А. С. Пушкин, "Из Пиндемонти": анализ стихотворения. История создания

В 1836 году Александр Сергеевич трудился над каменноостровским циклом, опубликованным лишь после его кончины. М. Ю. Лотман считает, что несколько стихов из этой серии можно считать вершиной творчества Пушкина и его поэтическим завещанием. В цикле представлено как минимум 6 произведений (точная принадлежность к нему некоторых других не установлена). Из них 4 стихотворения помечены римскими цифрами. Интересующее нас произведение, "Из Пиндемонти" (жанр - стихотворение), как раз входит в этот цикл. Три других из него - "Мирская власть", "Подражание италиянскому" и "Отцы пустынники и жены непорочны". Во всех этих произведениях имеется множество религиозно-христианских символов. Однако они отсутствуют в стихе "Из Пиндемонти".

из пиндемонти анализ

История создания произведения

Именно она поможет нам пролить свет на его смысл. Что же можно сказать об интересующем нас произведении? Стихотворение "Из Пиндемонти", анализ которого мы сегодня проведем, относится к позднему творчеству автора. Его замысел возник, когда поэт предывал на даче, находящейся неподалеку от Петербурга, в 1836 г. В этом же году он оформил свой замысел в оконченное стихотворение. Однако лишь в 1855 году было издано произведение "Из Пиндемонти". Анализ этой даты показывает, что Александра Сергеевича уже не было в живых в это время (он умер в 1837 году). Таким образом, это произведение было опубликовано уже после его смерти. И это произошло не потому, что Пушкин не хотел его печатать. Напротив, он всячески старался сделать так, чтобы цензура пропустила произведение "Из Пиндемонти". Анализ, проведенный исследователями после его смерти, позволяет утверждать, что Александр Сергеевич для этого даже изменил название своего творения.

Мистификация Александра Сергеевича Пушкина

Большинство литературоведов наших дней склоняются к тому, что заглавие интересующего нас произведения - мистификация. Оно не имеет никакого отношения к сюжету самого стиха, к идее "Из Пиндемонти". Анализ показал, что текст изначально назывался "Из Alfred Musset", однако Пушкин решил сменить это название, поскольку желал видеть произведение изданным. Цензура того времени не пропустила бы в печать упоминание о великом писателе-романтике из Франции. Причина - Июльская революция, произошедшая в 1830 году. Николай I не хотел, чтобы на просторах страны распространялась информация о ней. В итоге Александр Сергеевич решил несколько изменить прежнее название, вместо имени французского писателя использовав имя Ипполито Пиндемонте, итальянского поэта.

Многие считают, что этот выбор был сделан неслучайно. У двух этих авторов встречается тема свободолюбия. Кроме того, они говорят о противостоянии человеку общественной действительности. Однако Ипполито Пиндемонте не был известен российской публике, поэтому Пушкин решил использовать его имя в произведении "Из Пиндемонте". История с мистификацией, однако, не столь однозначна. Следует сказать и о том, что подобного рода идеи (свободолюбия, противостояния) характерны в целом для такого литературного направления, как романтизм. Некоторые исследователи считают, что и у итальянца, и у француза нет значительных черт сходства с Александром Сергеевичем. Они отмечают, что факт преднамеренного введения в заблуждение читающей публики - ложная отсылка.

Композиция произведения

Стихотворение можно подразделить на 2 части (некоторые выделяют 3), которые противопоставлены одна другой. Лирический герой "Из Пиндемонти" и в той и в другой рассказывает о системе своих жизненных ценностей. Перед читателем сначала проходит ряд отрицаний социальных ролей и политических институтов. Речь идет о цензуре, войнах, налогах. Это придает стихотворению классический оттенок. Принцип, который использует здесь Пушкин, называется "исчерпывающим делением".

композиция стихотворения из пиндемонти

Принцип исчерпывающего деления

Его суть заключается в том, что мотив или тема членится на максимально возможное количество вариантов, которые перечисляются в ряду однородных конструкций. Этот принцип в поэзии является характерным для классического стиля, однако генетически связан с античной лирикой. Он был усвоен русскими поэтами в пушкинскую эпоху, но сохранил свою классическую окраску. Принцип исчерпывающего деления применяется не только в первой части. Все интересующее нас стихотворение практически полностью построено на нем. Из четырех таких "делений" состоит весь текст. Сначала Пушкин перечисляет то, о чем он не ропщет, затем - то, от кого он не хочет зависеть. Далее Александр Сергеевич говорит, что никому не собирается давать отчета, "себе лишь самому".

