Тайны океанов. Обитатели подводного мира

Бескрайние водные просторы во все времена притягивали и пугали человека одновременно. Отважные мореплаватели отправлялись путешествовать в поисках неизведанного. Многие тайны океанов остаются неразгаданными и сегодня. Не зря от научных сотрудников можно услышать о том, что гидросфера менее изучена, чем поверхность естественного спутника Земли. В этом есть доля истины, потому что степень изученности вод мирового океана не превышает 5%.

Исследование океанов

Исследование морских глубин началось намного раньше, нежели освоение космических просторов и далеких галактик. Создавались аппараты, способные опустить человека на значительную глубину. Развивались технологии подводной съемки и роботизированные системы. Площадь океанов и его глубины настолько велики, что для изучения их было сконструировано множество типов батискафов.

После совершения первого полета человека в космическое пространство в 1961 г., ученые все силы бросили на исследование Вселенной. Тайны океанов ушли на второй план, потому что добраться до них казалось намного труднее. Начатые программы по изучению морей были заморожены или сокращены.

рыбы океана

Интересные явления

Исследователями была получена информация о существовании на дне океанов подводных рек. Разные соединения углеводородов сквозь трещины в земной коре выходят под толщей воды, смешиваются с ней и перемещаются. Это явление обозначено термином «холодное просачивание». Однако температура газов не ниже, чем у окружающей воды.

Подводные реки – не единственное интересное явление. Площадь океанов настолько велика, что под ней скрывается много загадочного. На морском дне обнаружено 7 подводных водопадов, по размеру превышающих известные аналоги на суше. Такое странное движение вод вызвано рядом причин:

• разная температура водных масс;
  • различая соленость;
  • наличие сложного рельефа донной поверхности.

Сочетание всех перечисленных факторов вызывает движение воды с большей плотностью, которая устремляется вниз.

проблемы океана

Молочные моря и ложное дно

Светящиеся в темноте пространства океана прозвали «молочными морями». Исследователи многократно фиксировали подобные явления на фотопленку. Существует немало гипотез, стремящихся объяснить их суть, однако назвать точную причину свечения вод не может никто. По версии одной из них, «молочные моря» - огромное скопление люминесцентных микроорганизмов. Свойством свечения в темноте обладают и некоторые рыбы океана.

Ложное дно – очередное загадочное явление, с которым иногда сталкивается наука. Первое упоминание о нем датируют 1942 г., когда ученые с помощью эхолокаторов заметили на глубине 4 сотен метров необычный слой, отражающий акустические сигналы. Дальнейшие исследования установили, что эта прослойка ночью поднимается к поверхности воды, а с рассветом погружается вновь. Догадки ученых подтвердились, это явление создали животные океана – кальмары. Им неприятен солнечный свет и от него они скрываются на больших глубинах. Плотные скопления этих организмов не пропускают звуковые волны.

Акустическая аппаратура фиксирует также непонятные звуковые волны, исходящие от морского дна. Их обнаружили в начале 90 годов XX века. Через некоторое время приборы перестали фиксировать это явление. В очередной раз звуки проявились спустя десять лет, став громче и разнообразнее. Ученые не могут указать их источник и причину возникновения.

особенности океанов

Бермудский треугольник

Есть и другие тайны океанов, вызывающие панический страх у простого человека. В определенных местах бесследно пропадают воздушные и морские суда вместе с людьми, возникают гигантские водовороты и видны сияющие круги. Многие слышали о загадочном Бермудском треугольнике, в котором наблюдаются все перечисленные феномены. Площадь зоны порядка 1 млн. км2. Слух об этой загадочной области пошел после исчезновения военных самолетов в 1945 г. Они успели передать информацию о том, что потеряли ориентацию в пространстве. За прошедшее время произошли десятки подобных случаев.

Эти феномены исследовались, выдвигались разные теории, пытающиеся их объяснить. Многие из них являются псевдонаучными и не могут восприниматься всерьез. Одна из самых достоверных была озвучена Д. Монаганом. Он видел причину в скоплениях углеводородных и иных газов в твердом состоянии у океанического дна. Происходящие тектонические процессы оказывали на них воздействие. В результате вещества переходили в газообразное состояние и собирались у поверхности воды.

Суда шли на дно, поскольку плотность воды значительно уменьшалась. Самолеты теряли ориентацию под действием газов. Движение углеводородов в воде создает инфразвук, который вызывает у человека состояние паники. Такой страх мог заставить команду в полном составе спешно покинуть судно. Это не единственная загадочная зона на бескрайних водных просторах. Какие еще тайны океанов предстоит разгадать ученым, остается только догадываться.

Тайны океанов

Причудливый мир

Под водой живут самые разнообразные организмы, обладающие необычным внешним видом. Одни из них ядовиты, другие безобидны. Невероятное разнообразие размеров и форм, а также необычных приспособлений, с помощью которых животные океана маскируются или охотятся. В число самых загадочных входит огромный спрут 13 м в длину. Этот обитатель подводного мира попал в объектив видеокамеры недавно. По некоторым данным, его размер может быть намного больше, до 18 м. Равными по силе ему являются лишь кашалоты и полярные акулы.

Морские глубины имеют множество беспозвоночных обитателей и микроорганизмов, которыми буквально усеяно дно. Пищей для них служит органика, которая сыплется на них сверху. Проблемы океана решаются самими его обитателями, например, вопрос переработки остатков живых организмов. Исследуя особенности океанов, ученые обнаружили бактерию, обитающую глубоко под его дном. Она живет под трехсотметровым осадочным слоем много миллионов лет.

животные океана

Кораллы

Кораллы, живущие на глубинах до 6 км – очень интересное зрелище. Под таким слоем воды температура не поднимается выше +2ºC. Их великолепие не уступает тем, которые мы видим на мелководье тропических морей. Жизнь этих организмов протекает неспешно, а ареал очень велик.

Понять степень их распространение получилось лишь после применения тралов. Рыбы океана стали ловиться таким варварским методом, разрушающим донную экоструктуру. Недалеко от Норвегии было обнаружено самое большое место их расселения. Оно имеет площадь свыше 100 км2.

площадь океанов

Гидротермальные чудеса

Одна из экосистем была обнаружена учеными в районе горячих подводных источников, где кипящая вода прорывается из-под земной коры в океан. Территория просто кишит разнообразными беспозвоночными и микроорганизмами. Среди них встречаются и разные виды рыб. Обнаружены бактерии, способные жить в потоках воды с температурой 121ºC.

Мировой океан покрывает 70% поверхности нашей планеты. Учеными обнаружено немало интересных и загадочных явлений в его толще. Однако разгадать основные тайны океанов еще только предстоит.