Эпоха Просвещения охватывает приблизительно 17-18 века. Она началась в Англии в конце 17 века после научной революции и распространилась затем на другие европейские страны, особенно Францию. Точная датировка эпохи Просвещения неоднозначна. Обычно ее начало относят к концу 17 века или даже к его середине с выходом работы Декарта "Рассуждение о методе" в 1637 году. Конец эпохи часто связывают со смертью Вольтера в 1778 году.
Начало в Англии
Эпоха Просвещения началась в конце XVII века в Англии. Основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637 год). В Англии влияние оказали идеи Ньютона и Локка. Для этого периода был характерен религиозный компромисс и вера в упорядоченность мира.
Важную роль сыграло развитие деизма, который стал связующим звеном между реформацией и идеями Просвещения. Деизм отрицал божественное откровение и рассматривал Бога как создателя мира, который далее не вмешивается в его развитие. Деизм стал основой для «естественной религии» просветителей.
Таким образом, в Англии в конце XVII - начале XVIII века сформировались предпосылки для распространения идей Просвещения. Здесь произошел отказ от религиозного мировоззрения в пользу разума как главного инструмента познания.
Распространение по Европе
Начавшись в Англии, идеи Просвещения распространились во Франции, Германии, России и других европейских странах. В каждой стране Просвещение приобретало свои особенности, отражающие местную специфику. Во Франции «эпоха Просвещения» была представлена такими мыслителями, как Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро. Они подвергали критике существующие политические и социальные институты с позиций разума и естественных прав. Французские просветители оказали влияние на всю Европу.
В Германии просветители больше занимались решением религиозных и моральных вопросов. Одним из центров немецкого Просвещения стал Берлин при короле Фридрихе Великом. Здесь работали философы Христиан Вольф, Моисей Мендельсон, Готхольд Лессинг. В России идеи Просвещения нашли отражение в реформах Екатерины Второй и в творчестве А.Н. Радищева, Н.И. Новикова, Д.И. Фонвизина. Русское Просвещение имело свои особенности, связанные с крепостным правом и самодержавием. Таким образом, несмотря на национальные различия, во всей Европе шел процесс перехода от религиозного мировоззрения к разуму и науке как основным способам познания мира. Это сближало просветительское движение разных стран.
Влияние французских просветителей
Французские просветители XVIII века оказали огромное влияние на всю Европу. К ним относятся Вольтер, Монтескье, Руссо, Дидро, Гельвеций, Гольбах и др. Их идеи сыграли важную роль в формировании эпохи Просвещения. Вольтер был одним из самых известных деятелей французского и европейского Просвещения. Он выступал против деспотизма и религиозного фанатизма, отстаивал принципы веротерпимости. Его философские повести и романы пользовались огромной популярностью по всей Европе.
Шарль Монтескье сформулировал теорию разделения властей, которая легла в основу современной демократии. В работе «О духе законов» он проанализировал различные формы правления. Жан-Жак Руссо развил теорию общественного договора и народного суверенитета. Его работы оказали влияние на либеральные и демократические движения в Европе и Америке.
Дени Дидро был организатором и автором «Энциклопедии» - обобщающего труда по наукам, искусству и ремеслам. Энциклопедия способствовала распространению просветительских идей. Таким образом, французские мыслители внесли неоценимый вклад в формирование европейской культуры Нового времени. Их идеи легли в основу политических реформ и социальных преобразований.
Неоднозначность датировки
Существуют разные точки зрения относительно того, когда именно началась и закончилась эпоха Просвещения. Это связано с тем, что Просвещение не было единым философским течением, а представляло собой комплекс идей, которые постепенно распространялись по Европе. Одни историки считают, что Просвещение началось в середине XVII века с работ Рене Декарта и Фрэнсиса Бэкона. Другие относят начало Просвещения к середине XVIII века, когда идеи просветителей получили широкое распространение.
Часто концом эпохи называют 1778-1789 годы - период смерти Вольтера и Руссо до начала Великой французской революции. Однако некоторые считают, что Просвещение завершилось только после наполеоновских войн в начале XIX века. Таким образом, точная датировка эпохи Просвещения затруднена. Это был длительный переходный период от средневекового мировоззрения к новому времени. Тем не менее, XVIII век считается временем расцвета идей Просвещения.
Работа Декарта как начало
Многие исследователи считают, что началом эпохи Просвещения можно считать работу Рене Декарта «Рассуждение о методе», опубликованную в 1637 году. Этот труд заложил основы рационализма и научного метода познания. В «Рассуждении о методе» Декарт пишет о необходимости сомневаться во всем, отбрасывать предрассудки и искать рациональное знание. Он предлагает следовать четырем правилам:
- Никогда не принимать за истинное ничего, что я не признаю с очевидностью таковым.
