Издревле повелось так, что собственный флот имели исключительно сильные и богатые государства. Особенно это относилось к боевым кораблям, эксплуатация которых во все времена стоила крайне недешево. Сегодня это утверждение крайне актуально. Корабли – страшно дорогие машины, а потому наличие собственного флота невероятно подкрепляет международный престиж государства, которое его имеет.
Несмотря на перипетии 1990 годов, наша страна сумела сохранить свой ВМФ. На сегодняшний день он постепенно разрастается и модернизируется. К сожалению, процесс этот идет достаточно медленно, а потому корабли, введенные в строй еще в последние годы СССР, до сих пор сохраняют огромное значение. Пример тому – «Москва». Ракетный крейсер с этим названием до сих пор представляет собой грозную силу на просторах морей.Основные сведения
О его возможностях говорит хотя бы прозвище, которое дали ему моряки, - «убийца авианосцев». Это не только флагман всего Черноморского флота, но и один из самых мощных кораблей во всех флотах России. Порт приписки – Севастополь. Черноморский флот до известных событий имел массу неудобств, так как с украинской стороной постоянно возникали прения по поводу аренды. Сейчас все это уже неактуально.
Построена «Москва» (ракетный крейсер, конечно же) была в городе Николаев. Первоначально кораблю дали имя «Слава».
Назначение, время ввода в эксплуатацию
Данный крейсер является головным объектом в проекте 1164 «Атлант». Как только из состава ВМФ СССР был списан противолодочный корабль «Москва» (построенный по проекту 1123), будущий флагман тут же получил его имя. Основным его назначением сразу же стало целенаправленное уничтожение крупных кораблей вероятного противника (к примеру, авианосцев), противовоздушная оборона побережья и огневое прикрытие своего десанта.
Когда же была введена в эксплуатацию «Москва»? Ракетный крейсер спустили на воду уже в 1982 году, но официальное его использование начинается только с 1983 года.
Где пребывал, чем прославился крейсер?
Основным местом его службы стало Средиземное море. Неоднократно «Москву» видели в портах всех государств, чьи берега оно омывает. Когда в декабре 1989 года на острове Мальта проходила встреча Михаила Горбачева с Джорджем Бушем (старшим, разумеется), именно этот корабль обеспечивал безопасность прохождения всей конференции.Модернизация, боевое применение
В 1990 году ГРКР «Москва» вернулся в родной Николаев на модернизацию. Вот только из-за развала СССР продлилась она ровно 8,5 лет, и только 13 мая 1998 года он получил новое знамя и флаг новой страны. Кроме того, в то же время из состава Черноморского флота выводили сторожевой корабль «Красный Кавказ», от которого «Москва» получила еще и гвардейское звание.
В 2003 году произошло событие, на котором ГРКР «Москва» впервые блистал на международной арене со времен СССР. Речь идет об учениях «Индра», которые совместно проводились Черноморским, Тихоокеанским флотами и ВМФ дружественной Индии. Уже через год он участвовал в учениях «ИОНИЕКС-2004», которые проводились совместно с итальянцами. Начало 2008 года встретил в Средиземном море в компании авианосца «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», а также сопровождающих его кораблей.
В августе 2008 года Черноморский флот в лице «Москвы» принимал участие в операции по принуждению Грузии к миру, находясь в водах Осетии. В начале следующего года участвовал в памятных мероприятиях, посвященных годовщине страшного землетрясения, которое произошло на Сицилии сто лет назад. Тогда в ликвидации последствий активно участвовали моряки Императорского флота.
Значение «Москвы» для ВМФ Российской Федерации
В общем-то корабли, названием для которых послужило имя столицы государства, всегда находятся под пристальным вниманием. Не стала исключением и «Москва». Ракетный крейсер неоднократно принимал на своем борту самых могущественных лиц как СССР, так и других государств. Впрочем, это не помешало новым властям страны в начале 1990-х годов подумать об отправке этого корабля на металлолом.Мы не зря говорили, что крейсер без малого восемь с половиной лет простоял на стапелях в Николаевске, пока вершились сложные бюрократические проволочки. К счастью, разрезать на металл корабль не дали, и Черноморский флот не лишился своего легендарного флагмана.
