Одним из крупнейших мастеров портрета и продолжателем традиции живописи девятнадцатого века стал Валентин Серов, биография которого тесно связана с виднейшими деятелями изобразительного искусства России. Не менее значимы его пейзажи, графика, книжные иллюстрации, анималистика, историческая и даже античная живопись. "Автопортрет" Серова является своего рода визитной карточкой стиля художника.
Труженик
Человек по натуре скромный и тихий, хотя безукоризненно авторитетный среди коллег, наиболее сильное влияние оказал на творчество современников и заимел огромное количество последователей наряду с Левитаном именно Валентин Серов. Биография его тем не менее поворотными событиями не богата. Однако, если рассматривать последовательно первые его работы - "Девушка, освещённая солнцем" или "Девочка с персиками" - и последние - "Похищение Европы" или "Портрет Иды Рубинштейн" - видно, как через каких-то двадцать с небольшим лет из одного художника вырос абсолютно другой.
Это становится понятным не только по манере письма. Перед глазами зрителя как будто не один, а два живописца, которые даже жили в разных эпохах. Это говорит о том, что во времени, где жил художник Валентин Серов, биография его отмечалась творчеством, а не бытовыми подробностями. А уж время для его жизни выпало на события чрезвычайно богатое. Все переломы, все повороты в мире искусства словно запечатлены в том, что написал Валентин Серов. Биография Крамского окончилась - умер великий портретист, символ на знамени реализма передвижников, - и тут же написана картина "Девочка с персиками" (1887), словно наследство от автора "Неизвестной" получено. И ещё множество таких же примет, дат и переброшенных мостиков от одного события к другому.
Реализм - идейный или художественный?
Это было время пика, наивысшего расцвета идеи передвижничества. Творили Репин, Суриков, Поленов, Левитан. И не творчество ли такого художника, как Серов Валентин Александрович, биография которого не причисляет его к "идейным передвижникам", спровоцировало перелом и резкий поворот к образности и художественности от констатации фактов реальной жизни? Ведь влиять, направлять, даже исправлять способно высокое искусство, у которого в приоритете не ЧТО писать, а КАК. Биография Валентина Серова, художника, выбрала КАК, сделав его едва ли не чужаком среди учителей и приятелей, ни на кого не похожим.
"Девочка с персиками" - сама весна, сам свет, сама юность - на фоне гражданской скорби передвижников была подобна взрыву. Оказалось, что можно просто радоваться жизни, умиляться её краскам и благодарить за то, что жизнь вообще послана миру. Это было открытием, которое, конечно же, не все восприняли адекватно. Вне соображений гражданственности, вне принципов какой бы то ни было морали общество уже слегка отвыкло что-либо чувствовать. А тут - радость. Просто так. Коллеги-передвижники были не столько возмущены, сколько обескуражены. Но сохранил своё видение жизненных ценностей художник Валентин Серов. Биография, личная жизнь из него сделали пасынка передвижничества, но всё равно он был и оставался до конца жизни учеником знаменитого Репина, просто смотрел на жизнь с другой её стороны, что ярко демонстрирует нам работа "Девушка, освещённая солнцем".
"Хочу отрадного": Серов и Врубель
Они работали одновременно, и оба - по первоисточникам венецианского Возрождения. "Девочка на фоне персидского ковра" написана за год до "Девочки с персиками". Пара, надо сказать, контрастна во всём: ночной, сумрачный, траурный колорит, роскошь с переизбытком, статика в восточной пышности против ясного мотива чисто пленэрной живописи, серебристого света, живости и радости как в характере девочки, так и в движении кисти. Серов хотел вот такой беззаботности, лёгкости. "Я хочу, хочу отрадного!" - писал Серов из Венеции своей невесте.
И двадцатидвухлетний Серов Валентин Александрович, биография которого только начиналась, передавал в этих портретах само воплощение радости. Учитель обучал Серова в Париже, но не на опыте старых мастеров, коих в тамошних музеях несчитано, нет, Репин всегда говорил только об изучении натуры. Но для Серова предшественники были очень важны, и ему удалось воссоединить прерванную связь времён, вернув прежние - вечные! - ценности искусства: это качество, совершенство, красота, гармония - все соображения высшего художественного порядка. Портрет художника Левитана, например, написан в строгой классической манере.
