В статье поговорим о крейсере «Россия». Рассмотрим историю его создания, конструкцию, громкие инциденты – все, что вы хотели бы узнать об этом легендарном военном корабле.
Краткая справка
Для начала стоит отметить, что «Россия» – это броненосный крейсер императорского и советского флота. Он был построен на верфи Балтийского завода по инженерному проекту Н. Е. Титова. Строительство было начато осенью в 1893 году. Спустя два года, а именно весной 1895-го, крейсер «Россия» впервые спущен на воду. В сентябре 1897 года он был введен в эксплуатацию. В 1921 году выведен из состава флота, а спустя год был отдан для разборки.
Длина составляла 144,2 м, ширина – 2,9 м, высота – 8 м. В качестве двигателя выступали три паровые машины и два водотрубных котла. Скорость хода составляла 36,6 км/ч. Крейсер был оснащен торпедным вооружением.
Конструкция
Броненосный крейсер «Россия» является продолжением развития идей, начатых в известном проекте «Рюрик». Однако в первом случае особое внимания было уделено автономности плавания и его дальности, для достижения которых пришлось понизить скорость, вооружение, бронирование. Основные отличия «России» от «Рюрика» заключаются также в том, что этот корабль был оснащен двумя броневыми поясами. Также инженеры отказались от тяжелого рангоута. В казематах уже размещалась часть артиллерии, а в батарейных палубах установили защитные траверсы.
Главное отличие «России» от подобных изобретений других стран – это высота и длина. По тем временам корабль был обладателем невероятного объема водоизмещения. Второе известное название крейсера «Россия» – «Рюрик № 2». Именно так его назвал Н. Чихачев, который работал управляющим Морского Министерства.
Так, проектирование этого крейсера началось еще до того, как на воду был спущен «Рюрик». Новому военизированному судну планировали оставить прежние размеры, но увеличить вооружение и бронирование. Адмирал Н. Чихачев предложил заменить шесть 120-мм пушек на четыре 152-мм орудия. Приемлемые углы носовых орудий были обеспечены благодаря перемещению боевой рубки. При этом с батарейной палубы была перенесена кормовая 152-мм пушка. Теперь она находилась на палубе юты. Однако погонную пушку тогда инженеры решили не переносить из полубака, а сделали это лишь в 1904 году. Также предполагалось установить здесь новейшие патронные 75-мм пушки, но сложность была в разнокалиберной артиллерии. При этом были установлены разделительные полупереборки между различными орудиями в казематах. Толщина брони возросла с 37 мм до 305 мм в боевой трубке. Также незащищенные части элеваторных шахт были прикрыты 76-мм броней, хотя на «Рюрике» они оставались полностью открытыми.
Постройка
Броненосный крейсер «Россия» очень долго строился. Это было вызвано различными проектными неувязками, которые возникали из-за создания крытого каменного эллинга. Также необходимо было полностью перестраивать судостроительную в мастерскую. Однако уже весной 1895 года для изготовления корпуса понадобилось более 1400 т металла, в том числе 31 т бронзового форштевня. Уже в августе были установлены кронштейны гребных валов. Тогда же деревом и медью начали обшивать корпус корабля. В октябре из Франции прибыли водотрубные котлы Бельвилля. К этому времени на заводе завершали сборку основных машин.
Завод планировал в 1896 году представить крейсер ходовым испытаниям, чтобы через 12 месяцев он был полностью готов. Однако известный господин Н. Чихачев требовал окончательной сдачи корабля осенью 1896 года. При этом он был осведомлен о том, что 152-мм пушки Обуховский завод планировал поставить не ранее весны 1898 года. Но, несмотря на это, процесс изготовления различных орудий и минного вооружения ускорили. Некоторая часть броневых плит была привезена из США. Их доставляли с завода Эндрю Карнеги. За срочность выполнения заказа американцу пришлось заплатить немалые суммы.
Благодаря форсированию работ, спуск на воду был осуществлен весной 1896 года. Однако после этого начались активные работы по установке броневых плит, которые продлились до конца лета. Рабочие не успевали завершить проект и вероятность того, что недостроенное судно осталось бы зимовать, была достаточно высокой. Чтобы такого не случилось, приняли решение о проведении последнего этапа работ в порте Либава, который также пришлось достраивать в срочном порядке. За окончанием возведения корабля наблюдал младший помощник судостроителя А. Моисеева.
Инцидент
Уже к началу октября 1896 года на крейсере «Россия» успешно провели ряд швартовных испытаний. В первый раз 5 октября на палубе подняли Андреевские вымпел, флаг, прозвучал гимн. В рапорте командира отмечено, что на корабле пребывало до 600 человек рядовых, порядка 70 унтер-офицеров и 20 офицеров.
