Мария Николаевна Ермолова – звезда театральной русской сцены известна своим драматическим дарованием. Ее жизнь была подчинена служению театру, весь ее путь – это пример самозабвенной любви к искусству.
Детство будущей звезды
15 июля 1853 года появилась на свет будущая звезда сцены Мария Ермолова. Биография актрисы начиналась в семье, имеющей отношение к театру: ее дед был когда-то крепостным скрипачом у князей Волконских, за заслуги он получил вольную и остаток жизни проработал в гардеробе Малого театра, отец девочки служил там же суфлером. Поэтому Маша уже с малых лет погрузилась в жизнь закулисья. Глядя на сцену из суфлерской будки, она была убеждена, что ей предстоит стать лучшей актрисой. Она уже с 4 лет разыгрывала перед зеркалом различные сцены, и родители это приветствовали.
Отец Ермоловой был увлекающейся и артистичной личностью, он много читал, рисовал, писал стихи и пьесы. Но при этом имел нелегкий характер, детей воспитывал в чрезвычайной строгости, был склонен к яростным вспышкам гнева по пустякам. Это повлияло на характер дочери, которая всю жизнь сторонилась большого общества, была очень скромна и неприхотлива.
Учеба и мечты
Семья Ермоловой была из числа бедных, поэтому большого выбора, куда пойти учиться, у девочки не было. Отец считал, что дети должны с детства привыкнуть к тяготам жизни, и особенно не заботился об их удовольствиях. У девочки даже не было букваря, она училась читать по пьесам, которые в избытке лежали на столе отца. В 9 лет ребенка было решено отдать учиться в Московское театральное училище, там было бесплатное, «казенное» место на балетном отделении, куда Ермолову зачислили. И начались самые тяжелые годы ее жизни. Танцевального таланта у Марии не было, каждый урок для нее был мучением, но педагоги и однокурсники замечали ее артистические способности.
В 13 лет отец смог устроить первый выход дочери на драматическую сцену, ей дали роль в водевиле «Десять невест и ни одного жениха» в Малом театре. Образ Фаншетты был не близок Ермоловой, и успеха она не имела, кроме того, знаменитый актер Самарин вынес приговор: «Никогда ей не быть актрисою».
Но это не мешало Марии мечтать о драматической сцене, он знала все пьесы, которые шли в Малом театре, была уверена в своем призвании, несмотря ни на что. И упорно продолжала осваивать профессию балерины.
Успешный дебют
Подъем Марии Ермоловой не был предсказуем и ожидаем. Случайно в 16 лет ей представилась возможность появиться на сцене Малого театра в драматической роли. Прима театра Н. Медведева готовилась к бенефису и срочно искала замену заболевшей Г. Федотовой в спектакль по Лессингу «Эмилия Галотти», и однокурсница Марии посоветовала ее кандидатуру. Успех дебютантки превзошел все ожидания, публика была потрясена искренними и глубокими переживаниями юной актрисы. Ее вызывали на поклон 12 раз, что было неслыханным для дебютантки. Сама Ермолова запишет в дневнике: «Я счастлива сегодня». Но успешный дебют не прекратил ее мучительных занятий балетом, еще два года ей пришлось доучиваться в училище и только по его окончании выйти на желанный путь драматической актрисы.
Театр — судьба
Сразу после выхода из училища Ермолова была зачислена в труппу Малого театра. Но руководство театра было убеждено, что для молодой артистки лучше подходит комедийное амплуа, и ей в первое время давали роли исключительно в водевилях. Она играла легкомысленных барышень, вкладывая в них больше глубины и серьезности, чем задумывали авторы. Однако роли Машеньки в «Рабстве мужей», Марфы в «Царской невесте», Эммы в «Семье преступника», Лидочки в «Свадьбе Кречинского», Марианны в «Тартюфе» стали для нее хорошим стартом. К ролям Мария Николаевна подходила очень серьезно, долго искала черты характера, продумывала рисунок образа. Первые три года в театре стали для нее временем учебы, она набиралась мастерства, осознавала свои возможности.
Удачный дебют и первые роли значительно осложнили жизнь Ермоловой в театре, на первых порах ее окружали зависть и недоброжелательство. Ей было трудно вписаться в труппу еще и из-за своего необщительного характера. Большую поддержку ей оказала семья Щепкиных, родственников знаменитого актера. В их доме собиралась интеллигенция Москвы, и Марии удалось свести много полезных знакомств, которые помогут ей в будущем.