Детство
Каждый творец должен быть воспитан в традициях прекрасного, но не всем повезло родиться в творческой семье, как это случилось с таким замечательным художником, как Серов Валентин Александрович. Биография художника получилась спокойной, без особенных всплесков, хотя с самого детства предпосылки были иными. Он воспитывался в артистическом обществе: отец его был музыкальный критик и композитор достаточно известный, почитатель Вагнера, которого страстно пропагандировал. Поздняя любовь - в сорок три года Александр Николаевич женился на семнадцатилетней ученице Валентине Бергман - была вознаграждена рождением единственного сына. Валентина Семёновна была буквально одержима идеями Чернышевского, вплоть до нигилизма, и на воспитание сына это весьма повлияло.
В доме постоянно были гости, хорошие друзья его отца: Тургенев, например, Антокольский, Ге, который был чрезвычайно ласков с мальчиком и рисовал ему лошадок в альбоме. Часто собравшиеся нигилисты мешали своими спорами слушать фрагменты нового сочинения отца, но эта суетность и шумность в сочетании с любовью давали не избалованному родительским вниманием мальчику время быть с собой, размышлять, наблюдать. В шесть лет его постигла первая утрата - умер горячо любимый отец. Валентина Семёновна была очень занята общественной жизнью, но всё бросила, как только обнаружились настоящие пристрастия сына, и это была не музыка, как вдруг оказалось. Биография Валентина Серова, художника милостью Божией, началась с обучения у настоящего мастера.
Репин
Мать увезла шестилетнего сына в Париж, где в то время жил её хороший знакомый - Илья Ефимович Репин, уже прославившийся своими "Бурлаками на Волге", отдала мальчика в обучение и занялась общественными делами. Вот и остался почти в одиночестве Серов Валентин Александрович. Краткая биография и та обычно отмечает, что именно отсюда, от одиночества, и произошли не только замкнутость и угрюмость, которые были характерны для художника всю его жизнь, но и неистребимое стремление к свету, общению, красоте и радости. Единственным развлечением будущего мастера были только занятия - самостоятельные и с учителем.
Далее, с 1875 года, уже в России, куда вернулся и Репин, стал скитальцем по воле матери Серов Валентин Александрович. Краткая биография того периода может быть выражена двумя словами - жизнь кочевая. Лишь через три года занятия с Репиным продолжились. Мастер взял Серова практически в семью: жили в одном доме, вместе ездили на пленэры, остальное время мальчик копировал холсты учителя и рисовал, рисовал, рисовал - с натуры, с гипсов, натюрморты, пейзажи, портреты, в том числе и горячо любимого учителя. Портретов Репина у Серова очень много, вот этот - один из самых известных.
Академия художеств
В 1880 году Серов легко поступил в академию, а через пять лет легко и покинул, взяв отпуск по болезни и никогда не вернувшись. Учился он у Чистякова, который уже выпустил целую плеяду настоящих художников: Врубель, Репин, Поленов, Суриков... Педагог это был чрезвычайно строгий. Серов считал его мнение даже авторитетнее мнения Репина. Наверное, потому, что Павел Петрович был первым, кто указал ему на сокровища старых мастеров. От Чистякова эта серовская вдумчивость письма. Биография Валентина Серова, художника весьма тщательного, говорит о кропотливой и очень медленной работе, чему удивлялись все коллеги. Но иначе работать Серов не умел, да и не хотел. Впрочем, Чистякову именно это качество ученика и нравилось более всего.
Благодаря деятельности матери, Валентин Серов был вхож в дом знаменитых меценатов Мамонтовых. Его приглашали в Абрамцево, где культом был театр, и почти до конца жизни знакомые из этого круга Валентина иначе, чем Антошей, и не называли, настолько ему удалась его роль. Серов был неподражаем в этих домашних спектаклях, имея явный дар комика, пантомимиста, он заставлял зрителей покатываться от смеха, сам же оставаясь невозмутимым. К тому же Савва Мамонтов обеспечивал художника заказами на портреты заезжих знаменитостей, а это и практика, и жизнь без голода и лишений. Один из таких портретов, выставлявшийся в экспозиции московских художников, организованной меценатом, был не только замечен, но и одобрен знатоками.