- Делить каждую из рассматриваемых мной трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.
- Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных.
- Делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеобъемлющие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.
Эти принципы легли в основу научного познания. Декарт противопоставил веру в авторитеты проверке любых утверждений разумом. Его идеи оказали большое влияние на последующих мыслителей эпохи Просвещения. Таким образом, «Рассуждение о методе» Декарта стало важной вехой на пути перехода к новому рациональному мировоззрению, характерному для Просвещения.
Смерть Вольтера как конец
Смерть Вольтера в 1778 году часто рассматривается как конец «эпохи Просвещения». Вольтер был одним из самых ярких представителей французского Просвещения и оказал огромное влияние на европейскую культуру. На протяжении всей своей жизни Вольтер выступал за веротерпимость, свободу совести, разум и гуманизм. Он резко критиковал церковь и отстаивал принцип разделения церкви и государства. Его философские повести и романы, такие как «Кандид» и «Простодушный», пользовались огромной популярностью и распространяли идеи Просвещения.
Будучи одним из самых авторитетных интеллектуалов Европы, Вольтер олицетворял собой дух свободомыслия и рациональной критики авторитетов. После его смерти в 1778 году идеи Просвещения продолжали распространяться, но движение утратило своего яркого лидера и вдохновителя. Поэтому для многих историков смерть Вольтера ознаменовала конец наиболее активной и плодотворной фазы «эпохи Просвещения». Хотя отдельные просветительские идеи продолжали развиваться и после, уход Вольтера стал символической вехой в истории этого интеллектуального течения.
Связь с революциями 17 и 18 веков
Многие исследователи связывают начало и конец «эпохи Просвещения» с двумя революциями - в Англии в конце 17 века и во Франции в конце 18 века. «Славная революция» в Англии 1688 года закрепила парламентские свободы, права граждан и конституционную монархию. Она заложила основы для развития идей Просвещения в Англии, где они изначально и возникли.
Великая французская революция 1789 года во многом воплотила в жизнь идеалы и принципы, сформулированные французскими просветителями. Она утвердила свободу, равенство, суверенитет народа, права человека. Таким образом, эти две революции можно рассматривать как рубежные события, которые оказали прямое воздействие на развитие и распространение идей «эпохи Просвещения» в Европе.
Популяризация знаний
Одной из важнейших черт эпохи Просвещения было стремление распространять знания и сделать их доступными широким слоям населения. Ученые нового типа хотели популяризировать достижения науки, чтобы они приносили пользу обществу. Знания перестали быть привилегией узкого круга посвященных. Впервые появляются издания, ориентированные на женщин. Например, в 1737 году Франческо Альгаротти опубликовал книгу «Ньютонианизм для дам». Дэвид Юм в 1741 году обращается к читательницам в начале своего эссе об истории.
Кульминацией стремления распространить знания стала публикация «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» под редакцией Дидро и д’Аламбера в 1751-1780 годах. Этот фундаментальный 35-томный труд собрал все доступные на тот момент знания человечества. Помимо общих энциклопедий, появляются специальные энциклопедии отдельных наук. На смену латыни приходят современные языки, прежде всего французский. Ведутся дискуссии о преимуществах новых языков перед латынью. Таким образом, в эпоху Просвещения знания вышли за пределы узкого круга и стали достоянием широкой общественности. Это способствовало распространению передовых идей и критического мышления.
Естественная религия и мораль
Одной из центральных идей эпохи Просвещения стало стремление найти естественные принципы человеческой жизни при помощи разума. Это коснулось и религии. Философы говорили о «естественной религии», основанной на здравом смысле, а не на откровении. Большинство просветителей были последователями деизма. Они верили в Бога-творца, который установил законы природы, но затем перестал вмешиваться в мир. Отвергалось божественное откровение христианства, которое считалось источником суеверий.
Взамен предлагалась естественная религия, отождествленная с моралью. Ее заповеди должны быть разумными и универсальными для всех людей. Религия отодвигалась в сферу личной жизни, а общественная мораль становилась светской. Таким образом, просветители пытались заменить традиционную религиозную мораль рациональной системой морали, основанной на здравом смысле и полезности для общества. Это было важной частью их стремления переустроить жизнь на разумных началах.