Талант трагической актрисы
Постепенно режиссеры обнаруживают мощь дарования Ермоловой и поручают ей более серьезные роли. В 1873 году ей посчастливилось поработать над образом Катерины в «Грозе» А. И. Островского, она в течение нескольких лет совершенствовала и оттачивала эту роль, доводя до совершенства. Талант должен созреть, и актер должен накопить определенный опыт, чтобы расцвести в полную силу. Прошло шесть лет, прежде чем на сцене Малого театра заблистала во всей своей силе истинная новая звезда – Мария Ермолова. Актриса к 1876 году вошла в превосходную форму и созрела для бенефиса. Специально для нее завсегдатай кружка у Щепкиных Сергей Юрьев перевел пьесу Лопе де Вега «Овечий источник», роль Лоуренсии в которой идеально подходила для такого мероприятия. Пьеса имела оглушительный успех, восторженная публика перегородила дорогу и вместо лошадей везла ее карету до дома, а потом внесла актрису в дом на руках.
Так началась счастливая полоса в жизни Марии Ермоловой. Она открывает новую эпоху в Малом театре – эпоху романтики. Ее лирический дар в полной мере реализовался в таких ролях, как Офелия, Дездемона, Эстрель в «Звезде Севильи», Елизавета в «Дон Карлосе».
Но самую большую славу Марии Ермоловой составили трагические и драматические роли, в них со всей полнотой раскрылся ее талант. Федра, Сафо, леди Макбет в исполнении актрисы восхищали публику и критиков. В них ее индивидуальность проявилась в полной мере.
Прикосновение к современной драматургии
В конце 80-х и 90-х годов 19 века Ермолова Мария обращается к современному репертуару, в котором не нужны были страсть и пафос, присущие классическому материалу. Здесь акцент делается на бытовых темах и реалистичности персонажей. Новые грани таланта Ермоловой раскрываются в пьесах русских драматургов: А. Н. Островского, В. И. Немировича-Данченко, А. И. Сумбатова-Южина, М. И. Чайковского, А. С. Суворина. Она не только пробует себя в положительных образах, но и обращается к отрицательным персонажам.
Завершающие годы карьеры
С 1910-х годов в профессиональной карьере актрисы произошли изменения, свой привычный репертуар она больше не хотела играть из-за возраста. Мария Ермолова вынуждена была обращаться к ролям матерей и старух. Но и в этот период у нее были творческие удачи, к которым относят роли царицы Марфы в пьесе Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», Мамелфы Дмитриевны в «Посаднике» А. К. Толстого, фру Альвинг в ибсеновском «Приведении».
В 1920 г. пышно празднуется 50-летие ее творческой деятельности, советская власть присваивает ей звание народной артистки Республики, она была первой в истории актрисой, получившей такой титул. Советская власть в 70-х годах 20 века запустила теплоход «Мария Ермолова», который дал название целому классу пассажирских водных судов.
В 1923 году она официально покидает сцену. Но продолжает давать концерты в качестве чтеца стихов, встречается со зрителями.
Лучшие роли
Актриса Ермолова Мария Николаевна обладала мощнейшим трагическим дарованием, за свою жизнь она воплотила на сцене более 300 образов. Но ее главной ролью критики называют Жанну Д'Арк в «Орлеанской деве» Шиллера. Эту пьесу она много лет «отбивала» у цензуры, и только в 1884 году разрешение на постановку было получено. Далее в течение 18 лет спектакль не сходил со сцены, и Ермолова в нем только набирала силу. К лучшим ролям также относятся: Негина в «Талантах и поклонниках» Островского, Кручинина в его же пьесе «Без вины виноватые», Мария Стюарт в пьесе Шиллера, Федра Расина, Гермиона в шекспировской «Зимней сказке».
Театр Марии Ермоловой – это театр переживаний и погружений. Она воплощала собой систему К. С. Станиславского.
Слава актрисы известна сегодня только по отзывам современников, фото Марии Ермоловой не передают всего ее магического обаяния, а на кинопленку ее спектакли не были засняты. Однако известно, что она впечатляла зрителя глубиной и силой переживаний, умела выразить тончайшие душевные движения и настроения.
Частная жизнь
Все современники утверждали, что Ермолова в жизни была очень скромным и непритязательным человеком, она не стремилась к роскоши, обходилась малым. Так, из украшений на ней можно было увидеть только нить жемчуга, из одежды она предпочитала строгие черные платья. В доме ее была очень аскетичная обстановка, его украшали только цветы, подаренные зрителями.
Ермолова вышла замуж за Николая Шубинского еще в молодом возрасте по большой любви, которая очень быстро рассеялась, и обнаружилось значительное несходство характеров и взглядов супругов. Но Мария Николаевна Ермолова всю жизнь продолжала жить с нелюбимым человеком ради дочери. Современники говорили, что позже ее настигла большая любовь с ученым, проживающим в Европе. Но Ермолова так и не решилась расторгнуть брак.
В последние годы жизни ей много радости доставлял внук Коля, с которым она проводила много времени. 12 марта 1928 скончалась великая русская актриса Ермолова Мария Николаевна.