Дирижер Геннадий Рождественский: биография, профессиональная деятельность, личная жизнь

В истории культуры XX века в списке крупнейших дирижеров мира стоит имя русского композитора и пианиста Геннадия Николаевича Рождественского. По виражам его удивительной жизни можно узнать об основных этапах формирования музыкальной культуры.

геннадий рождественский

Свыше 60 лет преданно отдает свою жизнь музыке Геннадий Рождественский. Фото и биография дирижера представлены вашему вниманию в этой статье. Его прошлое и настоящее – отражение истинного художественного творчества с проявлением высочайшего вкуса и убеждений, закаленных временем.

Геннадий Рождественский (дирижер): биография

Выдающийся музыкант современности появился на свет в столице 04 мая 1931 года в семье профессиональных музыкантов: Николая Аносова, известного дирижера Московской консерватории, и Натальи Рождественской, солистки, певицы на Всесоюзном радио. Из выше сказанного уже возможно понять, почему связал свою жизнь с музыкой Геннадий Рождественский. Семья столичных интеллигентов приобщала сына к музыкальному искусству с самого раннего детства. Среди воспоминаний о детстве: начало войны, эвакуация и пианино, которое закопали в землю, чтобы оно не досталось врагам. На нем после возвращения в Москву он продолжил обучение.

В год окончания войны Геннадий Рождественский приступил к обучению игре на фортепиано под руководством Елены Гнесиной в авторской школе, а затем перешел в класс профессора Льва Оборина в ЦМШ при московской консерватории, с которой в 1950 г. началось его музыкальное взросление. Тогда же отец давал уроки дирижерского мастерства, передавал сыну навыки управлять оркестром одними глазами, без помощи рук. В эти годы пришло убеждение, что быть дирижером – это его истинное призвание.

геннадий рождественский дирижер

Первые рубежи

Годы, проведенные в консерватории, были очень насыщены событиями:

  • исполнительский дебют в Ленинграде с исполнением произведений Чайковского,
  • стажировка в Большом театре и должность балетного дирижера (1951-1960),
  • участие оркестра студентов под руководством Рождественского в Берлине в рамках Фестиваля молодежи и студентов,
  • победа в Бухаресте на творческом конкурсе.

В 20 лет молодой дирижер Рождественский впервые в Большом театре руководил оркестром на балете Чайковского «Спящая красавица». С этого времени начался его путь театрального, а позже симфонического дирижера, а также открылись страницы творческой биографии в Большом театре.

После окончания консерватории в 1954 году обучение продолжилось в аспирантуре до 1957 года. Дирижерское искусство оттачивалось в балетных постановках («Война и мир» Сергея Прокофьева, «Щелкунчик» Петра Чайковского, «Спартак» Арама Хачатуряна, «Конек-горбунок» Родиона Щедрина).

Талант служения искусству

Рождественский транслировал свое прочтение музыки через разные оркестры, но в начале пути вехами стали периоды работы главным дирижером в Большом театре и, почти в то же время, в оркестре на Всесоюзном радио и телевидении.

Почти 40 балетов и опер прозвучали в театре под руководством мастера за пять лет. В это время проявилось стремление дирижера не только исполнять классику оркестрового репертуара, но и возрождать лучшие произведения авторов из прошлого, за что позже его стали называть музыкальным археологом. Благодаря подвижнической работе Рождественского слушателям открывалась также прекрасная музыка вернувшихся из опалы соотечественников или композиторов-авангардистов. Его дирижерской технике присущ индивидуальный художественный почерк, благодаря которому он способен донести до слушателя почти зримо образность музыкальных шедевров.

геннадий рождественский дирижер личная жизнь

Размах творческой деятельности и проявления могучего таланта привлекали западные коллективы к сотрудничеству с Геннадием Рождественским.

Прорыв в Европу

В советское время искусство жестко контролировалось партийными органами. Дирижер Рождественский стал первым, кому разрешили работать в Европе и выпустили в 1972 году в Стокгольм на гастрольный тур. Успех был высочайшего уровня, в итоге - приглашение возглавить Королевский филармонический оркестр. Потребовалось время и решение на уровне первых лиц государств, чтобы министр культуры Фурцева открыла дорогу музыканту к работе в Швеции с одним из лучших мировых оркестров. Это был настоящий прорыв не только в судьбе Рождественского, но и в советской культуре.

Политический аспект

В 1974 году произошло событие, которое стало испытанием личностных качеств как руководителя, так и человека Геннадия Николаевича Рождественского.

Председатель Гостелерадио С. Г. Лапин настоятельно рекомендовал дирижеру провести очищение в Симфоническом оркестре центрального телевидения и всесоюзного радио от лиц еврейской национальности под любым формальным предлогом. Следующим шагом стала анонимка о создании в оркестре сионистского центра. Но оказанное давление не заставило дирижера следовать рекомендациям сверху.

Его отказ от должности руководителя был быстро принят, время неопределенности стало тягостным испытанием для человека, который жил творчеством и работой. Но встреча с режиссером Борисом Покровским открыла музыканту новые возможности.