При первом выходе на Кронштадтский рейд был очень сильный ветер. Когда крейсер уже прижался к месту стоянки на Большом рейде, нос резко бросило в сторону одним сильным порывом. Каким-либо образом повлиять на погодные условия было невозможно, поэтому к отмели прижали весь борт, что повлекло к затоплению отдельных отсеков. Между тем именно это и помогло смягчить удар.
Снять корабль с мели командиры решили с помощью эскадренного броненосца «Сисой Великий» и бронированного судна береговой охраны «Адмирал Ушаков», однако все эти попытки были обречены на провал, так как уровень воды сильно понизился и крейсер плотно засел на самом дне.
Решение проблемы
27 октября, с самого утра, на место аварии прибыл адмирал П. Тыртов – управляющий из Морского министерства. Он согласился на углубление грунта под левым бортом, так как это помогло бы столкнуть корабль в специально вырытый канал. Одновременно с этим в Гельсингфорсе, Либаве и Петербурге начали активно готовить землесосные и землечерпательные снаряды. В конце октября, когда уровень воды снова поднялся, осуществили еще одну попытка стащить корабль с мели с помощью буксира. Но и в этот раз действия не увенчались успехом.
На следующий на день на корабле был поднят флаг контр-адмирала В. Мессера, который принял на себя полную ответственность за управление спасательными операциями. Через 10 дней у левого борта уже размещался большой ров, глубиной до 9 м. Параллельно велись такие же работы с правой стороны. Во время каждого следующего подъема воды, крейсер пытались стащить с мели с помощью броненосцев «Адмирал Сенявин» и «Адмирал Ушаков». Безрезультатно.
Несмотря на то что приближалась зима, командование приняло решение форсировать работы по углублению дна, вместо того чтобы готовить корабль к суровой зимовке. Работы продолжились даже после того, как вся Балтика покрылась льдом. Строительные бригады прорубили ходы для землечерпалок. Наконец были установлены деревянные ручные шпили. В ночь на 15 декабря начался подъем воды, поэтому сразу была предпринята новая попытка. За эту ночь крейсер продвинулся почти на 25 м. Утром корабль продолжили толкать вперед, медленно разворачивая канал на фарватер. После полудня стало очевидно, что крейсер находится на чистой воде. Спустя пару часов командование приказало спустить якорь напротив Николаевского дока в Средней гавани.
История
Изначально корабль переправили с Балтийского моря на Дальний Восток. Там под командованием А. Андреева крейсер стал флагманским судном Владивостокского отряда. В период 1904-1905 годов сумел потопить около десяти японских кораблей и две подводные лодки, а также английский и немецкий пароходы.
В 1904 году, 1 августа, произошел бой с эскадрой японских крейсеров возле озера Ульсан в Корейском проливе. В результате этого корабль был сильно поврежден. Погибло 48 человек, и более 150 оказались ранеными. При ремонте на верхней палубе установили 152-мм пушки, вместо былых 75-мм. Сюда же перенесли погонное орудие.
В зимний период 1904-1905 годов боевое судно использовалось как плавучий форт для атаки Амурского залива. При этом военный штаб рассматривал вероятность атаки Владивостока на льду. Для этого крейсер оставили вмерзать.
С 1906 по 1909 год проводился капитальный ремонт на Балтийском заводе в Кронштадтских мастерских. Тогда удалось привести в строй многие механизмы, корпус, котлы. Машину экономического хода демонтировали, рангоут облегчили.
В 1909 году корабль зачислили в отряд первого резерва. Спустя два года он стал частью бригады крейсеров в Балтийском море. С 1912 по 1913 год находился в атлантическом походе со студентами из училищ унтер-офицеров. Следующий год прошел тоже в Атлантике. В 1914 году корабль стал флагманом среди крейсеров Балтийского моря. Осенью того же года принимал участие в атаке на коммуникационные узлы врага.
Зимой 1915 года крейсер принимал участие в закладке минных ограждений, ряде разведывательных и набеговых операций Отряда легких сил флота. С 1915 по 1916 год происходило перевооружение. Осенью 1917 года корабль уже находился в составе Балтийского флота. Зимой того же года перешел в Кронштадт.
В мае 1918 года был законсервирован в военном порту. В следующем году некоторая часть 152-мм орудий была сдана военным силам Риги. Летом 1920-го корабль продали советско-германскому АО «Деруметалл» на слом. Осенью того же года корабль был сдан для разборки «Рудметаллторгу».
Стоит отметить, что в конце 1922 года, во время буксировки в Германию, корабль попал в сильный шторм, из-за чего был выброшен близ Таллина. Спасательная экспедиция Морских сил сняла крейсер и отправила его в Киль для разборки.
Крейсер «Варяг»
В России этот известный еще с советских времен корабль сегодня является флагманом Тихоокеанского флота. Был построен в украинском городе Николаеве в конце 1970-х. Спущен на воду в 1983-м, введен в эксплуатацию в 1989-м. На данный момент находится в составе флота.
