После событий 2014 года Крым снова привлек внимание не только россиян, но и, пожалуй, всего мира. И дело здесь не только в политическом скандале между двумя государствами – Россией и Украиной. И не в том, с какой стремительностью была проведена Россией Крымская операция. А в том, что после возвращения Крыма Черноморский флот России обрел вторую жизнь.
Не секрет, что за годы владения Украиной крымскими берегами развитие Крыма сильно затормозилось, и денежных ресурсов из казны на содержание полуострова выделялось крайне мало. Это коснулось и военно-морских баз Крымского полуострова. В статье постараемся наиболее полно описать, какими перспективами обладает Россия по развитию Черноморского флота на Крымском полуострове.
Балаклавская бухта. Немного истории
Из истории известно, что поле того как Крым перешел под владение России, именно в Балаклавской бухте были размещены корабли Черноморского флота России. С 1776 года в этом месте был расположен Балаклавский греческий пехотный батальон. Основу этого батальона составляли эмигранты, участники противоосманского восстания на островах Эгейского моря. Надо отметить, что самой царицей Екатериной Великой было отмечено своё благоволение бравых эллинов.
С 1853 по 1856 год, в период Крымской войны, Балаклава и бухта были захвачены британскими войсками. Они превратили Балаклавскую бухту в военную базу и, собственно, уже оттуда производились штурмы, и была военная поддержка при осаде Севастополя.
При разделе флота между Украиной и Россией по данным на август 1994 года Черноморский флот в Крыму имел в своем составе 153-ю и 155-ю бригады 14-й дивизии.
При этом 475-й дивизион обладал 14-ю большими и 9-ю средними субмаринами и плавучей базой ПЛ.
Но надо сказать, что субмарина "Запорожье" (проект 641), переданная Украине при разделе флота, по техническим параметрам оказалась для этой базы неподходящей.
И после раздела флотов ее отправили в доки на ремонт, который до сих пор пытаются провести ВМС Украины.
После того как в 1995 году российские военные моряки окончательно покинули воды Украины, Балаклавская база оказалась заброшенной. И ее фактическими "владельцами" стали охотники за цветными и черными металлами, так как база обладала огромными запасами оборудования и станков.
И уже после недолгого периода времени, когда Черноморский флот России покинул территориальные воды Украины, Балаклавская база представляла собой душераздирающее зрелище.
Также объектом экскурсий по городу и бухте стал подземный завод по восстановлению и ремонту подводных лодок ЧФ. Сверхсекретная база активно использовалась Советским Союзом во времена холодной войны и как склад ядерного вооружения.
Лучшего применения секретной базы, кроме как проводить экскурсии туристов по военной подводной базе, украинские власти не нашли.
Как делили Черноморский флот
Соглашение о порядке и условиях нахождения Черноморского флота России в территориальных водах и портах Украины было подписано в Киеве 28 мая 1997 года, по итогам межправительственного соглашения. Также были оговорены условия разделения ЧФ и взаиморасчеты, связанные с таким разделением. Эти документы были ратифицированы Государственной думой и Украинским парламентом в 1999 г.
Подписанное соглашение давало возможность разделить ЧФ России и ВМС Украины. Основную базу и штаб было решено оставить в Севастополе. А имущественные разногласия должны были быть учтены договоренностью о разделе имущества. России при этом отошло 87,7%, а Украине – 12,3% всех судов.
Весь этот период согласования правового статуса ЧФ и его дальнейшей судьбы, конечно, негативным образом сказался на его боеспособности. Многими с 1991 по 1997 гг. происходящее воспринималось как то, что Черноморский флот ВМФ России медленно, но верно погибает.
Черноморский флот в цифрах
Сравнение численного состава за этот период не могло укрепить боевой дух личного состава.
Итак, сравним цифры.
1. Черноморский флот на 1991 год:
- Личный состав – 100 тыс. чел.
- Численность кораблей – 835 всех существующих классов:
- подлодок – 28;
- ракетных крейсеров – 6;
- противолодочных крейсеров – 2;
- БПК II ранга, эсминцев и сторожевых кораблей II ранга – 20;
- СКР – 40 единиц;
- малых ракетных катеров и кораблей – 30;
- тральщиков – 70;
- десантных кораблей – 50;
- морской авиации – более четырехсот единиц.
2.Черноморский флот России на 1997 год:
- Численность личного состава – 25 тыс. чел. (в том числе 2 тыс. человек в ударной авиации и морской пехоте).