Научный метод познания
В эпоху Просвещения произошел переход от религиозного мировоззрения к научному. Разум стал рассматриваться как главный инструмент познания человека и общества. На смену догмам пришел научный подход. Философы Просвещения опирались на достижения науки XVII века, прежде всего Ньютона. Они верили в разумный и познаваемый порядок природы. Изучение этого порядка должно привести к прогрессу.
Характерно стремление просветителей к систематизации и классификации знаний, к поиску общих принципов и законов развития. Научный метод применялся во всех областях - от естествознания до изучения общества и морали. Таким образом, эпоха Просвещения утвердила научный подход к познанию мира. Это имело огромное значение для последующего развития науки и философии.
Критика традиционных институтов
Одной из главных черт философии эпохи Просвещения была критика традиционных институтов и авторитетов. Просветители подвергали резкой критике существующие обычаи, мораль, политический строй. Особенно острой критике подвергалась церковь и религиозные догмы. Верховенство разума несовместимо было с верой в откровение. Просветители требовали свободы совести.
Не меньшей критике подвергалась и абсолютная монархия, основанная на божественном праве королей. Философы обосновывали право народа контролировать власть. Таким образом, опора на разум позволила просветителям подвергнуть резкой критике устои старого порядка и поставить вопрос о необходимости реформ.
Реформы общественной жизни
Под влиянием идей Просвещения были предприняты реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь («просвещенный абсолютизм»). Но наиболее значительным последствием идей Просвещения стали Американская революция и Великая французская революция в конце XVIII века. Эти революции привели к созданию новых государств с республиканским строем и провозглашению основных прав и свобод человека.
В начале XIX века эпоха Просвещения вызвала против себя реакцию, которая, с одной стороны, была возвращением к старому теологическому миросозерцанию, с другой - обращением к изучению исторической деятельности, которая была в большом пренебрежении у идеологов XVIII века.
Влияние на этику и культуру
Идеи эпохи Просвещения оказали большое влияние на этику и культурную жизнь Европы и Америки в последующие столетия. Основные принципы Просвещения - рационализм, свободомыслие, гуманизм, естественные права человека - легли в основу современных этических и культурных ценностей.
Благодаря Просвещению произошло освобождение общественного сознания от догм церкви и утвердился принцип светскости культуры. На первый план вышли научный подход к познанию мира и критическое мышление. Это привело к бурному развитию науки и появлению множества технических изобретений, которые изменили облик цивилизации.
В области этики произошел отказ от религиозной морали в пользу светских этических учений, основанных на разуме и естественном праве. Появились идеи о неотъемлемых правах и свободах каждого человека. Это привело к отмене рабства, утверждению принципов равенства, справедливости и терпимости.
Большое воздействие оказала эпоха Просвещения на литературу и искусство. Появились новые художественные направления - классицизм, сентиментализм, рококо. Важную роль в культуре стала играть философская и научно-популярная литература. Однако влияние идей Просвещения было неоднозначным. Некоторые мыслители (Хоркхаймер, Адорно) полагали, что рационализм и радикализм просветителей несли в себе зерно тоталитаризма, которое впоследствии дало всходы в виде фашизма и нацизма. Другие исследователи, напротив, видят прямую связь между Просвещением и либерализмом, демократией, правами человека.
Но, несмотря на критику, Просвещение остается одной из важнейших интеллектуальных традиций современности. Его влияние заметно во всех сферах культурной и общественной жизни - от политики и экономики до морали и искусства. Многие базовые ценности западного общества берут начало в эпоху Просвещения, поэтому ее значение трудно переоценить.
Значение для современности
Эпоха Просвещения оказала огромное влияние на развитие современного общества. Многие ключевые принципы и ценности, на которых базируется сегодняшний мир, берут свое начало в идеях просветителей XVIII века. Во-первых, рационализм и научный подход, выдвинутые мыслителями Просвещения, легли в основу технического и социального прогресса последних столетий. Развитие науки и технологий коренным образом изменило облик цивилизации и условия человеческой жизни. Во-вторых, идеалы свободы личности, равенства, прав человека, выдвинутые просветителями, воплотились в таких явлениях, как либеральная демократия, отмена рабства, борьба за гражданские права. Эти идеалы до сих пор остаются стержнем современной политической философии.
В-третьих, Просвещение утвердило принцип светскости и религиозной терпимости, отделив государство от церкви. Это привело к формированию современных секулярных обществ с разнообразием мировоззрений. Таким образом, в философии, политике, науке, культуре мы до сих пор во многом живем в век Просвещения. Конечно, не все идеи просветителей реализовались или оказались верными. На некоторые из них обрушилась резкая критика. Тем не менее, это была эпоха, которая задала вектор развития современной цивилизации.