Что вносит философская антропология в постижение человека: взгляд сквозь время

На протяжении столетий в построение этой философской системы вносили свою долю мыслители разных философских школ, от Платона и Аристотеля до Канта и Фейербаха. Однако антропологический принцип не принимался марксистски ориентированными философами, так как сам Маркс выстраивал свою систему на критике Фейербаха, уличенного им в излишнем «натурализме». Личность человека, как мы помним из курса истмата, определяется суммой его отношений в обществе, и ничем более.

проблема человека философская антропология

Само понятие «философская антропология» было предложено Максом Шелером в работе «Человек и история» в 1926 году. Он определил ее как фундаментальную науку о человеческой природе, включающую биологические, психологические, социальные и метафизические аспекты человеческого бытия.

Стремление понять себя

Что вносит философская антропология в постижение человека? В ХХ веке накопилась масса эмпирических знаний, добытых отдельными научными дисциплинами, изучающими человека. Назрела необходимость их обобщения и структурирования в свете проблемы человеческого существования.

Это и обусловило появление философской антропологии, подобно полноводной реке, принимающей в свое русло многочисленные притоки и несущей к океану все, что собрано и впитано на ее долгом пути.

Как постулирует философская антропология, природа человека определяется его специфическими отношениями с окружением, в котором он пребывает, включая природу, социум и космос.

Что движет человеком?

Как утверждал Шелер, интерес философии к человеку развивался скачкообразно: «антропологические» эпохи сменялись менее гуманистическими. Но каким бы ни было положение человека в той или иной исторической ситуации, его самосознание продолжало стремиться к расширению.

что вносит философская антропология в постижение человека

По мнению Бубера, особенно привлекательной во времена социальной нестабильности становится проблема человека. Философская антропология стремится объяснить причины неустроенности и одиночества человека перед лицом мировых катаклизмов.

Накануне Второй мировой Шелер определяет человека как существо созерцающее, постигающее мир через открытое сердце. Плеснер делает акцент на его «приговоренности» к непрерывному самосовершенствованию, а Гелен развивает концепцию стремления человека к проявлению себя через различные аспекты культуры.

Предмет философской антропологии

Итак, человек в совокупности всех его отношений с миром был определен философской антропологией в качестве предмета исследования. Но при этом сама она по-прежнему понималась неоднозначно. Эта размытость смыслового содержания сохраняется и в наше время.

Как отмечает П.С. Гуревич, существует три основных вариации в толковании понятия «философская антропология». Каждое понимание основано на том, что вносит философская антропология в постижение человека. Однако при этом акцент делается на разных аспектах: отдельной области философского знания, собственно философском направлении и специфическом методе познания.

Так что вносит философская антропология в постижение человека?

XXI век с его предчувствиями, пророчествами и все ускоряющимся техническим прогрессом подталкивает научное сообщество к более углубленному изучению феномена человека. На форумах ученых всерьез обсуждается возможность дополнения традиционных научных методов познания разнообразными ненаучными способами, будь то искусство, религиозно-мистические прозрения, эзотерические концепции или исследование бессознательного.

философская антропология природа человека

Идея целостности, холистичности – это то, что вносит философская антропология в постижение человека. Ответы на непростые вопросы о способности человека изменять себя и мир можно получить, если собрать воедино весь накопленный человечеством опыт о самом себе.

Взгляд сквозь время

Во времена Античности познание концентрировалось на природе и космосе, в Средние века человек уже становится элементом упорядоченной Богом конструкции мира. Эпоха Просвещения возвела в абсолют человеческий разум, позволив ему ощутить себя познающим субъектом.

что вносит философская антропология в постижение человека ответы

Появление теории Дарвина направило мышление в сторону углубленного познания биологии человека, и, наконец, в ХХ столетии все эти усилия преобразовались в новую дисциплину – философскую антропологию.

Как можно ответить, что вносит философская антропология в постижение человека? Ее основатель М. Шелер выразился по этому поводу не без юмора: "Теперь человек уже не знает, кто он, но зато он об этом информирован".

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.