Экраноплан "Орленок": описание, назначение, тактико-технические характеристики

Экраноплан «Орленок» - летательный аппарат с уникальными свойствами. Его создание с момента зарождения идеи до вынужденного прекращения работ – это одна из малоизвестных из-за секретности, но очень интересных страниц истории техники.

Почему появились экранопланы

Развитие техники – это в первую очередь борьба за скорость. Она подогревается конкуренцией, зачастую жестокой, и заставляет конструкторов искать новые, порой неожиданные решения.

Быстроходность, одно из самых важных качеств водного транспорта, ограничивалась недостаточной мощностью двигателей и гидродинамическим сопротивлением корпуса, которое увеличивалось с ростом скорости. И если первая проблема решалась использованием более мощных двигателей, то избавиться от второй можно было, только выйдя из воды. Так появились глиссеры, суда на воздушной подушке, затем на подводных крыльях и, наконец, экранопланы. Не зря же конструктором экраноплана «Орленок» был Р. Е. Алексеев, известный советский конструктор судов на подводных крыльях.

Для того чтобы летательные аппараты могли на большой скорости передвигаться на границе двух сред – воды и воздуха - нужно было решить множество технических задач.

Во-первых, нужно было обеспечить их устойчивость при полете на сверхмалых, до двух метров, высотах. Во-вторых, задача состояла в том, чтобы одновременно обеспечить малый вес конструкции и ее прочность при ударах о гребень волны на скорости до 400 км/час.

В-третьих, нужно было найти материалы легкие и стойкие к воздействию морской воды, при том, что традиционные судостроительные материалы тяжелые, а авиационные быстро корродируют. Четвертой серьезной задачей стало создание легких, но мощных двигателей, не боящихся брызг соленой морской воды.

Экраноплан "Орленок"

Экраноплан «Орленок» стал летательным аппаратом, в котором конструкторская мысль воплотила решение этих и других, не менее серьезных задач.

Установочная серия экранопланов

Летательный аппарат с экранным эффектом (поток воздуха отбрасывается крылом вниз, отражается от поверхности воды или суши и ударяется о крыло, увеличивая этим подъемную силу) проектировался для военно-морского флота в качестве транспортно-десантного средства.

От идеи до первого образца путь был долгим – более десяти лет.

Первые летные испытания начались в 1972 году на Волге. Затем десантный экраноплан «Орленок» был переправлен на Каспий, где продолжались полеты уже над морем. Испытания подтвердили замечательные летно-технические качества новинки.

Первые два образца предназначались для испытаний и после них были отправлены на слом, причем один – после аварии. Три экраноплана с серийными номерами С-21, С-25 и С-26, построенные в 1977, 1980 и 1983 годах, вошли в состав 11-й отдельной авиагруппы, непосредственно подчинявшейся Главному штабу морской авиации, и были списаны в 2007 году.

Таких летательных аппаратов должно было быть значительно больше, предполагалось строительство еще 120 машин. Потом их число снизилось до 24, а после смены руководства Министерства обороны программа была и вовсе закрыта.

Десантный экраноплан "Орленок"

Летом 2007 года с базы в Каспийске наиболее сохранившийся экраноплан с серийным номером С-26 был доставлен в Москву, он стал экспонатом в музее ВМФ, а позднее попал в частный музей на Химкинском водохранилище.

Конструкция и назначение экраноплана

«Орленок» способен перебрасывать морской десант в количестве двухсот вооруженных пехотинцев или две плавающие бронемашины (танки, БМП, БТР) с экипажами на расстояние до полутора тысяч километров со скоростью до 500 км/час. При этом экраноплан А-90 «Орленок» способен взлетать при высоте волны до двух метров, не теряя устойчивости, и преодолевать противодесантные (минные и сетевые) заграждения по воздуху.

Основные тактико-технические характеристики включают высоту полета над экраном от полуметра до десяти метров, при этом максимальная высота полета составляет 3000 м. Максимальный взлетный вес составляет 140 тонн, из них 20 приходится на груз.

Габаритная длина составляет 58,1 м, высота с воздушным винтом на стоянке – 16 м, размах крыла – 31,5 м, его площадь 304 кв.м, размеры грузового отсека – 21×3,2×3 м.

Специальный силовой разъем позволяет откинуть вправо носовую часть корпуса с кабиной экипажа. Выдвигается аппарель, по которой быстро десантируются личный состав и техника.

конструкция и назначение

«Орленок» представляет собой низкоплан с тремя двигателями, фюзеляжем-лодкой и хвостовым оперением в виде буквы «Т». Основной материал конструкции – сплав алюминия и магния АМГ61. Радиопрозрачные поверхности изготовлены из композитных материалов. От коррозии защищают специальные покрытия и электрохимические протекторы.

