлом танковом батальоне СС Михаэль Виттман служил с такими легендарными убийцами, как асы-танкисты Франц Штаудегер, Гельмут Вендорф, Юрген Брандт. Командовал этим подразделением гауптштурмфюрер СС Гейц Клинг на "Тигре" под номером 1301.
Осеннее наступление Красной Армии 1943 года
Германские захватчики с кровопролитными боями отступали с советской земли. Танковый батальон, где служил Михаэль Виттман, был направлен опять на Восточный фронт - под Киев. Сменив своего "Тигра" на более молодого зверя, только за один день 13 октября Виттман расстрелял 20 танков Т-34 и 23 противотанковых орудия. В январе получил рыцарский крест от родного фатерлянда.
В начале января советские войска наметили прорыв танковой бригады, но на пути прорыва встал "Тигр" Виттмана. К 13 января, как радостно сообщило германское радио, личный счёт Витмана по уничтоженной технике составил 88 единиц танков и САУ. Наводчик Виттмана Бальтазар Волль тоже получил свой крест рыцаря, поскольку умел попадать в движущуюся цель даже на ходу. Тогда же Виттман стал оберштурмфюрером СС. Лично Адольф Гитлер поздравил танкового аса, поблагодарил за героические действия и наградил "Дубовыми листьями" к рыцарскому знаку. Ниже можно рассмотреть: во главе экипажа - Михаэль Виттман. Фото демонстрирует его "Тигра", на орудийном стволе которого нарисовано 88 колец, обозначавших победы.
Подразделение "рыцарей"
В конце февраля подразделение имело пять кавалеров рыцарского креста: Штаудеггер, Вендорф, Волль, Клинг и Виттман. Но повод для особой гордости был только у последнего - дубовые листики к этому кресту. А в начале марта все эти рыцари покинули Восточный фронт. Михаэль Виттман, цитаты которого теперь коллекционировались, изрёк, что советские танки - лёгкая добыча, советские противотанковые орудия - и те взять было труднее.
Первого марта 1944 года Витман женился на девушке по имени Хильдегард Бурместер, на свадьбе присутствовал рыцарь-танкист Бальтазар Волль, его наводчик, в роли свидетеля. К этому времени Михаэль Витман, гауптштурмфюрер СС, стал национальным героем, его портрет можно было увидеть буквально в каждом доме. Пропагандистская машина своё дело сделала. Кстати, наводчик Волль пережил войну, воевал до последнего дня. Умер в 1996 году.
Навстречу главному триумфу
В апреле 1944 года Виттман побывал на заводе Хеншеля в Касселе, поговорил с рабочими, хвалил "Тигры", которые сделаны их руками, благодарил за труд, осмотрел новые версии этих танков. Когда что-либо говорил герой Германии Михаэль Виттман, высказывания его скрупулёзно записывались.
В мае 1944 года Виттман вернулся в часть - не на Восточный фронт, а во Францию, в нормандский городок Лижье, а 6 июня союзники СССР высадились в Нормандии. Виттман получил новёхонький "Тигр" самой последней версии. При передислокации воздушные налёты союзной нам авиации сильно проредили стройные ряды германских танков. "Тигров" в роте Виттмана осталось только шесть. Тем не менее 13 июня остатки этой роты полностью уничтожили весь 4-й танковый полк англичан. Было это так.
Англичане пока не выиграли войну
Англичане вошли в городок Виллер-Бокаж рано утром. Головные полки "Пустынных крыс" (7-я английская бронетанковая дивизия), встретясь с обрадованными их приходу местными жителями, вылезли из танков и слегка расслабились. Или даже не слегка, если учесть то, что произошло дальше. В это время 4-й батальон с танковой ротой "Кромвелей", разведкой и мотопехотой решил двигаться дальше, чтобы обследовать и расчистить, если придётся путь на Кан. Монтгомери передавал в это самое время начштабу де Гиганду телеграмму о том, как хорошо удаётся захватить противника в клещи.