О необходимости
В середине 1990 годов на волне «экономной экономики» и «снижения издержек» в отечественных СМИ порой разгорались целые баталии. "Эксперты" долго и с жаром обсуждали, а нужен ли вообще стране этот корабль. Многие считали, что держать на Черном море такой крейсер невыгодно с экономической точки зрения, предлагая «перегнать» его в зону ответственности Тихоокеанского флота. Их активно поддерживали зарубежные оппоненты. Им совершенно не импонировала идея того, что «убийца авианосцев» будет нести свое боевое дежурство в этих водах.
Август 2008 года показал, насколько стране необходима «Москва». Гвардейский ракетный крейсер оказался единственным «веским словом», которое удерживало НАТО от необдуманных решений. Сейчас об этом как-то не принято вспоминать, но во время «пятидневной войны» в Черном море находилось огромное количество кораблей альянса. Но Москва (столица) на удивление спокойно относилась к происходящему.
Разгадка была проста: ракетный крейсер проекта «Атлант» мог без особого труда пустить всю надводную группировку кораблей НАТО на металлолом. Все это прекрасно понимали, а потому сохранялся своеобразный вооруженный нейтралитет.
Как все начиналось
Как же появились ракетные крейсера России проекта 1164? Первый корабль этого класса получил шифрованное имя «Аврора», а его разработкой занялись в середине 70-х годов прошлого века. Первоначально на должность главного конструктора был утвержден А. Перьков, но впоследствии его сменил В. Мутихин. От военно-морского флота наблюдающим назначили А. Блинова, капитана второго ранга.
Перед командой проектировщиков стояли действительно нетривиальные задачи. Дело в том, что военным нужен был не просто соответствующий класс военных кораблей, но универсальная боевая машина, которая бы могла обеспечить как локальную противовоздушную оборону какого-то участка побережья, так и стать элементом коллективной ПВО совместно с береговыми линиями укреплений.Впрочем, с весьма непростой задачей конструкторы справились с блеском. Они взяли покрытый боевой славой комплекс ЗРК С-300, создали его корабельный вариант (отличить можно по литере «Ф»), после чего установили его на новый корабль. Это вооружение до сих пор сохраняет высокую актуальность и позволяет достаточно уверенно отражать воздушные атаки на корабли Черноморского флота.
Какие были использованы технические решения?
Вообще в «Атлантах» широко использовались хорошо зарекомендовавшие себя решения от кораблей проекта 1134Б. Конечно, их несколько переработали, но основная техническая база осталась без особых изменений. К тому времени уже было построено семь кораблей проекта 1134Б, которые на флоте получили прозвище «букари». К настоящему времени в строю осталась одна «Керчь», которая также входит в состав Черноморского флота Российской Федерации.
Основные тактические характеристики «Москвы»
Водоизмещение этого великолепного судна составляет 11 500 тонн. Общая длина корабля равняется 186 метрам. При ширине в 21 метр его высота - 42,5 метра. Неудивительно, что осадка столь впечатляющего корабля составляет 8,5 метров. Максимально достижимая скорость (мы об этом еще поговорим ниже) - 32 узла, обычный ход – 16 узлов. В качестве силовых установок выступают сразу четыре газотурбинных аппарата, мощность каждого из которых равна 22500 л. с. В движение судно приводят сразу два гребных винта.
Если говорить о скорости в 16 узлов, то при этих условиях дальность автономного плавания составляет 6 000 морских миль (в переводе в метрическую систему - около 12 000 км). Что же касается времени, то запасов продовольствия хватает ровно на месяц автономки. Численность экипажа составляет 510 человек, в боевых условиях количество персонала может быть увеличено. Для сопровождения и разведки используется многоцелевой вертолет Ка-27, посадочная площадка которого располагается на корме.