- Численность кораблей и судов – 33.
- Летательных аппаратов в составе флота – 106 (из которых 22 боевых).
- Бронемашин – 132.
- Командных пунктов – 16 (было 80).
- Объектов связи – 11 (из 39).
- Объектов радиотехнической службы – 11 (было 40).
- Объектов тыла – 9 (из 50).
- Судоремонтных объектов – 3 (из 7).
По разделу 1997 года ВМС Украины составляло:
- Боевые корабли – 30.
- Подводные лодки – 1.
- Боевые самолеты – 90.
- Корабли специального назначения – 6.
- Суда обеспечения – 28 единиц.
Современное состояние ЧФ
Черноморский военный флот России всегда был и остается одним из главных факторов стабильности и безопасности на южных мореходных направлениях. Боевые суда ЧФ как раз и делают всё возможное, чтобы обеспечить эти задачи на рубежах Черного и Средиземного морей.
Но Черноморский флот в состоянии выполнять боевые задачи также и в разных районах Мирового океана.
Корабли Черноморского флота России успешно выполняют задачи в Японском море, взаимодействуя с Балтийским флотом. Суда из команды этого флота участвовали в операции сопровождения транспорта по транспортировке сирийского химического оружия в акватории Средиземного моря.
На постоянной основе корабли обеспечения ЧФ успешно выполняют задачи по противодействию пиратству.
Повышение боевого уровня
Возврат Крыма в структуру России, несомненно, улучшил боевую эффективность Черноморского флота. РФ на плановой основе получила возможность должным образом развивать ВМФ на Крымском полуострове.
Военно-морские силы будут располагать в Крыму комплексной системой, в которую включены и наземные базы. Черноморский флот России приобрёл главную базу для размещения судов – Севастополь.
Основные принципы размещения систем базирования и инфраструктуры флота – самодостаточность и функциональность. Необходимо будет заново оснащать места базирования надводных и подводных кораблей, береговых войск всем необходимым для обеспечения полноценной службы и жизнедеятельности.
Перечень судов ЧФ
В справочниках представлены подробные данные, по которым можно оценить, каков Черноморский флот России сегодня.
Списочный состав надводных кораблей тридцатой дивизии:
- Гвардейский ракетный крейсер "Москва".
- "Керчь" – большой противолодочный корабль.
- Сторожевой корабль "Сметливый".
- Сторожевой корабль "Ладный".
- Сторожевой корабль "Пытливый".
Состав десантных кораблей 197-й бригады:
Большие десантные корабли:
- "Николай Фильченков".
- "Орск".
- "Саратов".
- "Азов".
- "Новочеркасск".
- "Цезарь Куников".
- "Ямал".
Состав 68-й бригады кораблей охраны:
Малые противолодочные корабли:
- "Александровец".
- "Муромец".
- "Суздалец".
Морские тральщики:
- "Ковровец".
- "Иван Голубец".
- "Турбинист".
- "Вице-адмирал Жуков".
Подводные лодки:
- "Ростов-на-Дону" - Б237.
- "Новороссийск" - Б261.
- (экс-"Запорожье") - Б435.
- "Алроса" - Б871.
Ракетные катера 41-й бригады:
- "Бора".
- "Самум".
- "Штиль".
- "Мираж".
Состав 295-го Сулинского дивизиона:
Ракетные катера:
- "Р-60".
- "Р-71".
- "Р-109".
- "Р-239".
- "Ивановец".
Состав 184-й бригады (Новороссийск):
Противолодочные корабли:
- "Поворино".
- "Ейск".
- "Касимов".
Тральщики:
- "Железняков".
- "Валентин Пикуль".
- "Вице-адмирал Захарьин".
- "Минеральные Воды".
- "Лейтенант Ильин".
- "РТ-46".
- "РТ-278".
- "Д-144".
- "Д-199".
- "Д-106".
Не пришлось долго подыскивать участок, где будет размещен штаб Черноморского флота России. Севастополь оказался наиболее подходящим для этого (в том же месте, где до 19 марта 2014 г. был размещен и штаб ВМС Украины).
Перспективы развития подводного флота
После раздела судов у черноморцев на вооружении находится одна подлодка – дизельная "Алроса".
На сегодняшний день у России существует программа по поэтапному наращиванию подводных вооруженных сил ЧФ. Отдачу от выполнения этих усилий подводный Черноморский флот России увидит уже в 2016 году.
К этому времени ожидается пополнение шестью новыми дизельными подводными лодками. Такое пополнение подводного флота в корне изменит расклад сил на Черном море.