Фюзеляж и шасси экраноплана

В фюзеляже с балочно-стрингерной силовой конструкцией размещены кабина и помещение для отдыха экипажа (командир, второй пилот, штурман, механик, радист, стрелок, два техника), отсеки с радиоэлектронным и радиосвязным оборудованием, отсек вспомогательной силовой установки и других бортовых агрегатов, грузовой отсек со швартовочными узлами.

В крыше кабины пилота находится аварийный люк, а по бокам корпуса над крылом - двери для экипажа.

А-90 "Орленок"

На днище лодки выполнена система продольных и поперечных реданов, к нему в носовой части крепится одна, а в районе центра масс – вторая гидролыжа.

Шасси состоит из десятиколесной основной и двухколесной носовой опоры. В убранном положении шасси частично прикрываются гидролыжами. Конструкция шасси, лыжно-амортизирующее устройство и поддув позволяют экраноплану перемещаться по любому грунту, льду и снегу.

Крыло и хвостовое оперение

Для подъема тяжелой машины над поверхностью воды важен не только размах крыла, но и его аэродинамическая компоновка с большим углом атаки, малым удлинением и стреловидностью 15°. Поплавки на концах играют роль глиссирующих и аэродинамических шайб. Закрылки-элероны и стартовые щитки изменяют положение при взлете таким образом, что реактивные газовые струи от стартовых двигателей попадают под крыло, вырваться из-под него не могут, и за счет их повышенного давления экраноплан «Орленок» поднимается из воды.

размах крыла

Хвостовое оперение предназначено для улучшения характеристик устойчивости и управляемости экраноплана. Большой стабилизатор с четырехсекционными рулями высоты обеспечивает устойчивый полет. На вертикальном оперении, которое составляет с фюзеляжем единое целое, установлен маршевый двигатель, в который на такой высоте не попадают брызги воды при взлете и посадке.

Силовая установка

Чтобы обеспечить тактико-технические характеристики, в частности, крейсерскую скорость, главная силовая установка состоит из трех двигателей: маршевого турбовинтового, мощность которого 15 тысяч л.с., и двух стартовых турбовентиляторных.
Стартовые двигатели имеют ограниченный ресурс работы, включаются только при взлете, их поворотные сопла позволяют направить струи газа под крыло при разбеге, и на горизонтальную тягу при разгоне до крейсерской скорости. Их воздухозаборники придают носовой части своеобразный вид: они находятся перед фонарем кабины пилотов опять-таки, чтобы в них не попадали брызги воды. Для запуска стартовых двигателей служит вспомогательная силовая установка ЕА-6А.

тактико технические характеристики

Маршевый двигатель приводит в движение тянущие винты с четырьмя лопастями. Их диаметр – шесть метров.

Вооружение и оснащение

Экраноплан «Орленок» оснащен навигационным комплексом «Экран» с обзорной РЛС; автоматической системой управления полетом; гидросистемой для привода рулевых поверхностей, механизации крыла, работы гидролыж и шасси, поворота откидывающейся части фюзеляжа; электросистемой для питания пилотажно-навигационного, радиосвязного и электротехнического оборудования.

Морские навигационные огни и якорно-буксировочные принадлежности как на любом судне.
Основным вооружением экраноплана является спаренная пулеметная установка «Утес» калибром 12,7 мм, которая установлена во вращающейся башне.

Преимущества экраноплана «Орленок»

Если сравнивать с самолетом сопоставимой полезной нагрузки и взлетного веса, то расход топлива у экраноплана существенно ниже при возможности долгое время лететь на большой высоте. Еще один аспект экономической эффективности «Орленка» то, что дорогостоящие большие аэродромы, для которых из землепользования выводятся огромные территории, ему не нужны.

Для военных целей преимущество перед самолетами – радиолокационная скрытность на малой высоте полета.

По сравнению с судами на подводных крыльях у экраноплана намного меньше численность экипажа, а крейсерская скорость – в разы больше.

Безопасность и амфибийность, для чего собственно и предназначался десантный экраноплан «Орленок», обеспечивают посадку при значительном волнении на море, а также на мелководье и лед, на грунт любой сложности.

Маневренность, большой радиус действия, отрыв от экранирующей поверхности при малой скорости, значительная грузоподъемность и стойкость к боевым повреждениям дополняют комплекс уникальных возможностей транспортного средства.

Да, проект был уникальным, и возможности у него были большие, но… мечтам не суждено было сбыться.

стоимость экраноплана "Орленок"
Что тому виной, стоимость экраноплана «Орленок» (в конце прошлого века озвучивалась сумма в триста миллионов рублей на доведение нового образца до летного состояния), слишком большие показатели грузоподъемности для государственных программ или отсутствие современных материалов и техники, только даже в мирной жизни он остался невостребованным, несмотря на интересные разработки на его базе.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.