Кристофер Толкин (фото см. ниже) – младший сын Джона Рональда Руэла Толкина, автора таких культовых произведений, как «Властелин Колец», «Хоббит, или Туда и обратно» и «Сильмариллион». Кристофер провел монументальную редакторскую работу над неоконченными проектами своего отца. Благодаря этому в печать вышли «Сильмариллион», «История Средиземья», письма и эссе Толкина-старшего и некоторые другие его литературные труды.
Биография
Толкин Кристофер Руэл родился в английском городе Лидсе в 1924 году. В 19 лет, во время Второй мировой войны, он записался в ряды королевской авиации и некоторое время провел в активной службе. После победы союзных войск был переведен в резерв.
Покончив с карьерой военного летчика, Кристофер Толкин пошел по стопам отца. В 1949 году он окончил Оксфордский университет по специальности «Английский язык». Через несколько лет он получил второе образование в области литературы. В 60 – 70-х годах занимал тот же пост, что и его отец, – был профессором английского языка в Оксфордском университете.
Редакторская работа над произведениями отца
Фактически работать над произведениями Джона Рональда Руэла Толкина его сын Кристофер начал с самого детства, когда был первым слушателем и читателем сказок Бильбо Бэггинса, впоследствии ставших романом «Хоббит, или Туда и обратно». Во время пятнадцатилетней работы над «Властелином Колец» младший сын предлагал отцу уже куда более конструктивную критику и помог создать полную карту Средиземья, которая используется по сей день.
Когда Кристофер достиг совершеннолетия – в Англии это 21 год – отец пригласил его принять участие в заседаниях клуба «Инклингов» в Оксфорде. Молодой Кристофер участвовал в литературных дискуссиях на различные темы с такими гигантами жанра «высокого фэнтези», как Клайв Льюис, Чарльз Уильямс и Роджер Грин. Высокие литературные идеалы отца и его товарищей по клубу произвели глубокое впечатление на Кристофера и помогли ему лучше понять работу отца, что в свою очередь позволило ему собрать, отредактировать (а в некоторых случаях и дописать) и выпустить в печать незавершенные проекты Джона Рональда Руэла Толкина.
Упорной работе Кристофера Толкина поклонники «Властелина Колец» обязаны такими культовыми произведениями, как «Сильмариллион», «Дети Хурина» и богатым сборником историй, раскрывающим историю Средиземья. Кроме кропотливой работы над созданием карты, Кристофер, на основе манускриптов отца, собрал очень богатый словарь языков, на которых говорят обитатели этого волшебного континента.
«Сильмариллион»
После смерти Джона Рональда Руэла Толкина на плечи его сына Кристофера легла сложная задача – выпустить в печать недописанную книгу, которую издатель «Хоббита» и «Властелина» изначально отклонил. Кристофер использовал ранние работы, которые его отец назвал «Книгой потерянных сказаний», черновики «Сильмариллиона» и высказанные желания отца относительно его публикации.
«Сильмариллион» представляет собой историю Арды – мира, частью которого является Средиземье. Книга состоит из пяти частей:
- «Песнь Айнур, или Айнулиндалэ» – повествующая о сотворении мира с помощью песни Илуватара и Айнур. В ней рассказывается о создании Эа – вселенной, в которой первая музыкальная тема, предложенная Илуватаром (создателем) и подхваченная Айнур (силами) создала Арду – зримый и ощущаемый мир. Вторая музыкальная тема дала очертания этому мира и впитала в себя силу каждого из Айнур. Третья тема была спета Илуватаром в одиночестве и дала жизнь детям Илуватара, эльфам (перворожденным) и людям (смертным).
- «Валаквента, или История Валар» – собрание характеристик и описаний Валар, Майар и Мелькора. Согласно второй части «Сильмариллиона», те из Айнур, кто пожелал отправиться в Арду навстречу перворожденным, были отпущены Илуватаром из Эа и обрели четкие характеристики. Эльфы назвали их Стихиями, или на высоком эльфийском – Валар. У них есть помощники, уступающие в могуществе и силе – Майар. Мелькор – один из самых сильных Айнур, ослушавшийся Илуватара, внесший диссонанс в его музыку и покинувший Эа. По прототипу библейского Люцифера, он стал в Арде прародителем зла и главным врагом Валар.
