Адаптация персонала в организации

В крупных компаниях на этапах ее развития возникает потребность в формировании процесса адаптации персонала. Система необходима для ознакомления работника с новыми условиями, требованиями и правилами корпоративного уровня во избежании текучести кадров. Адаптация персонала в организации стандартизирует процесс взаимодействия с новыми сотрудниками.

Новый работник компании приспосабливается к условиям труда, социальной среде. Происходит ознакомление с коллективом, появившимися обязанностями, нормами поведения, а также сопоставление личных интересов с общими (идентификация). Адаптация персонала в организации, согласно зарубежной психологии, объясняется следующими критериями: гармония между потребностью человека и требованиями социальной среды; процесс, дающий возможность достижения состояния гармонии.

Адаптация сотрудников в организации имеет отношение к работе в коллективе руководящего персонала, служащих, менеджеров. К рабочим специальностям данный процесс применяется очень редко.

Виды адаптации сотрудников компании

Отрицание. В этом случае вновь поступивший работник не принимает правил компании. Его ожидания не соответствуют действительности. Чаще всего такого сотрудника увольняют раньше окончания «испытательного срока».

Приспособленчество. Ситуация, при которой работник приспосабливается к нормам и правилам организации. Таких сотрудников большинство.

Маскирование. При такой адаптации работник показывает принятие установленных в организации норм и правил второстепенного характера. Основные требования он отрицает. Таких сотрудников относят к «группе риска». Они в любую минуту могут разорвать трудовой договор.

Индивидуальная адаптация персонала в организации. Данная разновидность «вхождения» в коллектив основывается на согласии с основными нормами и правилами предприятия, но на отрицании второстепенных ценностей. При этом работник хорошо исполняет свои обязанности, сохраняя индивидуальность.

Перед работниками «отдела кадров» стоит задача отбора сотрудников, относящихся к маскированию и индивидуальной адаптации. Также необходимо опознать несогласных индивидуумов, демонстрирующих «преданность» компании. В период отбора персонала часто возникают ошибки в работе кадровой службы. Их следует исправлять немедленно. Адаптация персонала в организации начинается с подачи основной информации новому персоналу об особенностях и условиях работы компании, в которую его принимают. Сотрудник узнает о своих служебных обязанностях, именах руководителей. Процесс адаптации может осуществляться с участием главы фирмы. Методы различные: традиционные или с использованием компьютерных технологий.

Профессиональная адаптация персонала производится с целью: облегчения приспособления работника к должности; снижения количества «минусов», связанных с процессом интеграции вновь прибывшего; правильной оценки профессиональных навыков и степени квалификации сотрудника. Адаптационный период длится около трех месяцев со дня подписания трудового соглашения.

Этапы адаптации сотрудников

Подготовительный. В этот период работника информируют о сфере деятельности и интересах предприятия. Проводится беседа ознакомительного характера, касающаяся значимых фактов истории компании. Обсуждается производимая продукция, условия труда. Работник также изучает свою должностную инструкцию.

Стабильность работы. Период характерен стабильностью выполнения поставленных задач перед сотрудником.

Подведение итогов. Окончательный этап, решающий. На данном этапе выносится окончательное решение о пригодности сотрудника.

По окончании испытательного срока руководитель предприятия предоставляет документацию в отдел кадров. В ней излагается анализ деятельности сотрудника, указывается окончательное решение начальника в отношении нового работника.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.