Вдохновенное творчество

Совместная работа с Б. Покровским в Театре камерной оперы над постановкой Д. Шостаковича «Нос» привела к небывалому успеху и многочисленным приглашениям маэстро к работе в различные отечественные и зарубежные коллективы. Это был период творческого взлета музыканта, о котором восторженно писали в Москве, Ленинграде, Амстердаме, Лондоне, Кливленде, Чикаго, Стокгольме, Токио и других городах мира. Более 100 мировых оркестров исполняли музыку, когда за дирижерским пультом стоял Рождественский.

геннадий рождественский дирижер биография

Перечень коллективов, с которыми работал маэстро, отражает размах творческой деятельности дирижера и огромную самоотдачу одного из наиболее востребованных музыкантов эпохи.

Исполнение произведений под управлением Г. Рождественского вернуло почитателям музыку Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича. Имя композитора А. Г. Шнитке неразрывно связано с дирижером, который первым стал представлять публике его оркестровую музыку.

Широкая концертная деятельность, записи выдающихся композиторов отражали талант как первооткрывателя, так и историка культуры, собиравшего музыкальные жемчужины прошлых эпох: симфонии Л. Бетховена, А. Брукнера, И. Брамса, Й. Гайдна, А. Глазунова, С. Губайдуллиной, Я. Сибелиуса, В. Флейшмана и др.

Гастрольная деятельность

В репертуаре Рождественского, по примерным подсчетам, более 2000 произведений разных эпох и музыкальных стилей. Практически все лучшие мировые коллективы - филармонические оркестры Лондона, Берлина, Исландский симфонический оркестр и другие - трудились под взмахи дирижерской палочки Рождественского. Умение донести оркестрантам замысел автора, убедить в идее композитора и следовать ее воплощению – в этом проявлялось великое мастерство дирижера.

37 стран и более двух сотен различных городов принимали маэстро. Такой географии гастролей нет ни у одного современника.

Более 150 произведений были представлены мировой музыкальной публике впервые. Глубокое убеждение Рождественского в том, что театр должен формировать вкусы зрителя, воспитывать музыкальную культуру, а не следовать запросам публики, в полной мере воплощалось в подборе репертуара и постановке уникальных концертных программ.

Геннадий Рождественский: личная жизнь

Успешная и необычайно насыщенная музыкальная деятельность дирижера не была бы возможной без поддержки семьи. В этом уверен сам Геннадий Рождественский. Жена дирижера – известная пианистка и сценический партнер Виктория Постникова. Сын Александр – продолжатель музыкальной династии, скрипач.

Сегодня их можно увидеть на одном выступлении. Семейное творчество нашло отражение не только в традиционных жанрах, но и в почти позабытых мелодекламациях, в рамках которых открылся талант Рождественского как блистательного чтеца.

 геннадий рождественский фото

Геннадий Рождественский - дирижер, личная жизнь которого, можно сказать, сложилась наилучшим образом, потому что все в семье - его единомышленники.

Критика и время

Отношения с музыкальными критиками и представителями прессы не всегда были объективными и дружелюбными. Ощущение творческой и личностной свободы никогда не покидало дирижера, это препятствовало его соответствию стандартам времени и формализованным требованиям. Следовала целенаправленная журналистская травля. Выполнение прессой политических заказов и поток необоснованных обвинений привел к тому, что Геннадий Николаевич не всегда лестно отзывается о работниках пера. Он убежден в том, что конструктивно писать о музыке могут те авторы, кто, по крайней мере, хорошо знаком с партитурой.

геннадий рождественский жена

Время меняет оценки прежних лет: то, что было вчера объектом осуждений, сегодня становится предметом гордости. Тому подтверждение – постановка мировой премьеры оперы С. Прокофьева «Игрок». Рождественский, вопреки всем критиканам, лауреат многочисленных российских и международных наград и премий самого высокого уровня.

Уникальное дарование

Талант Рождественского-интерпретатора раскрылся в разных симфонических, оперных и балетных жанрах. Более 300 произведений впервые было представлено отечественной публике. Мастерское исполнение зарубежной и русской классической музыки, произведений композиторов-авангардистов, способность транслировать разные стили с пониманием авторской сути отразили уникальное дарование музыканта, имя которого стало яркой страницей мировой культуры.

Несомненной заслугой дирижера стало налаживание культурных связей между странами, среди которых Швеция, Англия, Германия, Япония и др.

Миссия просветителя в сфере музыкальной культуры сопровождала творческий путь Геннадия Рождественского. Благодаря его усилиям возвращено наследие И. Стравинского, открыты неизвестные публике творения Брукнера, Бартока, Мийо, Шенберга. Стало традицией предварять исполнение рассказами и пояснениями к программе выступления, что, несомненно, усиливает восприятие художественных образов, созданных словом и звуком.

Рождественский – автор циклов передач на телевидении и радио о выдающихся режиссерах 20 века, лучших мировых оркестрах.

Литературное творчество музыканта представлено несколькими изданиями об искусстве дирижирования, книгой воспоминаний.

геннадий рождественский личная жизнь

Сегодня Г. Рождественский ведет педагогическую деятельность как профессор Московской консерватории и продолжает оставаться неповторимым медиумом между творцами в музыке и новым поколением слушателей.

Геннадий Рождественский - дирижер с большой буквы. Его таланту нет границ. Давайте пожелаем ему удачи и вдохновения!

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
привет всем
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.