И опять-таки, в это же самое время с высотки, находящейся неподалёку, всю эту картину наблюдал Михаэль Виттман из башни своего замаскированного "Тигра", а Колль проверял готовность системы наведения, ворча о том, что англичане ведут себя так, будто они уже всю войну выиграли. У Виттмана имелось 5 танков: 4 "Тигра", один из которых был с повреждённым траком, одна "Пантера". Против несметного количества танков целой английской армии. Тем не менее все готовились к бою, чтобы не дать англичанам обойти с фланга германские войска.
"Они ошибаются"
Именно этой фразой ответил Михаэль Виттман, гауптштурмфюрер СС (цитаты на сей раз некому было записывать), на ворчание Колля. Колонна танков английской разведки в это время уже приблизилась к высоте, занимаемой Виттоном, на 200 метров. "Пустынные пантеры" спокойно ехали по извилистому шоссе, и высокие, красивые деревья, растущие с обеих сторон дороги, радовали их взгляд. Ну и обзор закрывали, конечно, почти полностью.
Ситуации на этом участке фронта Виттон в этот момент не знал, он сам пробирался сюда из Парижа только ночами, но всё равно серьёзно пострадал от налётов английских воздушных асов. Тем не менее он спокойно пересчитал в этой приближающейся колоссальной гусенице всех "Кромвелей", "Шерманов", "Бренов" - полный бронетанковый полк. Подкрепление по радио уже было запрошено, оставалось два выхода: ждать или атаковать. Второе - чистое самоубийство.
Выбор сделан
Виттман не смог завести свой танк, поэтому пересел в машину подчинённого, рассказал, что делать остальным на позиции, и повёл "Тигр" навстречу врагу. Сократив дистанцию до ста метров, он подбил два ведущих танка англичан, затем последний танк в колонне, заблокировав остальных на узком пространстве шоссе, обсаженного деревьями, которые танк Виттмана и защищали, и прятали. Зайдя в хвост колонны, Виттман расстреливал в упор каждую машину англичан, которая появлялась в зоне видимости. Пару-тройку "Кромвелей" просто протаранил, чтобы не мешали продвижению.
Через 20 минут почти всё было кончено с 7-й бронетанковой дивизией Великобритании. Вышли из строя полностью: 21 танк, 28 машин другой бронетехники, 14 самоходных установок и 14 полугусеничных бронетранспортёров. После этого Виттман слегка отступил. Без малейших повреждений. Оставшиеся на высотке четыре танка прикрывали командира. Тем временем пришло и подкрепление - ещё 8 танков из первой роты вошли в Виллер-Бокаж с другой стороны, чтобы выгнать из городка другие подразделения англичан.
Вот и обещанные "клещи"
Виттман прервал своё отступление и рванул к центру города. Там три английских танка из четырёх, попавшихся на пути, он подбил, а четвёртый скрылся за стеной сада. Он не мог стрелять: его наводчик не успел вернуться на свой пост. Расслабились англичане, действительно, по полной. Но был ещё и пятый "Шерман", подкравшийся в обход здания и четырежды выстреливший в машину Виттмана почти в упор, причём "Тигр" в тот момент открыл для танка противника свой борт. Один снаряд попал, перебив танку Виттмана "гусеницу".
Виттман, естественно, сразу же ответил: половина здания обрушилась на "Шермана" и полностью его завалила. И продолжил вести огонь. Последний "Кромвель", который без наводчика, тоже был найден и разбит. Обездвиженный танк был Виттманом с горечью покинут. Он вернулся на высотку, всё-таки завёл свой "Тигр", дозаправился и успел присоединиться к подошедшему подкреплению, в рядах которого снова обрушился на то, что осталось от английской дивизии. За это удальство Гитлер наградил Виттмана ещё и "Мечами" к "Дубовым листьям" к Рыцарскому Кресту. Таким образом, заслуженнее танкиста, чем Виттон, в германской армии не стало. Однако уже следующая большая военная операция англичан на западе закончилась крахом. В начале августа 1944-го года погиб и танк, в котором находился весь экипаж Михаэля Виттмана.
И да, с Шерманами - это тоже круто воевать на Тигре! Отсюда и успехи "аса"...
Появились такие Т-34 в Советской Армии - только в начале 1944 года! И да, с Шерманами, Кромвелями... - это тоже круто воевать на Тигре! Отсюда и успехи "аса"... - Читайте подробнее на