Вторая часть стихотворения

Ценности, воспринимаемые позитивно, представлены во второй части. Кроме того, здесь же высказывается одна из основных мыслей стихотворения. Пушкин говорит о том, что не следует "гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи для ливреи", "для власти".

Александр Сергеевич рассуждает о том, что у каждого человека есть право на физическую и духовную свободу, которое не могут у него отнять ни другие люди, ни государство. Все иные права без этого бессмысленны и фиктивны. Высшее счастье лирического героя состоит в том, чтобы быть личностью, чтобы восхищаться произведениями искусства, "дивиться" "природы красотам".

Ассоциации с античностью

Как считает С. А. Кибальник, известный литературовед, в произведении "Из Пиндемонти" Пушкин явно использовал классическую основу. Как на содержательном, так и на уровне формы (александрийский стих) рождаются ассоциации с древностью. Однако это могло бы остаться лишь на уровне оттенков, если бы из самого содержания произведения не возникали античные ассоциации. Александр Сергеевич защищает право каждого человека на внешнюю и внутреннюю свободу. Он превозносит наслаждение искусством, общение с природой. Все это противопоставляется стремлению к власти, честолюбивому желанию посвятить свою жизнь государственной службе. В творчестве Горация, древнеримского поэта, имеются похожие идеи.

лирический герой из пиндемонти

Обращение Пушкина к творчеству Горация

Его произведения интересовали Пушкина еще в годы обучения в лицее. Все перечисленные выше мотивы имеют аналоги в русской поэзии 1800-1810 гг. Речь идет, в частности, о лицейских стихотворениях Александра Сергеевича, таких как "Мечтатель", "Городок", "Послание к Юдину". Пушкин в ранний период своего творчества создавал образ поэта-эпикурейца, достаточно условный. Традиция условной поэзии Горация была отвергнута им довольно быстро. Пушкин в 1830-х годах часто обращался напрямую к достижениям античности. Он перешел от условных древнеримских и древнегреческих символов к живым образам, от сделанных на французский манер имитаций Горация к его собственной поэзии.

Эволюция Пушкина в освоении творческого наследия Горация

Мотивы, близкие к творчеству этого автора, выражают в произведении "Из Пиндемонти" непосредственные чувства Александра Сергеевича. Характер стиха очень далек от условности, настолько, что невозможно предположить возвращение к данной традиции, давно уже преодоленной. Впрочем, для творчества Александра Сергеевича 1830-х годов намного более характерно обращение напрямую к античной лирике (хотя это касается в основном переводов), чем усвоение ее мотивов и образов через призму современной поэзии. Эволюция Пушкина в освоении творческого наследия великого римского поэта происходит от античных условных символов к конкретным живым образам, от имитаций Горация во французском стиле к самому этому автору. Действительно, Александр Сергеевич написал "Я памятник себе воздвиг..." всего через 1,5 месяца после создания интересующего нас стихотворения. А перевод оды римского поэта "К Помпею Вару" относится к 1835 году. Еще раньше, в 1833 г., Александр Сергеевич трудился над переводом еще одной оды Горация - "К Меценату". Однако последняя из перечисленных работ не была окончена. Пушкин сделал перевод лишь 8 стихов из 36. Тем не менее и по этому небольшому отрывку можно проследить некоторое общее сходство этой работы со стихом "Из Пиндемонти".

из пиндемонти год

Сходство стиха "Из Пиндемонти" с одой Горация "К Меценату"

В соответствии с началом произведения Горация (в переводе "Царей потомок, Меценат...") речь идет о человеческих стремлениях, которые чужды поэту. То же самое мы видим и в стихотворении "Из Пиндемонти". Пушкин говорит о правах человека, к которым он не стремится и которыми совсем не дорожит.

Можно отметить и еще одно интересное совпадение. У Горация к желанию стать избранником непостоянной толпы присоединяются: привычка к труду земледельца, склонность к спокойной жизни, увлечение охотой, стремление к подвигам на поле брани, тяга к дальним морским путешествиям. В финале мы видим характерное для творчества этого автора противопоставление своей жизненной философии другим.

Композиционные особенности произведений Пушкина и Горация

Несомненно, можно отметить, что композиция стихотворения "Из Пиндемонти" имеет сходство с композицией оды, написанной Горацием. У римского поэта первая часть произведения, как и у Александра Сергеевича, создана по принципу исчерпывающего деления. В ней Гораций рассуждает о стремлении других людей. У Александра Сергеевича речь идет также о правах, однако о тех, к которым стремится не он, а другие, о тех, от которых кружится не одна голова. Автор стихотворения "Из Пиндемонти" развивает лишь один мотив из тех, которые имеются у Горация: государственной деятельности, власти. Римский поэт сразу же переходит к декларации собственных стремлений. У Александра Сергеевича ему предшествует объявление равнодушия к "громким правам". В заключительной, "положительной" части интересующего нас произведения можно найти сходство мотивов наслаждения искусством и природой.