Признание
Две первые настоящие (и оставшиеся самыми знаменитыми) картины сделали нашего героя не только популярным, но и опередившим всех других молодых живописцев того времени. Врубель был в Киеве, его знал только самый узкий круг меценатов и художников, и к Мамонтову его привёл именно Валентин Серов. Биография, личная жизнь и даже дружеское общение в которую не вписываются из-за всепоглощающей работы, наполняется только творчеством. И в этих обстоятельствах Врубель далеко не сразу был понят окружающими, в отличие от Серова.
Мамонтов откровенно глумился над ним даже в застолье. Не совсем поняли тогда и Константина Коровина, которого Савва часами мог морить в передней, ожидая приёма, а картины у него покупал не просто за бесценок, но и с издевательствами. Врубелю заказал за три тысячи рублей панно, а когда оно было готово (и по-врубелевски готово, то есть талантливо необычайно), дал десять рублей с обидными шуточками. Многое терпели от меценатов по-настоящему нищие художники.
Серов казался между ними просто любимцем богов. У него и правда всё шло хорошо - даже в личной жизни, что редкость. Только очень счастливый человек так глубоко чувствует внутренний мир ребёнка. Сыновья Серова Юра и Саша охотно позировали отцу, и при всей их похожести друг на друга художник сумел всё-таки передать разницу - позами, жестами. Здесь они спокойно созерцают что-то в мире своих безмятежных детских фантазий. И так благостно смотреть на такие портреты - душа радуется. Поэтому немудрено, что Серова окружающие любили.
Манера письма
Итак, в первых рядах оказался художник Валентин Серов. Биография, личная жизнь могли бы сложиться радужно и блестяще. От него ждали аналогичного началу и продолжения: столько же солнца. такую же безмятежность. Но в этом жанре - пленэрном - Серов уже всё показал, что хотел. Он стал планомерно усложнять свои картины, не повторяясь ни в чём, а если изредка и возвращался в пленэризм, то явно для того, чтобы не забыть, как это делается. Хотя, надо сказать, что даже эти две первые картины значительно отличаются друг от друга манерой письма.
"Девочка с персиками" - чистый импрессионизм, юный, как сама модель, подвижная, даже стремительная живопись. "Девушка, освещённая солнцем" - модель Мария Симонович - с другим темпом жизни, иной пластикой. Возраст модели другой, мироощущение - соответственно. И Серов пишет иначе: живопись густая, плотная, неторопливая, цветовые пятна мозаичны, напоминают письмо Врубеля, стилем которого Серов был тогда увлечён. Здесь описано более длительное состояние природы и человека - явный постимпрессионизм. Весна и лето. Утренняя девочка и девушка в полдень.
Ольга Фёдоровна
После этих прекрасных сопоставлений было создано несколько работ - похожих, но с другими превосходно выполненными художественными задачами. Портрет жены его Ольги Фёдоровны, например. Чисто портретные проблемы были решены высокопрофессионально и мастерски: тоже пленэрная живопись, модель сидит спокойно, роща на втором плане, белая блузка с бликами, черты лица затенены шляпкой, характерная застенчивая сутулость... Ольга Фёдоровна была очень хрупкой, нежность её словно просвечивала изнутри, слегка пугливая, но всегда старающаяся казаться естественной, - всё это вместе с поведенческими нюансами и весь характер модели перед зрителями оказались, как на ладони.
Ещё из многих превосходных работ этого периода жизни художника можно упомянуть два портрета Софьи Драгомировой как свидетельство непреклонного роста и серовского мастерства, и серовской славы. У генерала (отца модели) в доме висело два портрета дочери, писанных одновременно - Репина и Серова. Сначала все гости интересовались портретом Репина и могли даже не спросить, кто автор другого портрета, через несколько лет спрашивали о портрете Серова, а висящий рядом репинский отмечали равнодушным: "А-а-а, Репин..." Вот таким был Валентин Серов. Краткая биография вмещает в себя огромное творчество, которое многими веками будет радовать и направлять людей к свету, к тому "отрадному", что было целью всей жизни художника.