ЧФ теперь будет в состоянии решать разнообразные задачи на подводных глубинах и создаст группировки для достижения боевых целей.
Предположительные сроки ввода подводных кораблей разные. Так, например, уже 22 августа 2015 г. в Санкт-Петербурге был поднят Андреевский флаг на дизель-электрической подлодке "Новороссийск". После полномасштабных испытаний на морском полигоне Северного флота она, несомненно, будет направлена к месту долговременного базирования.
Третья подлодка из серии судов для Черноморского флота программы 636 – "Старый Оскол" – была спущена на воду 28 августа 2015 г. После комплекса ходовых и государственных испытаний "Старый Оскол" займет свое место в составе ЧФ.
Но и это еще не всё. Продолжается достройка корпуса подлодки "Краснодар" и достраивается спущенная на воду "Ростов-на-Дону".
Будут заложены еще две подлодки из проекта по усилению подводного Черноморского флота – "Колпино" и "Великий Новгород".
Все 6 подлодок программы "636 дизель" – электрические, и до 2016 года они будут переданы в Черноморский флот России. Состав экипажей для этих подлодок сформирован и проходит обучение в учебных центрах ВМФ.
Палубная авиация
Конечно, Черноморский флот обязан обладать полноценной палубной авиацией. Теперь появилась возможность для наращивания темпов обновления парка морской авиации. Планируется смена самолётов Су-24 на новые Су-30 МС.
Также важно не забывать, что именно в Крыму находится уникальный комплекс НИТКА. Много лет самолеты палубной авиации Северного флота в Крыму оттачивали свои навыки на этом уникальном комплексе.
Также наращиваются темпы по ремонту уже имеющегося у ЧФ авиапарка. Все это позволит достичь заданного уровня и обеспечит авиацией Черноморский флот России. Состав авиатехники, готовой к выполнению боевых задач, будет в пределах 80% от нужного количества.
Воссоздание системы базирования
Предполагается воссоздать на крымском полуострове такую систему базирования, которая будет отвечать всем требованиям для выполнения боевых задач в регионе.
Главная база дислоцируется в городе Севастополе, там же будут размещены пункты для дислокации Черноморского флота.
Главным требованием к размещению систем базирования является их полноценная независимость по принципу обеспечения функциональности и самодостаточности. Этот порт, где будет размещаться Черноморский флот России, состав кораблей, как надводных, так и подводных, будет обеспечен всем необходимым для несения полноценной службы и жизнедеятельности.
Так, на заводах в Крыму в кратчайшие сроки будут созданы такие участки производства, которые отвечали бы современным требованиям и технологиям. Для того чтобы обслуживать новейшие корабли, которые поступают на Черноморский флот России, начинается поэтапная замена станочного оборудования новым.
Теперь федеральное унитарное предприятие в Севастополе буквально ожило. Уже был произведен ремонт двух больших противолодочных кораблей Северного флота (они входят в состав оперативного соединения ВМФ в Средиземном море).
Также на заводе проходят работы по ремонту дизельной подводной лодки "Алроса". К тому же надо заметить, что зарплата рабочих была доведена до общероссийского уровня.
Теперь Черноморский флот России в Севастополе получил современную ремонтную базу.
Такие же работы ведутся в Новороссийске по федеральной целевой программе, которая рассчитана до 2020 года. В рамках этой программы предусматривается строительство в Новороссийске места дислокации сил Черноморского флота. Точно так же, как и Севастополь, этот порт с его редким оградительным молом, несомненно, будет еще одним боевым местом размещения российских кораблей и подводных лодок.
Суда оснащения для Черноморского флота
Для обеспечения безопасности судоходства в регионе Черного моря гидрографам ЧФ предстоит большой комплекс работ. Необходимо будет провести комплексные исследования прибрежных акваторий, что приведет к корректировке навигационных карт. Гидрографические суда ЧФ проверяют работу радионавигационных систем с последующим ремонтом и модернизацией.
Весь этот комплекс работ существенно скажется на безопасности судоходства в этом регионе, что, в свою очередь, обезопасит Черноморский флот России, состав кораблей которого постоянно пополняется.
Так, в целях комплексного оснащения подводных субмарин и надводных судов ЧФ будет пополнен еще шестью судами, что, несомненно, положительно скажется на обороноспособности и позволит выполнять задачи не только в зоне ответственности, которую обеспечивает Черноморский флот, но также и за ее пределами.