Сокуров Александр Николаевич – советский и российский кинорежиссёр, актер и сценарист, заслуженный деятель искусств, народный артист России. Он глубокий, цельный и невероятно одаренный. Его гениальные работы получили признание во многих странах мира, однако на Родине киноленты мастера нередко не сразу доходят до целевой аудитории. Сложный, часто непонятный, но от этого не менее талантливый человек. Сегодня наш рассказ о нем.
Детство
Биография кинорежиссера начинает свой отсчет с июня 1951 года. Мальчик появился на свет в Иркутской области. Отец Александра Николаевича был военнослужащим, и мужчину постоянно командировали в разные уголки страны. Эти эпизоды из своей жизни хорошо помнит Александр Сокуров. Семья часто переезжала с места на место. Детство маленького Саши прошло в разъездах – ему приходилось постоянно менять школы, оставлять друзей, знакомиться с новыми людьми. Жизнь бросала его из одной стороны в другую. В школу Александр Николаевич пошел в Польше, а вот оканчивал базовое обучение уже в Туркмении.
К слову, местечко, в котором родился Александр Сокуров, – деревня Подорвиха – в 1956 году было затоплено при пуске Иркутской ГЭС.После школы Александр Николаевич Сокуров поступил на исторический факультет Горьковского государственного университета. Уже во время учебы молодой человек проявлял невероятное рвение и заинтересованность во всем, что было связано с телевидением, пытался самостоятельно развиваться в этой сфере. Он выпустил несколько телевизионных фильмов, работал над подготовкой программ, идущих в прямом эфире на Горьковском телевидении. В 1974 году Александр Николаевич окончил обучение в университете и получил диплом историка.
Институт кинематографии
Год спустя Александр Николаевич Сокуров поступил во ВГИК на факультет режиссуры. Будущий гуру кино попал в мастерскую А. М. Згуриди, где студентов обучали документальной режиссуре, приемам съемки научно-популярных фильмов. Учеба давалась Сокурову легко, он с головой окунулся в творческий процесс. За успешную учёбу молодой человек получал стипендию имени Эйзенштейна. Однако не все была гладко и безоблачно. Отношения между Сокуровым и представителями администрации института, а также руководителями Госкино обострялись день ото дня. На Александра Николаевича повесили ярлык антисоветчика, обвинили в формализме, его студенческие труды не признавались и не принимались. Из-за постоянной конфронтации Сокурову было проще и правильнее как можно раньше закончить обучение, сдав досрочно все экзамены, что, собственно, он и сделал в 1979 году.
Кстати, первая картина начинающего режиссера - «Одинокий голос человека», по мотивам Андрея Платонова, - которая выставлялась в качестве выпускной работы, не была зачтена комиссией института. Все материалы должны были уничтожить, однако картина чудом уцелела – Сокуров с товарищем просто выкрали ее из архива. Позже киноленту отметили престижными наградами на международных кинофестивалях.
Первые творческие шаги
Еще в студенческие годы режиссер Сокуров познакомился со сценаристом Юрием Арабовым, который стал его единомышленником в творчестве и товарищем по жизни. Еще одним человеком в жизни Сокурова, который по достоинству оценил его первую режиссерскую работу и последующие труды, был режиссер Тарковский.
Свои первые игровые фильмы Александр Николаевич снял на киностудии «Ленфильм», куда в 1980 году попал по рекомендации Андрея Тарковского. Параллельно режиссер работал над документальным кино – он сотрудничал Ленинградской студией документальных фильмов. Вообще Сокурову очень нравился «Мосфильм», и при других обстоятельствах он очень хотел бы там работать. Однако условия труда московской киностудии режиссера совсем не устраивали.
Надо сказать, что дебютные картины Сокурова вызвали недовольство властей, и им суждено было в течение длительного периода времени пролежать на полке – кино не выпускали в прокат. Сокуров понял, что неугоден политической верхушке, осознал, что ему угрожает физическая расправа, однако не уехал из страны, хотя возможности были. «Я всегда помнил, что я русский» – говорит Александр Сокуров. Национальность – это принадлежность к определенной нации, народности, это язык, обряд и вера отцов. Для героя нашего повествования Родина – это Россия.
Фильмография
Фильмы, которые снимает Сокуров, непростые, в них скрыт тайный смысл, прочесть который можно часто между строк, и далеко не с первого раза. Они заставляют думать сосредоточенно и непрерывно и видеть то, чего порой не хочется видеть. Снятые иногда в формате документального кино, иногда в форме притчи, они всегда чему-то учат человека заинтересованного. Это не развлекательное кино для отдыха с попкорном и газировкой – «Беседы с Солженицыным», «Читаем Блокадную книгу», «Отец и сын», «Мать и сын» толкают к размышлениям над серьезными вещами.
Александр Сокуров – режиссер, за плечами которого восемнадцать игровых фильмов, более тридцати документальных картин, озвучивание, работа сценаристом. Помимо этого, в копилке маэстро актерский опыт. В 1980 году Александр Николаевич снялся в фильме «Ты должен жить» Владимира Чумака. Эта картина военной тематики, созданная по мотивам повести Смоляницкого, объединила под своим крылом целое соцветие талантливейших артистов советского кинематографа, среди которых Ирина Муравьева, Игорь Кваша, Евгений Стеблов, Марина Дюжева и другие.
Оттепель
В конце 1980 годов в творческом развитии режиссера Александра Сокурова наметился новый виток.