- «Квента Сильмариллион, или История Сильмариллов» – сказание о драгоценных камнях, созданных эльфийским умельцем Феанором, в которых был сохранен свет Арды. Это самая объемная часть «Сильмариллиона», в которой описана вся Первая Эпоха.
- «Акаллабет, или Падение Нуменора» – сказание, фокусом которого являются вторые из детей Илуватара – люди. Четвертая часть рассказывает о создании величайшего их царства, его расцвете, упадке и крахе, результатом которого стало сокрытие Валинора – земли Валар – за пределами Арды.
- «О Кольцах Власти» – заключительная часть книги, повествующая о событиях Третьей Эпохи, частично раскрытых в «Хоббите» и «Властелине Колец».
«История Средиземья»
Самый масштабный проект редакторской работы Кристофера Толкина под общим названием «История Средиземья» включает в себя 12 томов. В этот посмертно изданный сборник входят все ранние произведения Джона Толкина, а также его черновики, записки, эссе и письма, которые отредактировал Кристофер Толкин. Жена Кристофера занималась редакцией писем своего тестя.
Серия не поддерживается определенной сюжетной линии и жанрового постоянства, включая в себя поэмы, песни, стихи и публицистику. Первые два тома «Истории» составляют ранние и поздние произведения Толкина-старшего, собранные им в «Книгу Утраченных Сказаний».
«Утраченные Сказания»
После издания «Сильмариллиона» в руки Кристофера попали еще несколько черновиков и рукописей с наработками историй, уже выпущенных в книге. По словам самого Толкина-младшего, будь эти рукописи в его распоряжении во время работы над «Сильмариллионом», книга вышла бы совсем другой.
По своей сути, первые два тома «Истории Средиземья» рассказывают о тех же событиях, что и «Сильмариллион», но с существенными дополнениями, а кое-где даже с отличиями. Джон Толкин часто менял названия мест и народов Средиземья и Арды, поэтому, опубликованные в «Книге утраченных сказаний» черновики, вносят путаницу в хронологическую и сюжетную линию вымышленной вселенной. Именно поэтому Кристофер провел масштабную работу, снабдив ранние творения отца своими пояснениями и отсылками к более поздним работам.
«Дети Хурина»
Предполагаемый роман, над которым Толкин-отец начал работать еще в молодости, так и остался незавершенным. Трагическая история Турина Турамбара и Ниэнор была дописана Кристофером Толкином до объема повести и выпущена в печать в 2007 году. По словам Кристофера, некоторые элементы сюжета ему пришлось дописывать самому.
Авторские права и экранизации произведений
Поскольку Кристофер является единственным из детей Джона Толкина, он главный управляющий фонда Tolkien Estates, обладающего авторскими правами на произведения писателя. В связи с этим на протяжении многих лет возникали неполадки и неурядицы, особенно относительно экранизаций «Хоббита» и «Властелина Колец», которым категорически противился Толкин Кристофер. Права на воплощение истории на экранах, однако, были проданы еще при жизни его отца.
Впервые разговоры об экранизации «Властелина» пошли еще тогда, когда жив был сам автор романа, который, стоит упомянуть, не был в особом восторге от идеи создания фильма, однако и не сопротивлялся. Джон Толкин некоторое время даже участвовал в работе над сценарием к постановочному фильму, но умер, так и не успев завершить дело до конца.
Автор, однако, успел продать права на экранизацию, а после его смерти у фонда были выкуплены также названия и персонажи, в связи с чем Кристофер Толкин никак не может повлиять на содержание кинолент по двум произведениям, изданным при жизни его отца.
Отношение к экранизациям Питера Джексона
Несмотря на то что кинотрилогия «Властелин Колец» Питера Джексона универсально признана лучшей из существующих экранизаций, Толкин Кристофер, дети которого сотрудничали со съемочной группой, достаточно жестко осудил неверную трактовку произведения. В интервью газете LeMonde он жаловался на то, что «Властелин» — это не просто произведение в жанре «экшн», не красиво написанный боевик, а гораздо более комплексный роман, способный повлиять на восприятие мира. Питер Джексон убрал из трилогии все самое глубокое и сложное и превратил ее в простое кино для молодежи.
Такое отношение к работе режиссера и разногласия с кинокомпанией относительно отчислений привели к накаленным спорам и судебным разбирательствам, которые значительно замедлили съемки «Хоббита» и породили своего рода противостояние «Кристофер Толкин против Питера Джексона».