Обо всех достоинствах примуса могут хорошо рассказать сторонники дальних походов, которым приходилось проводить в горах не один день. Только тот, кому приходилось нести в своем рюкзаке не только теплую одежду, спальник, палатку и продукты, но и дрова для костра, может понимать всю ценность этого приспособления для приготовления горячей еды в столь сложных условиях.
Описание принципа действия
И бытовой, и туристический примус работают по принципу паяльной лампы. Жидкое топливо, находящееся в бачке прибора, посредством создаваемого давления подается в трубочку горелки. Здесь бензин или керосин нагреваются и, испаряясь, выталкиваются через отверстия форсунки. Для того чтобы процесс протекал в нормальном режиме, необходимо встроенным поршневым насосом постоянно поддерживать давление в резервуаре.
Перед розжигом необходимо прогреть металл горелки. Можно сделать это, предварительно плеснув немного керосина, или поджечь сверху кусочки сухого спирта.
Смешиваясь с воздухом, пары топлива горят в конфорке, нагревая посуду с водой или едой, поставленную сверху. Среднее время работы прибора - около 50 минут. Это дает возможность вскипятить чайник, приготовить простое горячее блюдо (например суп или кашу).
Шмель, который жужжит, но не летает
Туристический примус – это прибор для нагревания воды и приготовления пищи, который работает от жидкого топлива (керосина или бензина). Есть современные модели, в которых используются небольшие газовые баллончики.
Первое такое устройство появилось за 8 лет до конца 19 века в Германии и быстро «завоевало» симпатии обывателей. В Союзе выпуск бытовых горелок начался в двадцатых годах 20 столетия. Каждая уважающая себя семья имела на своей кухне примус бензиновый. Туристический народ тоже быстро оценил преимущество этого легкого по весу и неприхотливого прибора.
Принцип действия
Как работает примус туристический? Инструкция предельно проста:
- установить прибор на горизонтальную поверхность;
- аккуратно залить в бачок горелки топливо;
- ритмично двигая рычажок встроенного насоса, подкачать давление;
- с помощью горящего сухого спирта немного нагреть плоскость самой горелки;
- плавно повернуть вентиль.
Топливо, попадая из бачка в подающую трубку горелки, при нагреве испаряется. Огнеопасные пары, выходя через форсунку, сгорают при смешивании с воздухом. Для того чтобы весь процесс проходил в нормальном и постоянном режиме, требуется предварительное прогревание рабочей части примуса. А перед самым розжигом в резервуар с топливом подкачивают воздух, создавая давление, которое нужно поддерживать.
Если при поджигании вместо голубого пламени из сопел вдруг вылетает черно-серый дым, значит, сам примус недостаточно нагрет. Несколько минут терпения, и «кормилец» начнет издавать равномерное жужжание. Возможно, именно поэтому одну из моделей так и назвали - «Шмель».
Кто придумал примус туристический
Фото и сведения из архивов сохранили дату и имя изобретателя: 1892 год, Франц В. Линдквист, впоследствии основавший компанию по выпуску данных нагревательных приборов. Подобные горелки начали производить в Союзе с начала 20-х годов, и они быстро завоевали уважение домашних хозяек.
Первые модели были простой копией зарубежных примусов. В дальнейшем их изменяли и усовершенствовали.
Перечислим несколько наиболее популярных моделей:
- Туристический примус, который называли «шведка» (по стране-изготовителю) проверен альпинистами всего мира в условиях самых серьезных температур и высот. Размером 13 на 10 см, весит полкило, 1 литр воды закипает примерно за 7 минут, на одной заправке в 120 мл работает чуть меньше часа.
- «Огонек» - компактный и надежный прибор советского производства без насоса, весом около 800 г, емкостью 120 мл.
- «Мотор Сич» (Украина) – более крупное устройство, литровой емкостью и весом 1,5 кг, работает от 3 до 6 часов.
- «Турист» можно использовать как для приготовления еды, так и для просушки одежды и влажной обуви.
- Современные мультитопливные горелки «Гималаи» со сменными головками горелок способны работать от бензина, керосина, газа. При маленьких размерах и весе в 505 г, вода на такой горелке закипает всего за 4 минуты.
Техника безопасности и советы «бывалых»
Опытные туристы рекомендуют иметь с собой в походе кусок стеклоткани. Как его использовать? После розжига и установки на туристический примус посудины с водой вся конструкция закрывается сверху этой тканью для лучшего сохранения тепла. Кроме того, после использования на ней разбирают и чистят горелку, стеклотканью оборачивают колбу устройства при переносе в рюкзаке.
Если поверхность земли не очень ровная, котелок можно поставить не на сам примус, а на камни, а разожженную горелку подсунуть снизу.
И несколько рекомендаций по безопасному использованию:
- Топливо лучше переносить в баклажках, поместив их в боковые карманы рюкзака.
- Горючее можно заливать только в полностью остывшее устройство.
- Примус ни в коем случае нельзя перегревать.
- Категорически не рекомендуется использовать прибор внутри палатки.
Удачного похода и приятного аппетита вам, любители высот, рыбалки или охоты!