Из всех работ Альфреда Хичкока самым знаменитым, пугающим, нестареющим, новаторским и неповторимым, невзирая на бесчисленные попытки воспроизвести успех, является фильм «Психо». Справедливости ради стоит отметить, что при жизни мастера никто из киношников не решался снять прямое продолжение. Только в 80-х годах в прокат вышли сразу три «Психоза», причем третья часть была снята Энтони Перкинсом – актером-заложником роли психопата-убийцы по имени Норман Бейтс. «Психо» - триллер Хичкока, с этим киношедевром ассоциируется имя Нормана у большинства поклонников жанра. Гораздо меньшее количество обывателей знает о книге Роберта Блоха «Психоз», по мотивам которой и был снят фильм, и мало кто в курсе, что в основу романа были положены реально происходившие когда-то события.
Литературный прототип и реальный человек
Общепринятое мнение гласит, что во время создания персонажа Нормана Бейтса писатель Роберт Блох вдохновлялся реальной личностью – убийцей Эдом Гейном. Гораздо позже литератор представил общественности свою авторскую, насыщенную художественным домыслом историю Гейна. Кроме этого, Блох заявлял, что отдельные характеристики были им срисованы с издателя журнала Castle of Frankenstein Келвина Бека. Поэтому Норман Бейтс – это и Келвин Бек, и Эд Гейн.
История превращения Нормана в безумного маньяка-убийцу началась с его матери Нормы. Женщина была противницей любого проявления плотских отношений, обвиняла людей в греховности и называла всех окружающих женщин падшими. После кончины отца Нормана мать и сын определенное время проживали вдвоем. Но мальчик взрослел, и вскоре у Нормы появился любовник по имени Джо Консидайн. Норман Бейтс, свихнувшийся от ревности, отравил любовника и мать стрихнином. При этом подросток сфабриковал предсмертную записку Нормы, которая ясно указывала на то, что она отравила своего возлюбленного, после чего покончила жизнь самоубийством. Тогда подростка никто не заподозрил, но Бейтс все же оказался в психлечебнице. Там необузданное чувство вины и стало причиной появления альтернативных личностей Нормана.
Три личности
Покинув стены лечебницы, Норман Бейтс унаследовал не только дом матери, но и семейный бизнес – мотель. Кроме этого, ценнейшей частью имущества свихнувшегося паренька стал труп его любимой мамочки. В литературном оригинале Блоха Бейтс был сосудом для сосуществования трех личностей – зависимого испуганного маленького мальчика Нормана, властной, жесткой и агрессивной Нормы, способной уничтожить каждого, кто посягнёт на раскрытие тайны ее смерти, и нормального, рассудительного и взрослого Нормана. Верховодит, как и в реальности, Норма, за которую несчастный сумасшедший даже говорил женским высоким голосом.
Кинообраз
Кинематографический образ Нормана значительно отличается от литературного. Книжный герой невысокий, некрасивый 45-летний мужчина. В фильме Хичкока герой симпатичный, стройный парень 25-30 лет. Говорят, что изменение внешности героя - целиком заслуга режиссера, Хичкоку хотелось, чтобы зритель в определенной мере симпатизировал персонажу. Изначально в киноленте Бейтс предстаёт перед зрителем владельцем скромного мотеля, управляет которым совместно с матерью.
Через некоторое время у Нормана просыпается симпатия к одной из постоялиц Мэрион Крейн, которая имеет неосторожность порекомендовать парню отправить мамашу в дурдом. В тот же вечер девушка гибнет от ударов ножа, наносимых фигурой в белом балахоне. Норма и Норман решают избавиться от трупа, но скрыть случившееся не получается. В ходе проводимого расследования выясняется, что Норма Бейтс умерла несколько лет назад. Всем становится ясно – убийца сам Норман, т. е. одна из его альтерличностей. В результате героя нейтрализуют и помещают в психбольницу, там Норма полностью разрушает его разум, а люди обходят дальней дорогой мотель Бейтса. Норман выйдет из психушки спустя целых 22 года.
Персонаж в сиквеле 1983 года
Во второй части фильма герой выходит из лечебницы. Терапия помогает Норману избавиться от личности его матери. Проходит время, мужчина влюбляется в родственницу своей первой жертвы. Но в округе снова начинают погибать люди, а Бейтс получает таинственные послания от вроде как восставшей матери. Такое развитие событий медленно, но верно сводит мужчину с ума. В результате выясняется, что за всеми этими происшествиями стоит Лили Крейн – сестра убиенной Норманом в первой части девушки. Она, руководствуясь чувством мести, всячески пытается вернуть Бейтса в лечебницу. В это же время появляется не менее безумная сестра Нормы по имени Эмма, которая считает себя матерью главного героя. В конце концов, полоумный Норман Бейтс убивает неожиданно объявившуюся тетку, но труп сохраняет, наверняка по привычке.
Борьба и сравнительно позитивный финал
В третьей и четвертой частях борьба Нормана с матерью продолжается с переменным успехом. В результате герой умудряется все же избавиться от призраков прошлого, помешав «своей матери» убить его супругу. Бейтс сжигает семейный особняк, чтобы разорвать связывающую с прошлым нить. Естественно, при крайней необходимости создатели в любой момент могли бы реанимировать жестокую Норму, но финал четвертой части решили сделать относительно позитивным.
Таким предстал перед зрителем убийца-психопат Норман Бейтс. Фильм «Психо», срежиссированный Хичкоком, по праву признан лучшим в представленной франшизе.