Основные технические сведения
Все корабли проекта «Атлант» получили совершенно новую газотурбинную двигательную установку, которая имела не только по одному маршевому двигателю на каждый вал, но и паре форсажных силовых установок. Было применено новое техническое решение, когда тепло от двигателей собиралось теплоутилизационным контуром (ТУК). Оно превращало жидкость в пар, который вращал вспомогательные турбины силовой установки.
Это дало огромные преимущества. Даже на крейсерском ходу в 18 узлов топливная экономичность возросла на 12%. Максимальная же скорость при использовании всех двигателей отныне составляла целых 32 узла, что для кораблей такого класса является едва ли не рекордным показателем.Особенности корпуса
Блинов, наблюдающий от ВМФ, добился от конструкторов технического решения, при котором толщина практически всех элементов корпуса была не менее 8 миллиметров. К слову говоря, это было значительно больше требуемого по расчетным показателям. За счет такого ноу-хау эти военные корабли России отличаются повышенной долговечностью. Но все имеет свои обратные стороны: за счет использованных конструкторских решений водоизмещение (если сравнивать с кораблями проекта 1134Б) выросло сразу на 28%.
Справедливости ради стоит заметить, что сравнивать эти машины не слишком корректно в принципе. Дело в том, что такие военные корабли России и противолодочные суда весьма схожи только по внешнему виду и некоторым техническим решениям.
Первоначально «Москва» и прочие «Атланты» были вооружены ракетами П-500 «Базальт». Система управления огнем - «Аргон». Изначально на кораблях было по 16 таких ракет. Монтировались они в восьми спаренных шахтах, находящихся на верхней палубе. В ходе дальнейшей модернизации устаревшее ракетное вооружение было заменено на П-1000 «Вулкан». Эти ракеты могут поражать цели уже на расстоянии порядка 700 километров.
Основные сведения по боевым системам
Система управления огнем допускает режим боевого запуска, включая одномоментный старт (для поражения одной цели) всех 16 ракет. К слову говоря, такого залпа не выдержит ни один авианосец в мире. Как же эти морские военные корабли получают координаты целей при таких дальних запусках? Все просто: или от спутников, или с самолетов Ту-95, или же посредством работы собственной системы разведки и наведения на цель.
Зенитное вооружение крейсера
Для эффективного отражения воздушных атак на корабле монтируется сразу две ЗРК. Первая, С-300Ф, предназначена для коллективной или зональной системы ПВО. Вторая, «Оса-М», предназначена исключительно для отражения атак самолетов, вертолетов и ракет противника на сам корабль.
Для ЗРК С-300Ф предназначены сразу восемь пусковых установок барабанного типа, позволяющих производить сравнительно быструю перезарядку и обслуживание ракет. Размещаются они как в районе верхней палубы, так и на корме крейсера. Чтобы эффективно управлять процессом запуска и наведения на цель, в корабельную орудийную систему была включена специальная РЛС. Ее особенностью является антенна, выполненная по схеме «фазированная решетка».
Как мы уже говорили, для самообороны корабля используется комплекс «Оса-М», который позволяет уверенно поражать цели на дистанции порядка десяти километров. В его состав входят две ПУ (с системой самонаведения, работающей сразу в двух плоскостях). В отличие от более старых кораблей комплект самообороны также имеет собственную систему управления. Общий боекомплект двух комплексов ЗРК «Оса» составляет ровно 48 ракет. Соответственно, для С-300 предусмотрено 64 боеприпаса.