Отличие произведения Пушкина от оды Горация

Что касается общей идеи, то у Пушкина она несколько иная. В противоположность множеству стремлений человека Гораций считал, что единственный путь, с помощью которого он лично может обрести счастье, - поэтическое творчество. Однако у Александра Сергеевича "счастьем" оказывается свобода. Он хочет не давать "никому отчета", "служить и угождать" только самому себе. Все это доказывает, что и образный строй, и композицию оды Горация "К Меценату" Александр Сергеевич использовал в своем произведении "Из Пиндемонти". Пушкин, тем не менее, едва ли вновь обращался к творению римского поэта. Вероятнее всего, композиция и образы оды с 1833 года сохранились в его памяти (во время работы над переводом).

из пиндемонти смысл

Отсылка к "Гамлету"

Кроме Горация, стихотворение "Из Пиндемонти" отсылает нас и к шекспировскому "Гамлету". Речь идет о троекратном повторении "слова" в стихотворении Пушкина. Александр Сергеевич употребляет его, когда делает замечание по поводу того, как власть относится к деятельности литераторов. Однако пустословием на самом деле заняты именно цари, а также необразованное население.

"Из Пиндемонти": идея

Смысл произведения Пушкина заключается в выражении любви к свободе, в противостоянии давлению, оказываемому со стороны различных общественных институтов. В стихе "Из Пиндемонти" представлена вся совокупность жизненных ценностей Александра Сергеевича. "Народ" и "власть", как низменные образования, противопоставляются великим творениям искусства и красоте природы. Поэт не хочет прислуживать государству и объявляет об этом в своем стихе "Из Пиндемонти", смысл которого был предельно ясен всем, в том числе и царю. Пушкин не понимает, почему человек должен служить государству. Естественно, что стихотворение, в котором была выражена такая мысль, да еще и открыто, просто не могла пропустить цензура. Даже смена названия не помогла Пушкину, лишь смена правителя сыграла в его пользу. В 1855 году на престол взошел Александр II. Стихотворение "Из Пиндемонти", год публикации которого - 1855-й, сразу же было представлено общественности.

Не о "французском" противостоянии политической и личной свободы, и тем более не об "итальянском" идет речь в интересующем нас стихотворении. Его содержание образует русская тема, издавна занимающая одно из главных мест в творчестве Александра Сергеевича. Это тема ухода лирического героя из царства произвола и бесправия, то есть обличения и отрицания этого царства.

из пиндемонти пушкин

"Из Пиндемонти" и "Мирская власть"

Если обратиться к одному факту, контуры этой мысли проступают еще отчетливее. Кроме "Из Пиндемонти", 5 июля 1936 года Пушкиным была завершена "Мирская власть". Это произведение является одним из самых важных у Александра Сергеевича из поэтической публицистики. Внимание автора привлек вроде бы один несущественный факт. В храме, находящемся, вероятно, в аристократической части русской столицы, начальство распорядилось поставить двух часовых с ружьем у распятия. Это необходимо было сделать якобы во избежание беспорядка. Однако Пушкин увидел в этом совсем другое - символическое выражение цинизма и лицемерия царской власти, которая отгораживает от народа господ даже во время религиозных обрядов.

Два этих стихотворения, созданных одновременно, дополняют друг друга. В разных формах Александр Сергеевич обличает общественно-политический строй, который господствовал в то время. Пушкин продолжает свою борьбу за свободу под взором цензуры, в духе своих "гимнов прежних". Он отстаивает как общественную, так и личную независимость. Пушкин понимает свободу как универсальную идею.

Синтаксис произведения

Что касается синтаксиса, отметим, что короткие высказывания, характерные для начала произведения, отличаются от объемных конструкций, представленных в его конце. Именно поэтому одухотворенно звучит перечисление сторон жизни, близких Пушкину, а список врагов свободы, напротив, грубо и приземленно.

стихотворение из пиндемонти

Произведение "Из Пиндемонти", тема которого актуальна всегда, нравится многим, особенно молодому поколению. Ведь молодежи в большей степени свойственно стремление к свободе, отрицание авторитетов. Стихотворение "Из Пиндемонти" входит в обязательную школьную программу. Оно учит молодое поколение независимости и истинным ценностям.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.