Действительно, если подходить серьезно к работе с биографией творца, не забираясь в личную, сокровенную, частную жизнь, которую порядочный человек сам уберегает от нескромных взглядов, то оказывается, что его жизнь заключена в его произведениях. Эта чеховская мысль относится ко всем без исключения, в том числе и к такому человеку, как Константин Алексеевич Коровин.
Детство
Будущий художник родился в Москве в 1861 году. Семья деда Михаила Емельяновича была старообрядческая, то есть все обычаи старины строго соблюдались. У деда было дело, которое кормило всю семью - «ямской извоз». Надо пояснить, что сеть железных дорог разовьется намного позже, лет через 25-30, а пока письма и посылки перевозят на лошадях ямщики, в основном государственные. Но этим делом любили заниматься и частные люди, которые при этом надолго не отрывались от семьи. Самые удачливые из них постепенно нарабатывали капитал и вес в обществе. Дед вышел в купцы первой гильдии. Это был человек, который, обладая капиталом, помог получить художественное образование будущему пейзажисту Каменеву. А также помогал передвижнику И.М. Прянишникову. Сыну он дал университетское образование. Но после его смерти семья разорилась, так как отец будущего живописца не обладал деловой хваткой. Маленький Константин Коровин вместе с семьей переезжает в Большие Мытищи. А мать, которая рисовала акварелью и играла на арфе, привила детям любовь к искусству.
Учеба
В 14 лет подросток поступает в Московское училище живописи и ваяния. В это время семья почти нищенствует. Однако Константин Коровин учится у выдающихся учителей. Сначала у А.К.Саврасова, а затем у В.Д. Поленова. Они оказали на него решающее влияние, хотя юноша присматривался к работе и И.М. Прянишникова, и В.Г. Перова.
Поэтика и лиризм, которые всегда присутствуют в работах А.К. Саврасова, его умение найти незаметные уголки природы, сказалась в работах Коровина «Поздний снег» и «Ранняя весна».
На пути к импрессионизму
В.Д. Поленов первый из учителей стал рассказывать своим ученикам о работах импрессионистов. Находясь под обаянием нового направления, Константин Коровин пишет «Портрет хористки», который стал этапным в русской живописи.
Он передал средствами живописи (цветом, его рефлексами, светом) связь девушки и природы. Ему в это время всего 22 года, и он испытывает естественную гордость по поводу этой работы. Но современники далеко не все понимали значение этой картины, не чувствовали, что в России в живописи открывается новая веха.Годы, проведенные в училище, не дали ему званий, как, впрочем, и И.И. Левитану, но взрастили в нем художника-профессионала, великолепного колориста и поэта.
Знакомство с Саввой Морозовым
В кружке С.И. Мамонтова как декоратор начал свою деятельность Константин Коровин. Художник создает декорации к «Аиде», «Лакме», «Кармен», которые, к сожалению, не сохранились. Здесь он выработал свои те принципы, которые позже будут им использованы при работе, например, в Мариинском театре при постановках «Князя Игоря», «Хованщины»: цвета работы художника, их «легкость», должны помогать войти исполнителю в образ.
Работы в Мариинском и Большом театре поставили его в ряд реформаторов сцены, таких как А. Н. Бенуа, Л.С. Бакст, А.Я. Головин.Влияние импрессионизма
В 80-х года Константин Коровин стал регулярно выезжать за границу. Изучал работы импрессионистов. Начал рисовать женские фигуры, помещая их против света. В работах 90-х годов появились новые интересные картины, «Бумажные фонари», например, с ярким колоритом и виртуозным исполнением.
Париж имел особое обаяние, которое художник передавал в своих полотнах. Это и пробуждение города («Париж утром»), и сияние огней по вечерам ( «Бульвар Капуцинок»), и «Париж после дождя», и «Парижское кафе».
Особое место в его творчестве занимает Крым, куда он приезжал навестить заболевшего Чехова. В этот период написана пронизанная светом картина «Балкон в Крыму». Позже - «Гурзуф».
После революции художник потерял свою мастерскую, холсты, краски. Однако успел запечатлеть Большой Москворецкий мост.
Это изображение интересно сравнить с нынешним мостом. Переехав из столицы в Тверской край, он продолжает работать. Тогда создается «Портрет Вахтангова» и «Портрет Шаляпина».В 1922 году художник уезжает сначала в Германию, а потом во Францию. Скончался он в 1939 году. К этому времени он потерял зрение и уже не мог работать как живописец. Поиски нового языка, новые и новые картины – это и есть Константин Коровин. Биография заключена в его работах.
Искусство Константина Коровина – это искусство большого талантливого мастера, с великолепным колоритом и поэтическим взглядом на жизнь. Не напрасно прожил долгую жизнь живописец Константин Коровин. Картины художника - каждый раз откровение, неожиданный взгляд, полный любви и восторга перед жизнью.