Дополнительные зенитные системы
Но на этом возможности зенитных установок крейсера не ограничиваются. Чтобы сделать его действительно многофункциональной боевой единицей, в конструкцию включили универсальную (может также стрелять по береговым и морским объектам) 130 мм установку (автоматическую, конечно же) АК-130. Чтобы повысить ее эффективность, с ней в комплекте идет система радиолокационного обнаружения «Лев».Кроме прочего, на корабле есть целая батарея 30 мм шестиствольных орудий АК-630М. В батарее – по две установки, каждая из которых управляется системой наведения и сопровождения цели «Вымпел». За состоянием воздушного пространства близ самого корабля, а также за поставку сведения бортовому зенитному вооружению отвечает РЛС «Флаг», в состав которой входят две другие радиолокационные установки: «Фрегат» и «Восход». Их антенны жестко смонтированы на фок- и грот-мачтах «Убийцы авианосцев».
Борьба с подлодками противника
Советские конструкторы не забыли о том, каким грозным противником могут быть подводные суда. Несмотря на ударную специализацию, крейсер неплохо защищен от них: имеется прекрасно зарекомендовавший себя гидролокационный комплекс «Платина», в состав которого входит буксируемая и бульбовая антенна. Для непосредственной атаки вражеских подводных лодок предусмотрены сразу два 533 мм аппарата для запуска торпед.
Напротив, две установки РБУ-6000 (ракетно-бомбовые) как раз-таки призваны защищать судно от торпедных залпов со стороны противника.
Общая оценка всех кораблей проекта
Всего по проекту «Атлант» заложили четыре корабля. В эксплуатацию передали только три. Каждый из кораблей в настоящее время в строю. Они служат на Черноморском, Тихоокеанском и Северном флотах. В принципе, проект «Атлант» оказался действительно достойным и заслуживающим внимания в отличие от предшественников типа 1144 «Орлан». Суда проекта 1164 имели куда меньшее водоизмещение, но по вооружению были ничем не хуже, а в большинстве случаев лучше своих предшественников.
Кроме того, уже при создании был задан приоритет наступательных видов вооружения. Несмотря на это у новых крейсеров хватает слабых мест. Так, на кораблях проекта «Орлан» было по 96 ракет для комплекса С-300, в то время как у «Атлантов» их только 64 штуки. Кроме того, ЗРК «Оса-М» когда-то были передовым средством для самообороны кораблей от воздушных атак, но уже на момент создания крейсеров их возможностей явно не хватало. Наконец, на судах проекта 1144 имелось сразу 16 ПУ «Кинжал».
Таким образом, крейсеры проекта 1164 идеально отвечали всем требованиям поздней советской доктрины по использованию ВМФ, когда боевые корабли планировалось отправлять в бой только при условии их надежного прикрытия с воздуха. К сожалению, современному состоянию дел такая доктрина соответствует плохо. Далеко не всегда есть возможность обеспечить корабли надежной защитой с воздуха, так что особое значение приобретает именно их собственная система противовоздушной обороны.
Основные недостатки судов проекта
Наиболее значимым недостатком (кроме описанных выше нюансов) является наличие одной только многоканальной РЛС («Волна»), предназначенной для захвата и указания целей в комплекте с комплексом С-300. Кроме того, что в случае выхода установки из строя корабль практически полностью лишается более-менее адекватной защиты от атак с воздуха, «Волна» не может отражать атаки более чем с одного направления. Если же говорить о схожих крейсерах американцев (построенных по проекту «Тикондерог»), то на каждом из них смонтировано по четыре (!) независимых РЛС, которые могут автоматически вести и сбивать цели сразу на нескольких направлениях.
Таким образом, наличие только одной радиолокационной станции не только превращает «Атланты» в сравнительно легкую цель для перспективных истребителей противника, но и делает крайне опасными противокорабельные ракеты НАТО, которые в последние годы показывают отличные возможности в области многосекторной атаки.Вот такие корабли были созданы в городе Николаев. Судостроительный завод в настоящее время находится не только на территории другой страны, но и в бедственном состоянии, так что там подобные суда уже вряд ли будут строить. Остается надеяться только на отечественный ВПК, который сможет наладить постройку чего-то подобного.