Готовясь к первому сентября, родители заботятся о том, чтобы у ребенка была красивая школьная форма и принадлежности для учебы хорошего качества. И, как правило, не задумываются о планировании заранее режима дня на период учебы.
Режим дня школьника заключается в рациональном распределении времени суток на фазы деятельности, отдыха и сна с учетом биологических ритмов растущего организма.
Родители обязаны организовать правильный режим дня для школьника с целью обеспечения наилучших условий как для его работы, так и для отдыха. От этого напрямую зависит его здоровье, физическое развитие, школьная успеваемость. Школьник, у которого нет определённого распорядка, более склонен тратить время в пустую и гнаться за пустой инициативой. Конечно, это касается не всех. Но вместе с этим распорядок дня поможет школьнику в будущем правильно строить свой режим дня в университете или на работе, а также конструировать цели и задачи на день. Особенно распорядок дня важен для 8-9 классов, когда ученик более склонен к расстройству психики, неврологическим заболеваниям и депрессии.
Режим дня ученика, организованный правильно, строится на основе строгого чередования его элементов (утренний подъем, прием пищи, приготовление домашнего задания и т. д.). При их выполнении в определенном порядке, ежедневно в один и тот же период времени, центральная нервная система образует связи, облегчающие переход от элемента к элементу, затрачивая на их выполнение минимум энергии.
Составляя режим дня школьника, необходимо учитывать его возрастные особенности, в первую очередь - нервной системы. Ведь простая нагрузка для учеников среднего и старшего возраста окажется непосильной для школьников младших классов.
Каждое утро ребенка-школьника должно начинаться зарядкой, прогоняющей остатки сонливости и дающей заряд бодрости на день. Основная деятельность детей школьного возраста - учеба. Важным моментом является приобщение детей к физическому труду (школьная мастерская, занятия в кружках, помощь по домашнему хозяйству, работа в саду и огороде и т. д.).
Подготовка домашних заданий занимает у младших школьников от полутора до двух часов, ученики средних классов затрачивают на это от двух до трех часов, а старшим школьникам необходимо три-четыре часа. Не рекомендуется выполнять домашние задания сразу после возвращения из школы. Перерыв между школьными занятиями и домашними должен составлять не меньше двух с половиной часов, причем большая часть времени должна отводиться на прогулки и игры на воздухе. Учащиеся первой смены подготовку домашних заданий должны начинать не ранее, чем в 16-17 часов. А режим дня школьника второй смены предусматривает начало выполнения домашних заданий с 8:00–8:30 утра. После их выполнения – прогулка на воздухе. Причем родители этих школьников должны следить за тем, чтобы домашние задания не выполнялись ими в вечернее время, после прихода из школы.
Выполняя задания дома, желательно делать десятиминутный перерыв через каждых 40-45 минут и проветривать комнату. Для выполнения домашних заданий школьнику должны быть созданы условия со спокойной обстановкой.
Режимом дня школьника также предусматривается время для деятельности по интересам (рисование, чтение, музыка, конструирование) - от одного часа для младших школьников до двух с половиной часов для старших. Школьники также в обязательном порядке должны привлекаться к посильному домашнему труду.
Соблюдение школьниками режима приема пищи в строго определенное время способствует выработке условного рефлекса, вызывающего аппетит, и лучшему усваиванию питательных веществ, а также становится залогом здоровья.
Завершается режим дня школьника вечерними гигиеническими процедурами, на что отводится 30 минут. В этот период ученик также должен привести в надлежащий вид свою обувь и форму.
Время ночного сна ребенка составляет приблизительно 10 часов. Очень важно ложиться спать и подниматься в один и тот же период времени. Школьники младшего возраста должны ложиться спать не позднее 21:00, а старшего – в 22:00-22:30. Ученики и первой, и второй смены должны подниматься утром в семь часов.
Ориентировочный режим дня школьника, учащегося в первую смену:
- в 7:00 – подъем;
- с 7:00 до 7:30 – зарядка, гигиенические манипуляции, уборка своей постели;
- с 7:30 до 7:50 – завтрак;
- с 7:50 до 8:20 – время на дорогу в школу;
- с 8:30 до 12:30 – школьные занятия;
- с 12:30 до 13:00 – время на дорогу из школы;
- с 13:00 до 13:30 – обед;
- с 13:30 до 14:30 – сон или отдых;
- с 14:30 до 16:00 – игры на воздухе или прогулка;
- с 16:00 до 16:15 – полдник;
- с 16:15 до 18:00 – работа над домашними заданиями;
- с 18:00 до 19:00 - вечерняя прогулка на воздухе;
- с 19:00 до 19:30 – ужин;
- с 19:30 до 20:30 - занятия по интересам (чтение, спокойные игры, помощь семье и т. д.);
- с 20:30 до 21:00 – подготовка к следующему дню и сну (чистка обуви и одежды, гигиенические процедуры);
- с 21:00 - сон.
Пример режима дня для младшего школьника, учащегося во вторую смену:
- в 7:00 – подъем;
- с 7:00 до 7:15 - зарядка, гигиенические манипуляции, уборка своей постели;
- с 7:15 до 7:35 - завтрак;
- с 8:00 до 10:00 - работа над домашними заданиями;
- с 10:00 до 11:00 – деятельность по интересам (музыка, чтение);
- с 11:00 до 11:30 – второй завтрак;
- с 11:30 до 12:30 – прогулка;
- с 12:45 до 13:00 – обед;
- с 13:00 до 13:20 - время на дорогу в школу;
- с 13:30 до 18:00-19:00 - школьные занятия;
- с 18:00-19:00 до 20:00 – прогулка;
- с 20:00 до 20:30 – ужин;
- с 20:30 до 21:30 – занятия по интересам;
- с 21:30 до 22:00 - подготовка к следующему дню и сну (чистка обуви и одежды, гигиенические процедуры);
- с 22:00 – сон.