Русский язык богат на орфограммы, это знает каждый ребенок. С самого детства на уроках русского языка мы учим многочисленные правила, которых не счесть, а все для того, чтобы знать правильное написание слов. Все орфограммы русского языка не счесть, их настолько много, что даже филологи порой их путают и забывают. Данная статья поможет разобраться в основных правилах орфографии.
Безударные проверяемые гласные в корне и орфограмма "ча, ща"
Это правило дети начинают изучать, как правило, в первом классе или в детсаду. Правило помогает узнать, какая буква пишется в корне слова. Например, в слове "оч_рование" можно написать как букву "о", так и букву "а". Чтобы узнать, какая буква пишется в слове, необходимо подобрать однокоренное слово. Подходящим словом будет "чара", ведь здесь ударение падает на букву "а". Значит, что и "очарование" пишется с буквой "а" в корне.
Стоит учитывать, что орфограммы в русском языке могут пересекаться. Например, еще одним, не менее важным правилом будет правописание "ча, ща". Слова на "ча, ща" всегда пишутся с буквой "а". Например, чаща, чара, очарование, чашка и т. д.
Непроверяемые гласные в корне слова
Непроверяемые гласные в корне слова – это то самое нелюбимое правило школьников в начальных классах. Ведь при написании слов с такой орфограммой не помогут никакие правила. Орфограммы русского языка с непроверяемой гласной в корне не проверяются, написание таких слов необходимо запомнить. Гласные нельзя проверить в таких словах, как: береза, малина, винегрет, аллея, завод, народ, банан, шоколад, алмаз и др. Написание таких слов необходимо запомнить раз и навсегда, чтобы не совершать ошибок.
Непроизносимые согласные в корне слова
Очень важно изучить правило непроизносимых согласных в корне слова, потому что данная орфограмма частенько встречается на письме. Чаще всего непроизносимые согласные в корне проверяются. Например: опасно – опасен, сердце – сердечко, солнце – солнышко, гигантский – гигант, счастливый – счастье, безмолвствовать – молва и др.
Правописание приставок, оканчивающихся на з-, с-
На самом деле, люди часто делают ошибки в приставках, оканчивающихся на з- и с-, пусть даже и хорошо знают русский язык. Орфограммы приставок встречаются часто, поэтому просто необходимо запомнить от чего зависит написание приставки. Приставками на з- и с- являются: воз-/вос-, чрез-/черес-, вз-/вс-, воз-/вос-, из-/ис-, раз-/рас-, без-/бес- и роз-/рос-.
Для того чтобы понять, какая буква пишется, необходимо посмотреть на последующую. Если последующая после приставки буква согласная глухая (к, п, т, ш, щ, ф, х, ч, с, ц), то пишется приставка на букву "с", такое правило предусматривает русский язык. Орфограммы указывают на то, что если последующий звук звонкий, то пишется приставка с окончанием "з". Примеры с "с": вспыхнуть, роспись, обесцветить, бесконечный и др. Примеры с "з": чрезмерный, безрадостный, изделие, взглянуть и др.
Чередующиеся гласные в корне
Чередование гласных в корнях – это важное правило, которое будет сопутствовать ученику с 5-го до 11-го классов. Орфограмма на чередование гласных в корнях есть практически во всех экзаменах, таких, как ОГЭ (ГИА) и ЕГЭ.
Орфограммы по русскому языку предусматривают существование четырех групп чередования, каждую необходимо подробно рассмотреть:
- Корни, в которых написание гласной зависит от последующего суффикса:
-бер-/бир-, -тер-/-тир-, -пер-/-пир-, -стел-/-стил-, -блест-/-блист-, -дер-/-дир-.
В корне слова пишется буква "и" в случае если следует суффикс -а-: замирать (но замереть), сжигать (но сжечь), блистать (но блестеть) и др.
В корне слова пишется "а", если следует суффикс на -а-: касаться (но коснуться), предлагать (но предложить) и др.
- Корни, в которых написание гласной зависит от ударения в слове:
-гар-/-гор-, -твар-/-твор-, -клан-/-клон-, -зар-/-зор-.
Если в слове ударение падает на букву "а", то в корне тоже пишется "а": загар, кланяться, зарево, заря и др.
Если в слове ударение не падает на корень, то пишется "о": творение, поклон, загорать, зорька и др.
- Написание гласной в корне слова зависит от буквы, стоящей за этой гласной:
-раст-/-ращ-/-рощ-, -скак-/-скоч-.
Буква "а" пишется перед "ст" и "щ": растение, выращенный и др. Буква "о" пишется во всех остальных случаях. Исключения: росток, подростковый, рост, ростовщик, Ростов и др.
"А" пишется перед "к", а "о" пишется перед "ч": скакать, вскочить и др. Исключения: скачок, скачу и др.
- Написание гласной в корне зависит от смысла:
-мак-/-мок-, -равн-/-ровн-.
В первом случае пишется "а", если значение слова имеет смысл погружения в воду: макать, обмакнуть и др. Пишется "о" со значением жидкости: мокрый, мокнуть, промок и др.
Во втором случае пишется "а", когда значение синонимично слову "одинаковый": равный, равен и др. Пишется "о", когда значение синонимично слову "прямой": ровный, выровнять и др.
Буквы "и", "ы" после "ц"
Богат на различные правила русский язык. Орфограммы встречаются то тут, то там. Именно так и с буквами "и", "ы" после согласной "ц", школьники очень часто путаются в их правописании. На самом деле, для того чтобы правильно писать слова с такой орфограммой, необходимо запомнить, в каких случаях пишут "и", а в каких "ы":
- "и" пишут в корне слова: цифра, цитата, цирк, цилиндр и др.
- "и" пишут в словах на "ция": нация, лекция, конференция, информация, приватизация и др.
- "ы" пишут в окончаниях и суффиксах слов: (нет) царицы, (платок) лисицын, (нет) падчерицы и др.
- "ы" пишут в словах-исключениях: цыган, цыпленок, цып-цып, цыкнуть, на цыпочках и др.
Правописание приставок пре- и при-
Правописание приставок довольно усложняет русский язык. Орфограммы на эту часть слова содержатся очень часто и в большом количестве. Однако правило на приставки пре- и при- запомнить довольно легко.
Употребляется приставке пре-, когда:
- Она имеет значение приставки пере-: прекратить, преградить, преемник и др.
- Придает слову высшую степень качества: премилый, предобрый, превозносить, превосходить, превышать и др.
Употребляется приставка при-, когда:
- Имеет значение близости: приморский, приусадебный, придворный, привокзальный и др.
- Имеет значение прибавления и приближения: пристегнуть, привести и др.
- Указывает на неполноту действия: призакрыть, прилечь, приступить, приутихнуть и др.
- Указывает на законченность действия: прирезать, приглушить и др.
Как известно, все орфограммы русского языка изучаются многие годы. Для того чтобы быть грамотным и образованным, необходимо заучивать эти правила орфографии и делать практические задания. В школах тщательно проходят каждое правило орфографии.