В 1990-х занимался задачами межфлотского перехода. Позже находился в составе Тихоокеанского флота. Свое нынешнее название «Варяг» получил только в 1996 году, а до этого именовался как «Червона Украина». В 1994, 2004 и 2009 годах заходил в порт Инчхон в Корейской Республике. В 2002-м посетил японскую военную базу Йокосука.
Осенью 2008-го находился в корейском порту Пусан с неофициальным визитом. Весной 2009 года посетил порт Циндао (Китай). Далее крейсер отправился в американский порт Сан-Франциско. В 2011-м корабль принимал участие в российско-китайских учениях.
Спустя год участвовал в таких же учениях на Желтом море. В 2013-м крейсер находился на плановом ремонте. Проходил российско-китайские учения в Японском море, участвовал в проверке Восточного и Центрального флота. Весной 2015-го был завершен доковый ремонт. В этом же году корабль получил орден Нахимова. Зимой 2016 года вошел в Средиземное море, где выполнял специальную военную задачу.
Сегодня корабль участвует в учениях артиллерийских и ракетных стрельб. С весны нынешнего года курсировал в водах Мирового океана. В июне крейсер возвратился во Владивосток.
Современные крейсеры России
Военно-морской флот страны насчитывает более 200 наводных кораблей и более 70 подводных лодок, из которых около 20 – атомные. Мы рассмотрим самые мощные крейсеры ВМФ России.
Это корабль «Петр Великий». Огромный атомный крейсер России, который признан самым большим ударным кораблем в мире. Это единственный корабль из советского проекта «Орлан», который до сих пор на плаву. Несмотря на то что он был построен в 1989 году, на воду его спустили только через 9 долгих лет. Атомные крейсеры России представлены еще тремя кораблями, такими как «Адмирал Лазарев», «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Нахимов».
Следующий тяжелый крейсер России – «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Был построен на Черноморском заводе. Спущен на воду в 1985 году. Известен под разными названиями («Леонид Брежнев», «Рига», «Тбилиси»). После распада СССР входит в состав Северного флота ВМФ РФ. Боевую службу проходил в Средиземноморье, но также принимал участие в спасательной операции подводной лодки «Курск».
Военный крейсер России «Москва» является мощным ракетным кораблем многоцелевой направленности. Изначально носил название «Слава». В эксплуатацию был введен в 1983 году. Является флагманом Черноморского флота. Принимал участие в военной операции в Грузии. В 2014 году участвовал в блокаде украинских ВМС.
«Петр Великий»
Здесь речь идет о самом большом крейсере России. Важно отметить, что основное предназначение корабля заключается в уничтожении авианосных групп противника. При закладке носил название «Куйбышев», а после – «Юрий Андропов». В длину крейсер достиг 250 м, в ширину – 25 м, в высоту – 59 м. Благодаря ядерной установке, корабль может развивать скорость до 60 км/час. Изначально рассчитан на эксплуатацию в течение 50 лет. Экипаж состоит из 1035 человек, которые размещаются в 1600 помещениях. Есть 15 душевых, 2 бани, бассейн и сауна.
Что касается вооружения, то крейсер способен поражать крупные надводные цели, но при этом защищать территорию от воздушных и подводных атак противника.
Новые модели
Новые крейсеры для ВМФ России также сооружаются. Что касается ближайших планов, то в 2017 году продолжатся работы по кораблестроению. До 2020 года планируется получить 8 подводных крейсеров России из проекта «Борей», 54 наводных судна и более 15 подводных лодок.
В 2014 году была произведена закладка рейдера «Василий Быков». До 2019-го планируется разработать еще 12 моделей из этой же серии. Они будут предназначены для экологического мониторинга, перехвата пиратов и контрабандистов.
Фото крейсеров России, которые вы могли увидеть в статье, подтверждают силу и мощь ВМФ страны. Каждый год ведутся работы и строятся новые планы. Российское кораблестроение быстро развивается и впитывает новые технические достижения. В статье также присутствует модель крейсера «Россия» – одного из самых первых броненосных кораблей военно-морского флота, демонстирующего величие и силу духа императорской державы.
Подводя итоги, стоит отметить, что ВМФ РФ – мощь и сила нашего государства. Старые корабли и крейсеры приводятся в боевую готовность благодаря современным технологиям. Одновременно с этим каждый год создаются усовершенствованные эсминцы и подводные лодки. Лучшие специалисты, усовершенствованная техника и отлаженная работа – гарант ВМФ России. На сегодняшний день наш флот является лучшим по оснащению и уровню боевой готовности в мире. Гражданам России есть чем гордиться.
Статья была написана в ознакомительных целях для тех, кто хотел узнать больше не только о военной силе нашего государства, но и истории создания легендарных кораблей и крейсеров – «России», «Варяга», «Петра Великого».