Его картины, которые изначально запрещались к показу, наконец-то добрались до целевой аудитории. Причем их не только смогли увидеть обычные обыватели, но и оценили члены жюри на различных кинофестивалях, в том числе и международных. Режиссер неустанно подчеркивал, что его Родина – Россия, и Александр Сокуров, национальность которого – русский, всегда об этом помнит. Надо сказать, что благодаря картинам Сокурова Родина режиссера была представлена на фестивалях весьма достойно.
В течение целого десятилетия, начиная с 1980 года, Александр Николаевич много и плодотворно работал. Нередко за один год ему удавалось дать жизнь нескольким кинолентам. Параллельно съемкам режиссер Сокуров обучал начинающих коллег по цеху при «Ленфильме», был ведущим на телевидении. Кинорежиссер выпустил целый цикл программ с названием «Остров Сокурова», в которых он вместе со зрителем искал ответы на многие насущные вопросы; дискутировал с аудиторией о месте кинематографа в современной жизни социума.
Кроме этого, Александр Сокуров вел благотворительные программы на радио для молодежи.
О чем повествует «Франкофония»
Еще одна картина, в которой принял непосредственное участие Сокуров, – фильм «Франкофония» – совсем свежая лента, вышедшая в свет в 2015 году. Работа получила признание на Венецианском кинофестивале и серьезно всколыхнула общество.
О чем повествует «Франкофония»? Сокуров снимал фильм о Париже, который был оккупирован фашистами в 1940 году. В нем речь идет о том, как француз - директор Лувра - и немец, присланный надзирать за музеем, сделали то, чего от них не ждали – они сохранили от разорения коллекцию Лувра. «Франкофония» – фильм, который кричит о необходимости спасения европейских культурных ценностей. И сюжетная линия в нем отнюдь не выдумана, не навеяна абстрактными мыслями. Картина, снятая мастером кино, отражает мнение Александра Сокурова о сегодняшней обстановке в мире – о столкновении мусульманского и христианских миров, о неминуемости гуманитарной катастрофы, которую еще можно предотвратить. Мастер считает, что самое важное сейчас – осознать это и срочно что-то предпринять.
Александр Николаевич не стесняется обозначать свою позицию и свое отношение ко всему происходящему в современном мире. Он искренне уверен в том, что фундаментальные основы христианства и ценности, которые с таким трудом складывались веками, сегодня находятся под угрозой исчезновения. Под натиском представителей мусульманской культуры – людей другого склада, другого подхода к жизни и принципов в целом – ценности Старого Света могут навсегда исчезнуть, кануть в бездну небытия. И это страшно. Намек на эту ситуацию и отражает картина «Франкофония».
Сокуров подчеркивает, что с большим уважением относится к людям мусульманского вероисповедания, но считает, что «нам» просто жизненно необходимо держаться на расстоянии друг от друга.
Призы и награды
Александр Николаевич Сокуров – человек необычный. Сложно сказать, в чем секрет его успеха. Он знает и любит дело, которым занимается. Трудится Сокуров последовательно, дисциплинированно и четко. С его собственных слов, в организационном плане с ним легко работать. Его политика понятна, она не таит в себе каких-либо скрытых течений и подводных камней. В творческом плане, конечно, все иначе.
Тем не менее, режиссер Сокуров в своем послужном списке имеет столько наград, регалий и отметок, что сначала это кажется невероятным. Работы мастера не раз номинировались на призы Международных фестивалей: приз «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля; премию «Ника» за фильм «Одинокий голос человека»; премию Московского кинофестиваля имени Тарковского; премию кинокритиков России и специальный приз жюри за фильм «Мать и сын». К его трофеям можно причислить приз за изобразительное решение в фильме «Русский ковчег» на кинофестивале в Торонто; специальный приз в Сан-Паулу за общий вклад в кинематограф; приз Аргентинской ассоциации кинокритиков за фильм «Русский ковчег»; приз за «За художественный язык, оказавший влияние на мировой кинематограф».
Государственная премия России
Помимо этих отметок, есть еще признание Сокурова как кинорежиссера и человека. В 1995 году Александр Николаевич назван одним из ста лучших режиссёров мирового кино; в 1997 году – Заслуженным деятелем искусств России.
В 2004 году Сокурову присвоено почетное звание Народного артиста России. Есть у него и знаковые награды – орден Восходящего солнца и офицерский крест ордена Искусств и литературы. Неоднократно Сокуров был приставлен к Государственной премии России. В 2014 году его наградили Государственной премией Российской Федерации в области литературы и искусства.
Вообще, маэстро довольно закрытый человек – не любит по душам общаться с журналистами Александр Сокуров. Личная жизнь мастера кинематографа – тема закрытая. Хотя иногда режиссер может поделиться некоторыми подробностями своей творческой биографии.
В одной беседе Александр Николаевич рассказал о процедуре вручения Государственной премии. Оказывается, что этот процесс длительный и состоит из нескольких этапов. Список кандидатов сначала согласуется в Совете по культуре и искусству при президенте. Перечень обсуждается, проходит голосование, и в итоге оставшиеся кандидаты идут на утверждение президента. Тот дает резолюцию, и спустя какое-то время все кандидаты попадают на процедуру вручения наград. В рамках мероприятия организуется прием с участием главы государства, участники предварительно проходят репетицию торжественной части. Со слов Александра Николаевича, участвовать в мероприятии непросто – это очень волнительно и отнимает много энергии.Говоря о творческих планах, режиссер Сокуров признается, что успех «Франкофонии» не побудил его почивать на лаврах. Маэстро полон творческих идей, однако пока не раскрывает подробностей своих проектов – боится сглазить.